«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня каждый пятый взрослый не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик. Называется это функциональной неграмотностью. То есть по документам-то человек вполне себе образованный - умеет писать и читать, школу окончил. Но не понимает сути прочитанного текста, не может его пересказать, сам не в состоянии написать логически связный текст. По словам педагогов, отставание, наметившееся в раннем возрасте, накапливается к средним классам, и затем решить проблему уже невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи» | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Павлова Л.А., учитель-логопед
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Актуальность
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой ребенком через компьютеры, телевидение, планшеты. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Это оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение.
В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем как специальной, так и дошкольной педагогики является создание условий для формирования у детей способностей к овладению связной речью, как необходимых предпосылок гармоничного развития и социализации личности.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности, социальные проблемы. Для педагогов и психологов речь является своеобразным «рентгеновским аппаратом», высвечивающим становление не только детского мышления, сознания, но и адаптированность к социуму.
Устная речь дошкольника является базой для устной и письменной речи в школе. Педагоги, ведущие лингвисты неоднократно заявляли о проблеме функционального чтения и призывают вернуть в школы чтение с пересказом.
Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72 процента подростков.
Сегодня каждый пятый взрослый не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик. Называется это функциональной неграмотностью. То есть по документам-то человек вполне себе образованный - умеет писать и читать, школу окончил. Но не понимает сути прочитанного текста, не может его пересказать, сам не в состоянии написать логически связный текст.
По словам педагогов, отставание, наметившееся в раннем возрасте, накапливается к средним классам, и затем решить проблему уже невозможно.
Теоретическое обоснование
Развитие речи является одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ведь правильная грамотная речь – важное условие успешности дальнейшего обучения ребенка на следующей ступени образования и всестороннего развития личности в целом.
На практике мы не раз находим подтверждение мысли, что все задачи развития речи детей (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. Одним из условий развития речи является связная речь, которая предполагает овладение словарным запасом родного языка, грамматическим строем, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать собственные мысли.
Две формы связной речи - диалог и монолог - формируются уже в дошкольном возрасте. Но на сегодняшний день образная, богатая описаниями речь у ребенка – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение регулировать громкость голоса, темп речи и правильного распределения речевого выдоха.
Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком.
В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и умственного развития детей: чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи нужно также уметь подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, использовать интонацию, логическое ударение, строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений
Формирование связной речи у детей затруднено, если у ребенка выявлено тяжелое нарушение речи(ОНР). При ТНР наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей стереотипной и бедной. Правильно пoнимая логичеcкую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Пpи пересказе дети с ТНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц, дoбавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выбoре необхoдимого слова, нe всeгда полноcтью понимают смысл услышaнного, допускают повторы.
Твоpческое рaссказывание у дeтей с ТНР чaще не сфopмировано. Oни испытывaют серьeзные затрyднения в опрeделении замыcла расcказа, последовательнoм рaзвитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Дети испытывaют затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, сеpии сюжeтных картинок, затрудняютcя выдeлить оснoвную мыcль повествoвания, опрeделить лoгику и последовательность в излoжении событий.
Описательный рассказ беден, страдает повторами; не используется предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков и частей предмета. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
В воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Дети с ТНР редко являются инициаторами общения, не проявляют желания и активности в общении со сверстниками, избегают обращаться с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвитии речи преследует цель - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие речь.
Формы работы по формированию связной речи
Остановимся на некоторых формах работы над рассказом и пересказом, которые позволяют детям с речевой патологией более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования данных приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало. Работая над формированием связной речи у детей с ТНР, необходимо помнить , что в силу своих психологических особенностей, данные дети эффективно усваивают только тот материал, в котором задействованы слуховые, зрительные, тактильные анализаторы и побуждающий к продуктивной деятельности.
Обучение пересказу и составлению рассказа
- Рассказы по инструкции или по демонстрируемым действиям
- Описание конкретного предмета или по предметной картинке
Рассказы-описания
- Рассказ по сюжетной картинке
- Рассказы по серии сюжетных картинок
- Пересказ художественного текста
- Творческое рассказывание
- Краткий пересказ
- Выборочный пересказ
Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
Ребенку дается инструкция (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч), остальные дети смотрят, что он делает, и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются, дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение
2. Рассказы-описания.
а). Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности.
- Что это?
- Форма, размер, цвет.
- Добавляются (материал, вкус, каков на ощупь)
- Составляющие части.
- Применение.
3. Рассказы по сюжетной картинке. Рассказы по сюжетной картинке имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (вопрос-ответ). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:
- Время, место.
- Действующие лица.
- Окружающие предметы.
- Действия, взаимоотношения.
Затем составляется рассказ по вопросам:
- Когда это было? Где?
- Кто находится на горке (справа, слева, в центре)?
- Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около
детей? Какое настроение у детей?
4. Рассказы по серии сюжетных картинок. Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа.
Виды работ:
По разложенным сюжетным картинкам.
- Рассматривание.
- Чтение рассказа.
- Придумывание рассказа к серии картинок.
- Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту.
- Иллюстрация рассказа, выполненная детьми
- Работа по каждой картинке.
5. Пересказ художественных текстов. Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи.
Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения.
До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет.
На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа:
- Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет
- Рассказывание по плану или с использованием схем.
- Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д.
- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Для детей, у которых уровень развития связной речи выше, можно проводить и другие виды работ:
6. Творческое рассказывание:
- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев,
- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему,
- составление рассказа с продолжением,
- составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным
7. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.
8. Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою.
Описание предмета по схеме.
1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого предмета). (например, « Это помидор. Он растет на…. Он круглый. На вкус он….. Из него можно приготовить….)
2. Описание предмета по общей схематической зарисовке используется при описании предметов относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д. ( 6 картинок : «Это медведь. Он живет в лесу.У него есть… (части тела). Он питается…(чем?) Зимой он спит. Для человека он….)
3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке чаще используется при описании предметов относящихся к определенному классу: живое – рыбы, животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.
4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке).
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам
1. Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и их количество изображаются схематично, можно картинки- 5) (Жил-был чайник, он был важный начальник. У чайника был…(части чайника перечисляет). У чайника были друзья - посуда…. У чайника были родственники…(кофейник, заварочный чайник). Люди чайник любили, они в нем воду кипятили. (человек пьет чай).
(4 картинки с несколькими предметами: « Это лес.В нем много деревьев(перечислить по картинке). Лес дом для…(назвать изображенных животных).Лес дает человеку….(грибы, ягоды, орехи, цветы, дрова).Лес живой организм. Берегите лес!(н-р елка обведена красным цветом))
2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки. ( 4 картинки - яблони, яблоко, желтая трава и солнце, забор и туча с каплями дождя)
Я нарисовала яблоневый сад.
Там такие красные яблоки висят,
Там трава желтеет, солнышко блестит,
Дождик поливает и забор стоит.
( 5 картинок: по содержанию каждой строчки)
Жила-была посуда:
Чайник, чашка, блюдо,
Ножик, вилка, ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой.
Посуда дружила с водой.
И с человеком дружила,
Его она вкусно кормила.
3 Пересказ - сравнение. "Сказка наизнанку"(Раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника).Напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры:
Каждый ребенок получает свою карточку и играет изображённый объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, мяч). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
-Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и мяч и яблоко круглые. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
- Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком.
Вывод
Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте – это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.
Поиск новых методов и приемов обучения связной речи детей с ТНР в системе логопедической работы является актуальной проблемой. Особое место в работе над связной речью отводится обучению творческому рассказыванию, которое базируется на определенном уровне сформированности психических процессов, социального и речевого опыта ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию лексических навыков учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
показать возможные варианты работы по формированию лексических навыков у учащихся старших классов с ТНР...
Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...
ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...
Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"
В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....
ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»
В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...
Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов проектов
Содержание:1. Речь в развитии старших дошкольников.2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.4. Значение метода проекта в развитии с...
Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
АктуальностьВ наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой ребенком через компьютеры, телевидение, планшеты. Соответственно усложняются процессы восприятия эт...