Проект "Русская народная игрушка-Матрешка" для детей раннего возраста 2-3 года
проект по развитию речи (младшая группа)

Сиденко Юлия Викторовна

Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины : Матрешке. Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

            Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки – Матрешки.

            Цель проекта: знакомство детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_narodnaya_igrushka_matreshka.docx957.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок5.pngРисунок3.jpg

         Актуальность: проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины : Матрешке. Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

        Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки – Матрешки.

        Цель проекта: знакомство детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними.

 Задачи:

— познакомить детей с народными игрушками-самоделками;

— способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

— развивать игровые, познавательные, сенсорные, способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

— формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;

— формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

— активизировать взаимодействие детей, родителей и  педагогов в процессе проекта.

        Сроки реализации проекта: долгосрочный Тип проекта: познавательно-творческий.

Проект будет проходить в 3 этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Реализация проекта.
  3. Итоговый этап.

Прогнозируемый результат:

Дети:

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке Матрешке.

Родители:

— будут вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепятся семейные связи;

— обогатят родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

— примут активное участие в жизни детского сада и группы;

— продолжат развитие своих творческих способностей;

— повысится компетентность родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

 I этап — подготовительный:

  • определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • изучение методической литературы;
  • подбор художественной литературы;
  • подбор иллюстраций, альбомов, презентаций, видеофильмов;
  • подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, подвижных русских народных игр, народных игрушек;
  • подготовка материала для художественного творчества;
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

II этап – реализация проекта:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Консультации для родителей:  «Народная игрушка», «История народной игрушки Матрешки»;

2. Беседы: «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Береги игрушки»;

3. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав)

4.Просмотр презентации: «Русская народная игрушка»;

5.Беседа: «Народная игрушка»;

6.Рассматривание игрушек и разного материала;

7. Чтение художественной литературы А. Барто — «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»;

 

 

 

1.Рисование: «Узоры», «Неваляшка»;

2.Раскрашивание «Матрешки»;

3.Рисование с элементами лепки  «Неваляшка»; «Матрешка»;

4.Раскрашивание раскрасок: «Подружки — матрёшки», «Петушок»;

5.Лепка: «Угощение для матрешки»;

6.Отгадывание загадок об игрушках;

7.Разучивание русских народных потешек и песенок;

8.Конструирование: «Домик для матрёшки»;

9.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;

10.Дидактические и настольные игры: «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домик для матрешки», разрезанные картинки «Русские узоры»;

11.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад»;

12.Подвижные русские — народные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк», «У медведя во бору».

1.Совместные игры родителей с детьми в игрушки (дома);

2.Сбор «Народных игрушек» к выставке;

3. Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.

III этап — итоговый:

— выставка детских работ (в группе);

— выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка»  создание мини-музея.

Результат:

В процессе взаимодействия педагог – дети — родители в реализации проекта:

Дети:

— начали проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— частично освоили элементы росписи;

— овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— начали проявлять доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возросла речевая активность в разных видах деятельности;

— сформировались знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке.

Родители:

— были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепили семейные связи;

— обогатили родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

— приняли активное участие в жизни детского сада и группы;

— развитие творческих способностей родителей;

— повысили компетентность при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад "Родничок" комбинированного вида

Консультация для родителей

«Народная игрушка»

в группе раннего возраста

«Топотушки» (2-3 лет)

1.jpg

Воспитатели:

 Сиденко Ю.В.,

Шевела О.В.

г. Пыть –Ях

 

       История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.Шаркун на палочке, береста - "Живой Огонь"

               Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.  

        Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. 

              Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.                      

 Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

              "А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

            Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.

             Были и куклы -"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Блог "Радуга в ладошках" - Мое творчество :) - Для воспитателей детских садов - Маам.руПапа, подари мне куклу!

          Кукла «Крупеничка»                                   Кукла «Пеленашка»

Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.Народные куклы и игрушки - Кредит для Вас

кукла СемьЯ (Московка) - семья,традиционная кукла,Традиции,дети,дом,натуральные ткани21 апреля - занятие по Традиционной народной кукле м.Беляево - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Кукла «Московка»

                                                Кукла «Костромушка»             Кукла «Столбушка»

Дымковская игрушка

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. Дымковская игрушка Коллекции и коллекционеры

Конспект беседы с детьми

«Мои любимые игрушки»

Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение,

Правила пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку у детей игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе; проведение занятий на тему: «Будьте вежливы».

План занятия:  

1.Сюрпризный момент.(волшебная корзина).

а) Вопросы к детям;

б) Словесная игра «Скажи ласково».

2. Появление котёнка, которого обидела девочка Надя.

а) «Надин сон».

3.Заключительная часть: вопросы к детям о том, что они узнали на занятии.

    Ход занятия:

 Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла! Это волшебная корзинка. А   что же в ней? Послушайте моё стихотворение:

        Из цветной пушистой байки

        Малышам игрушки шьём –

        Куклы, мячики и зайки

        Их всё больше с каждым днём.

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Правильно – это игрушки. Корзинка у нас волшебная, поэтому игрушки умеют разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят.  (Воспитатель берёт мяч).

Воспитатель: Эта игрушка говорит: «Нас купили в магазине и принесли в детский сад. А что мы будем здесь делать, мы не знаем».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем игрушкам узнать для чего их купили в магазине.

Вопросы к детям:

1.Что у тебя в руках?

2. Как можно играть с этой игрушкой?

3. Для кого нужны игрушки?

4. Словесная игра «Назови ласково».

Физминутка «Мячик»:

Раз, два, прыгай мячик

Раз, два и мы поскачем

Девочки и мальчики,

Прыгают как мячики.

2 часть: Появляется котёнок без хвоста.

Воспитатель: К нам пришёл котёнок в гости. Посмотрите, у него нет хвостика. А что же с тобой случилось, котёнок?

- Меня купили в магазине для девочки Нади. Надя забыла меня на пороге и хвост мой пушистый в дверях прищемила! Не так уж большая была бы беда, да только торопится Надя всегда. Надо бы, дверь приоткрыв потихоньку, бережно вытащить хвостик котёнка. А Надя рванула меня второпях, и хвост мой пушистый остался в дверях!

Воспитатель: Ах, бедняжка! Я знаю эту девочку Надю.

     -Что у Нади за ручонки!

     -Что за руки у девчонки?

     - Всё чего касаются,

     - Сразу же ломается!

У Нади много поломанных игрушек, которые она забросила в коробку и они лежат там никому не нужные. И вот однажды, когда девочка Надя легла спать, ей приснился сон: все сломанные игрушки вылезли из коробки, подошли к Наде и говорят:

     - Надя, Надя виновата!

     - Зачем хозяйка нам такая?

     - Хозяйка нам нужна другая!

     - Мы лучше девочку найдём;

     - Про Надю песню мы споём,

     - Чтоб нас она беречь умела

     - Чтоб нас любила и жалела!

Воспитатель: А когда Надя проснулась, она увидела, что все сломанные игрушки лежат в коробке. Надя обрадовалась, что игрушки никуда не ушли от неё. Она быстро побежала к маме и попросила помочь починить все сломанные игрушки. Вот такая история произошла с девочкой Надей. А мы поможем Надиному котёнку и пришьём ему хвост после занятия.

Послушайте стихотворение и вы узнаете, что ещё нужно делать с игрушками.

Ребёнок: Ну теперь за дело дружно-

                Убирать игрушки нужно,

                Убирать и не ломать

                Завтра будем вновь играть.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнали правила обращения с игрушками, давайте их повторим.

Беседа с детьми на тему:

«Береги игрушки».

Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)
Нам понадобиться:
 тряпочки для пыли; тазик с водой, книжка на столе.

Ход беседы:

Дети заходят в группу, и видят, что в группе нет многих игрушек.
Воспитатель
: Ребята, как вы считаете, куда спрятались наши игрушки?
Дети:
 Они убежали от нас к другим ребятишкам.
Воспитатель:
 А почему игрушки от нас убежали ?
Дети:
 Мы их обидели. Мы их бросали, не убирали на свои места, наступали на них, кидали.
Воспитатель:
 Да ребята. Игрушки на вас обиделись, потому что вы их не берегли. Давайте вспомним стихотворения о том, как игрушки обижали.
Катя:
 Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (Агния Барто).
Воспитатель:
 Молодец, Катюша. Ребятишки кто еще расскажет стихотворения?
Ваня:
 Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ! ( Агния Барто).
Воспитатель:
 Молодцы ребята. А как нам теперь вернуть обратно наши игрушки?
Дети:
 Надо , чтобы игрушки увидели какие мы хорошие и дружные, как любим мы игрушки. И надо убирать игрушки на свои места. Ни кидать, ни бросать игрушки.
Воспитатель:
 Ребята смотрите. На полочке где стояли наши животные , пыль. Животным наверное это не понравилось.
Ребята:
 А давайте наведём порядок. Протрем пыль на полочках.
( Воспитатель с детьми протирают пыль на полочках).
Воспитатель:
 Какие вы молодцы! На полочках стало чисто. Теперь наши игрушки вернуться к нам.
Воспитатель:
 Ребята давайте посмотрим, что лежит у нас на столе?
Ребята:
 Книжка
Воспитатель:
 Правильно, книжка. Ребята посмотрите , картинки все перепутались. Что нарисовано на этих картинках?
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, Ребята называют.)
Воспитатель:
 Ребята, давайте наведем порядок? Я сейчас буду зачитывать вам стихотворение, а вы будите искать подходящую картинку .
(Воспитатель читает, дети ищут подходящую картинки с изображением игрушек.)
Воспитатель:
 Какие вы ребята молодцы. Теперь книжка наша в порядке.
Воспитатель:
 Ребята, можно рвать книжки?
Ребята:
 Нет, нельзя.
Воспитатель:
 Ребята, какие вы молодцы. На полочке протерли пыль. Вспомнили и рассказали стихотворения про игрушки, книжку привели в порядок. Теперь точно к нам наши игрушки вернуться в группу.
Воспитатель:
 Давайте вспомним все дружно, как мы играем, обращаемся с игрушками.
Ребята:
 Нужно за игрушками ухаживать. Игрушки нужно не бросать на пол. Игрушки нужно мыть. Кукол нужно расчесывать. С машинками играем на ковре, нельзя ложиться на машинку, потому что она может сломаться.
Воспитатель:
 А можно игрушки оставлять на улице?
Ребята:
 Нет, нельзя. Игрушек не останется.
Воспитатель:
 Правильно ребята. Мы должны выучить с вами, самое главное правило: «каждой игрушке – свое место».

Беседа с детьми

«Как можно играть с игрушками»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как нужно играть с игрушками?

За ширмой раздается плач. Воспитатель обращает внимание детей на это. Из-за ширмы выходит Зайка и плачет

Воспитатель: «Что с тобой случилось, Зайка? Почему ты грустный и плачешь?»

Зайка: «Я утром проснулся и увидел, что из моей комнаты сбежали все игрушки. Я теперь не могу с ними поиграть, могу только их на фотографии смотреть» (показывает фотографии с игрушками)

Воспитатель: «Зайка, так ты, наверное, обижал свои игрушки?»

Зайка: «Да нет, не знаю…Я строил вчера дорогу, а у меня не получилось, я разозлился и начал пинать свои кубики, раскидал свои машинки, у них даже колеса отлетели, а еще я хотел поиграть с куклой Дашей, но сестра мне ее не давала, я стал отбирать ее, схватил куклу за руку и сломал ее…»

Воспитатель: «Вот видишь, Зайка, а говоришь, не обижал. Ребята, а разве можно с игрушками так обращаться? А как можно?» (ответы детей)

Воспитатель обобщает правила обращения с игрушками

Воспитатель: «Правильно, ребята! Игрушки обижать нельзя. Если у тебя что-то не получается, то не надо сразу пинать и кидать игрушки, можно попросить помощи у взрослых. Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не валялись на полу, и на них никто не наступил. Если ты вдруг сломал нечаянно чужую игрушку, нужно попросить прощение и постараться отремонтировать игрушку с помощью мамы или папы. А еще игрушки никогда не отбирают. Если тебе хочется поиграть чужой игрушкой, то надо спросить разрешение у того, чья эта игрушка».

Зайка: «А я не знаю, как надо спрашивать разрешение»

Воспитатель: «Не переживай, Зайка, мы тебя с ребятами сейчас научим»

Игра «Попроси игрушку»

Дети встают в круг, Заяц в середине, Воспитатель дает одну игрушку ребенку и сначала сам просит разрешение поиграть игрушкой

Например: «Аня, можно мне поиграть твоей игрушкой?» или «Аня, дай мне, пожалуйста, твою куклу поиграть», или «Аня, можно я поиграю твоей куклой, а тебе пока дам свою машинку»…, а потом проводится проигрывание данной ситуации детьми по кругу.

Зайка: «Спасибо, вам, ребята, что вы показали мне, как правильно просить игрушку. Я теперь никогда не буду отбирать игрушки»

Воспитатель: «Пожалуйста, Зайка, а хочешь теперь с нами поиграть?»

Упражнение «Превратись в игрушку»

Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слова, превращая детей в игрушки. Дети должны изобразить эти игрушки. Воспитатель произносит слова: «Вокруг себя все покрутились, и в юлу все превратились»: дети начинают кружится вокруг себя. Так воспитатель превращает детей в (машинку, дети ходят по группе, изображая, как они рулят, говоря при этом: «Ж-Ж-Ж»; мячик – прыгают; самолет – расправляют руки в сторону, изображая полет; куклу Дашу – дети приседают, держа руки на поясе)

Зайка: «Ой, ребята, как с вами интересно играть!»

Воспитатель: «Зайка, а хочешь, чтобы твои игрушки вернулись к тебе?»

Зайка: «Конечно, хочу. Только я не знаю, как это сделать»

Воспитатель: «Ну, как правильно играть с игрушками мы тебя научили, а вернуть твои игрушки сможет волшебный сундучок. Зайка, где твои фотографии, на которых изображены твои игрушки?

Зайка: «Вот».

Игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель: «Мы сейчас опустим в сундучок фотографии и превратим их в игрушки».

Далее Зайка опускает фотографии в сундучок, дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Раз, два, три, сундучок, фотографии в игрушки преврати!»

Затем подходит ребенок, опускает руку в сундучок и на ощупь отгадывает, какую игрушку он сейчас достанет. Так из сундучка дети достают пирамидку, машинку, самолет, матрешку, юлу и мячик.

Зайка: «Спасибо, вам ребята, вы мне помогли вернуть мои игрушки и научили, как правильно себя с ними вести, я теперь никогда не буду их обижать. Я пойду скорее домой и положу их всех на полочку. До свидания. Ребята!» Зайка уходит.

Воспитатель: «Скажите, ребята, какое настроение было у Зайки, когда он к нам пришел?» (грустное). Просит детей изобразить грустное настроение, - «А какое стало, когда он ушел от нас домой?» (радостное). Просит изобразить радостное настроение, - « Молодцы, ребята, вы помогли Зайке, и за это он вам оставил угощение».

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад "Родничок" комбинированного вида

Консультация для родителей

«История народной игрушки Матрешки»

в группе раннего возраста

«Топотушки» (2-3 лет)

images.jpg

Воспитатели:

Сиденко Ю.В.,

Шевела О.В.

г. Пыть –Ях

  2020-2021г.

Народная игрушка – Матрёшка будит фантазию ребёнка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и вдруг возникает  другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

В 90-х годах 19 века в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки.

Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Милютина. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя восьмая изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

В 1900 году с закрытием мастерской «Детское воспитание» и открытием в Сергиевом посаде учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрёшек. Пытались изменить форму матрёшки, но фигурки в виде древне –русского шлема и конусообразные  не нашли спроса. Осталась и выпускается  до нашего времени матрёшка традиционной формы.

Впервые русские матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрёшек за границу.

Постепенно ассортимент матрёшек расширялся. Мастера Сергиева посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты: девушки с серпами и снопами,  герои русских народных сказок. Изготовляли матрёшек от 2-х до 24 –х местных, а в 1913 году для выставки в Петербурге токарь Н.         Булычёв выточил 48- местную  матрёшку.

В начале 20 века производство наладилось  в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.

Семёновская матрёшка более стройная, вытянутая. Относительно тонкий верх, резко переходит в утолщённый низ. Колорит росписи  сочетает  яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. На её переднике всегда букет ярких цветов. Не похожа она на загорскую и чертами лица. Высоко посаженными глазами, дугообразными бровями, ртом – бантиком, малиновым румянцем.

Мастерам Полхов- Майдана хотелось отличиться, ведь только тогда их продукция стала бы более заметна, а значит и более покупаема. В Полх-Майдане не зацикливались на одном образе, не привязывались к «догмам», не вырабатывали правил. Но всё же, их матрешка вскоре обрела свой, особый и узнаваемый образ. Она вытянутая, стройная. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в туловище. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми. Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветыкрасного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками. Основные цвета матрёшки- это цвета анилиновых водных красителей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.

Тема матрёшки развивалась, у неё появились «родственники»-  ваньки–встаньки, неваляшки.

Для изготовления  матрёшек выбирают берёзу или липу. Дерево просушивается, разрезается  на чурки, вытачивается, прошкуривается и лишь потом поступает на роспись. В Загорске матрёшки расписываются гуашью прямо  по дереву и покрываются лаком. Семёновская же -3 раза покрывается картофельным клестером и только после этого расписывается анилиновыми красками с последующей лакировкой.

Суть  русской матрёшки - семья, дружба да любовь.

Конспект  интегрированного занятия с использованием информационных технологий и компьютерных коммуникаций (ИКТ)

ТЕМА: «МАТРЕШКА»

Цель:

  • развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности;
  • расширять представления детей о народных промыслах, о русской народной игрушке – матрешке, отметить, что матрешки сделаны из дерева, украшены узорами, одеты в цветной сарафан, платочек, фартук;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать любовь к народному искусству, фольклору.

Материалы: матрешки, интерактивная доска, ноутбук, презентация в формате PowerPoint «Вот они какие, матрешки заводные!», разрезные силуэты матрешек.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети! Сегодня у нас необычный день, мы с вами побываем на ярмарке.Зазываю на веселое представление! Приходите, спешите! Потеха пришла, смех-веселье принесла! Посмотрите сколько матрешек на ярмарке! Выбирай любую! (Дети берут матрешки). Рассмотрите свою матрешку и скажите из чего она сделана? Во что она одета? Что у нее на голове? Какое настроение у матрешки? Почему они такие красивые?

Ответы детей.

Воспитатель: Решили матрешки по ярмарке погулять, самая большая впереди, а самая маленькая последняя. И не могут встать по росту. Давайте матрешкам поможем и построим их по росту от самой высокой до самой низкой. (Дети выполняют задание с помощью воспитателя).

Воспитатель: Молодцы! Помогли нашим матрешкам построиться. А теперь ребята, мы отправимся в мастерскую по изготовлению матрешек: презентация.

Физминутка «Матрешки».

Воспитатель и дети:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Ребята, а я вам загадаю загадку:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

а всего одна игрушка.

Дети: Матрешка.

Воспитатель:

А теперь, ребята я вас приглашаю поиграть. Вы будете сами собирать матрешек (показ и объяснение воспитателя).

Дидактическая игра «Собери матрешек».

(Самостоятельная работа детей)

Подведение итогов.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Наше занятие закончено.

А закончить его я хочу такими словами:

Матрешки русские

По свету славятся,

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Сто лет матрешке,

Но не стариться она,

Живет в ней русская душа.

Дидактические игры:

«Разложи и собери матрешку»

Дидактические задачи: 

  • учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;
  • формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Игровые действия:

Воспитатель ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

«Сложи матрешку»

Дидактические задачи:

  • закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке;
  • закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения;
  • воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

«Матрешки»

Вариант 1.

Дидактические задачи:

  • закреплять знания детей о трех основных цветах игрушки – матрешки (красный, желтый, зеленый), знания детей один-много;
  • учить детей выстраивать сериационный ряд в убывающем и возрастающем порядке;
  • учить обследовать предмет путем приложения, наложения;
  • закреплять в речи слова «высокий-низкий», «ниже», «самый низкий», «выше», «самый высокий», «большой-маленький», «самый большой», «самый маленький»;
  • развивать память, внимания, наблюдательность.

Материал: набор матрешек.

Игровые правила: Воспитатель показывает детям игрушку матрешку (все матрешки расположены одна в одной) и загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Раскладывает перед детьми матрешек, дает возможность их рассмотреть. Закрепляет знания детей один-много.

Воспитатель: посмотрите, какая матрешка яркая, нарядная, круглолицая, румяная. У нее цветная косыночка и нарядный сарафан.

Русская матрешка как ты хороша

Яркая одежда на тебе всегда.

Другие варианты игры:

Вариант 2.

Воспитатель: предлагает ребенку выбрать любую матрешку (из 5 матрешек, кроме самой большой) и просит детей найти матрешек – подружек, которые больше ее. Ребенок путем приложения (или наложения) выбирает матрешек и выстраивает сериационный ряд.

 Вариант 3. «Кто спрятался?».

Воспитатель: «Матрешки пошли на прогулку, но одна из них потерялась». Посмотрите внимательно, какие у нас матрешки (закрывает матрешек, убирает одну). Какая матрешка потерялась? (варианты ответов: «большая», «маленькая», «красная», «желтая», «зеленая», «мама», «дочка» и т.п.).

Вариант 4. «Хоровод».

Воспитатель: «Наши матрешки очень любят водить хороводы. Давайте поставим их в хоровод» (по кругу). Можно включить песню про матрешку и станцевать под музыку, поводить хоровод.

А теперь пусть каждая матрешка выберет себе пару (по цвету, если 2 набора – то и по размеру). У всех матрешек есть пара?

Вариант 5. «Матрешки обедают».

Для этого варианта нужно подготовить набор тарелок – кружочки разной величины – в соответствии с количеством матрешек. Предложить ребенку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для самой высокой матрешки, чуть поменьше для следующей и т.д.

Вариант 6. «Пора спать!».

Воспитатель: предлагает уложить матрешек спать. Для игры понадобятся бумажные полоски или квадраты разной величины, соответствующие размерам матрешек. Ребенок выбирает кроватки для матрешек.

Сюжетная игра:

«Что делают матрешки»

Особенности игры и ее воспитательное значение: в этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой: сравнение матрешек по росту, умения различать цвет и форму предметов. Игра носит сюжетный характер.

Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Игровой материал: полный комплект матрешек, включающий 5-7 матрешек.

Игровые правила: Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а воспитатель ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие – в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение – отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки. друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку.

«А теперь поиграем в другую игру, – говорит воспитатель. – Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» – «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, – отвечает матрешка, – тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», – говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается

Сюжетная подвижная игра

 «Прячем матрешку»

Цель игры: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Игровые действия:

  • Воспитатель прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!» (воспитатель ищет ее вместе с детьми).
  • Когда ребенок найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы найти было сложнее.
  • После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».

Подвижная игра

«Бегите к матрешке!»

Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Игровые действия:

  • Дети сидят на стульчиках. Воспитатель с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».
  • Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!».
  • Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: ‒ «Убегайте, убегайте!».

Дети садятся на стульчики.

‒        «Отдохнули?» ‒ спрашивает воспитатель.

‒        «Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?».

ИГРЫ-ПЛЯСКИ

Программное содержание:

  • средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке;
  • обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений;
  • развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку;
  • приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой;
  • побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Игра-пляска «Мы – матрешки крошки»

(http://muz-color.ru/?s=ЯСЛИ+ТАНЕЦ+МАТРЕШКИ-КРОШКИ)

Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений.

Материал: платочки.

Игровые действия: Воспитатель и дети надевают яркие платочки. Воспитатель поет и пляшет, а дети подражают его движениям.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Поплясать хотим немножко.

Стоя на месте – покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

У нас новые сапожки.

Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу.

Мы матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Побежать хотим немножко.

Бегут вперед вслед за воспитателем.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Погуляем хотим немножко.

Идут за воспитателем, на ходу обмахиваясь руками – жарко.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Ах, устали наши ножки!

Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой.

В промежутке между куплетами воспитатель спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Снова пляшут наши ножки!

Поворачиваются то вправо, то влево.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Всем поклонимся матрешки.

Кланяются.

Звуковая культура речи

Цель: развитию речи и обучению родному языку детей; формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Материал: стихи про матрешку:

Стихи про матрешку

Автор: Н. Акишкина

▪▪▪

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

▪▪▪

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

▪▪▪

Автор: В. Приходько

▪▪▪

Матрешка – хорошая наша игрушка,

Умеет раскрыться по несколько раз.

Внутри у нее ожидает подружка,

Такая же точно, но меньше в пять раз.

▪▪▪

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Загадки

Загадки про матрешку, как и стихи, помогают познакомить малышей с этой интересной игрушкой. Ребята узнают секрет матрешки.  Прячутся в ней сестрички – мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну, а оказывается, что их три или пять, а бывает и еще больше.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там – крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

(Матрешка)

Разноцветные подружки

Перепрятались друг в дружке.

Мал, мала, меньше.

 (Матрешка)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы – …

(Матрешки)

Детки тихо в ней сидят,

Показаться не хотят.

Вдруг их мама потеряет,

Вдруг их кто-то разбросает?!

(Матрешки)

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

(Матрешки)

Физминутка

Физминутка про матрешку предназначена для организации минутки здоровья на занятиях у детей в детском саду.

Цель: приобщить детей к национально-культурным традициям, снятие утомляемости и сонливости дошкольников младшей группы.

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Физкультминутка, зрительная гимнастика и различение цветов

Материал: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов.

Игровые действия: выполняется в положении стоя (по мотивам стихотворения Зинаиды Медведевой «Матрешка».

Ход физкультминутки:

У меня матрешка есть, новая игрушка, в желтом сарафанчике славная толстушка… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А ее откроешь – в ней сидит вторая, вся в зеленом, как весной травка молодая… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А вторую отвернешь – там еще матрешка, там матрешка – в синем крошка, (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

В ней –  любимая матрешка. Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет, алый, как цветочек, и под цвет платочек, пуще всех ее храню, больше всех ее люблю маленькую крошку – красную матрешку. (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад "Родничок" комбинированного вида

Консультация для родителей

«МАТРЕШКА – ДЕТСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРУШКА»

в группе раннего возраста

«Топотушки» (2-3 лет)

Воспитатели:

Сиденко Ю.В.,

Шевела О.В.

г. Пыть –Ях

Почти сто лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание ребенка на то, какая она красивая и нарядная.

Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. «Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки!». Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: «Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!». Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произносите «Матрешка-матрешка, откройся немножко!».

Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные.

Изображение выглядит как чашка, стол  Описание создано с очень высокой степенью достоверности

После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова («Матрешка-матрешка, откройся немножко!») пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

     Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра «В детский сад».

     Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую – пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше – в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите, как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

http://donmcminn.com/wp-content/uploads/2015/10/photodune3-10608907-five-traditional-russian-matryoshka-dolls-m.jpg

https://www.colourbox.com/preview/6174237-russian-nesting-dolls.jpg

2. Перепутайте матрешки (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка найти недостающую матрешку или выстроить их.

 3. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

4. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

Полезные советы:

1. После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

2.      В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

3. Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.

0-02-0a-8212c4b28c99e2a2e8d3f37e3673892bba50877f246c1eb34061992c697510e3_db2e4d1af28d469.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…»

Цель: расширять представления детей о весне, о поведении птиц весной, обогащать их знания новыми словами, понятиями....

Подготовила: Янпольская Есения Валерьевна Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…»

Подготовила: Янпольская Есения Валерьевна Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года).Название: «О чём поют воробышки…»Цель: расширять представ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «В поисках солнышка» по сенсорному развитию в группе раннего возраста

Воспитатель: Усмонова Гулрухсор Акбаровна Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года)«В поисках солнышка»по сенсорному развитию в группе раннего возраста Цель: ф...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Статья из опыта работы "Роль игрушки Матрешка в развитии детей дошкольного возраста"

Использование народной игрушки в воспитании и развитии, помогает детям накопить социальный опыт способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Воспитанники становятся более ракрепощенны...

Познавательный проект «День народного единства» для детей раннего возраста 2-3 года

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому с...