Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» для детей группы компенсирующей направленности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Глотова Алевтина Витальевна

Музыкально занятие для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_nod.docx27.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация

        Данная методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по  образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», разделу «Музыкальная деятельность» направлена на развитие эмоциональной сферы детей 4 – 7 лет, имеющих сочетание  двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

       Использование представленного материала позволяет повысить проявление творческой активности,  развитие эмоциональности.                

        В методической разработке предлагается наглядный материал для работы с детьми по музыкальному воспитанию по теме непрерывной образовательной деятельности.

        Рекомендую данную разработку использовать музыкальным руководителям, работающим с детьми с ОВЗ, так как она отработана на практике и дает положительные результаты по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей с особенными потребностями.

  Введение

     Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.                                                                

       В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. Музыкальные занятия - это способ самовыражения и психического становления личности.

       Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.    

       В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения.  Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

        Во время своих занятий я считаю необходимым создать доверительную атмосферу, предполагающую общение «на равных» ребенка и педагога. В ситуации, когда действия ребенка принимаются педагогом без каких-либо условий, есть возможность для проявления индивидуальности. Общение проходит в игровой форме, при этом детям не навязываю обязательные для всех действия и приемы, они могут принимать участие в игре, исходя из своего опыта и возможностей. Занятие имеет определенную структуру, которая позволяет детям усваивать новый материал, приобретать уверенность в собственных возможностях, проявлять творческое начало, помогать другим, сопереживать неудачам и радоваться успехам. Главное – это верить в ребенка, оказывать ему поддержку, дарить любовь. Учитываю особенности и возраст детей. В данном случае все дети не говорящие, имеют разный возраст, различные отклонения в психическом и физическом развитии. Для начала некоторые моменты разучиваю с детьми индивидуально, а затем объединяю в одно занятие, для закрепления музыкального материала, для поддержки ситуации успеха.

       На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья  использую информационно-коммуникативные технологии. С помощью мультимедийных презентаций развивается чувство ритма, зрительное восприятие, внимание. Играем на детских музыкальных инструментах,  выполняем с детьми пальчиковую  гимнастику, речедвигательные упражнения с опорой на изображение на экране. Дети любят выполнять такие  упражнения. Хочется отметить, что использование компьютерных технологий  не заменяет привычных коррекционных методов и приемов работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Применение компьютерной техники на музыкальных занятиях в ДОУ позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.

       Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» представлена на Межрегиональном методическом семинаре педагогических работников с Международным участием «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО» в 2016 г.

Методическая разработка

непрерывной образовательной деятельности

Цель: создание условий для развития у детей умения выражать свои мысли,

           чувства посредством музыки, речи и движения

Задачи:

Обучающие:

Научить детей рослушивать музыкальное произведение с начала до конца, уметь дать краткую характеристику прослушанному, эмоционально реагировать.

Развивающие:

Развивать зрительное и  слуховое внимание, дыхание, музыкальную память, умение реагировать на смену частей музыки;

развивать чувство ритма.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к  животным;

укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Материал:

  • Раздаточный: бубны на каждого ребенка, шапочки зайчиков,    

                             медведей.

  • Демонстрационный:

презентация к НОД, видеофайл «Поздняя осень», видеофайл гимнастика для глаз «Осенний листок», видеоматериал про медведя.

 Оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран
  • музыкальный центр

Индивидуальная работа:

  • игра на бубне с Никитой, выполнение танцевальных движений со Стасом

Методы и приемы:

  • наглядный – направлен на восприятие детьми красок осени (видеофайл «Поздняя осень», гимнастика для глаз «Осенний листок», видеоматериал про медведя, дидактическая игра «Что зверятам Осень принесла»);
  • словесный направлен на развитие слухового восприятия,
  • практический – направлен на закрепление и углубление полученных знаний и навыков

приемы:

  • музыкальное приветствие коммуникативная игра «Здравствуйте»
  • песня – игра с движением «Купим мы бабушка…»
  • сюрпризный момент: просмотр телепередачи «Кто живет в лесу»
  • дидактическая игра «Что зверятам Осень принесла»;
  • просмотр видеофайла «Поздняя осень», «Бурый медведь»
  • слушание музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
  • пальчиковая гимнастика «Под сосной…»
  • танцы зайчиков и медведей
  • игра на музыкальных инструментах (бубнах)
  • гимнастика для глаз «Осенний листок»
  • музыкальная игра «Солнышко и дождик»
  • использование ИКТ

Предварительная работа:

  • разучивание движений к песне «Купим мы бабушка…»
  • игра на бубнах
  • разучивание танцевальных движений «На полянке зайки танцевали»

Интеграция:

  • образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность - ведущая
  • образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»;
  • образовательная область «Познавательное развитие»;
  •  образовательная область «Физическое развитие»

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Вводная часть.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности

           концентрировать внимание; развитие умения различать части

           своего тела.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами были в гостях у бабушки, давайте вспомним, что мы ей подарили.

Песня с движениями «Купим мы бабушка…»

Цель: развитие музыкальной памяти, координации движений

Молодцы, а сегодня  я предлагаю посмотреть познавательную телепрограмму

«Кто живет в лесу?» Хотите?

Ответы детей

                 Итак, садитесь поудобнее, будьте внимательны.

Основная часть.

Педагог. На дворе — поздняя осень. Все люди, и звери к зиме готовятся,    

                припасы заготавливают  и каждый день благодарят Осень за ее

                подарки. Лес еще полон жизни.  Птицы готовятся к отлету,

                 собираясь шумными стаями.  Все зверюшки тоже готовятся к зиме.  

                 Осень всех зверей угостила своими дарами:

  • Белочку – орешками
  • Ёжика – грибочками
  • Зайчишку – морковкой и капустой.

                Ребята, хотите узнать какая поздняя осень в лесу?  

Видео файл «Поздняя осень»

под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня»

цель: Развивать зрительное и  слуховое внимание, умение эмоционально

         реагировать на музыку

Ребята, понравился вам лес поздней осенью?

В лесу стало немного грустно и скучно, и музыка прозвучала  печальная.

В лесу становится тихо, не слышно пения птиц и только ветер гуляет между деревьями и срывает оставшиеся листочки.

Дети под музыку показывают деревья, дуют как ветер и роняют листочки на землю

Пальчиковая гимнастика

«Под сосной…»

Цель: развитие мелкой моторики

Под одной сосной сидит зайка косой

Под другою сосной сидит зайка другой

На детей надевают шапочки зайчиков.

Вот сколько зайчиков в лесу, они все дружат и никогда не ссорятся. В лесу стало  холодно и зайчики немножко замерзли. Давайте все вместе погреемся.

Танцевальная композиция

«На полянке Зайки танцевали»

Цель: развитие двигательной активности, умение реагировать на смену

         частей музыки

Погрелись зайчата. А я знаю, что вы очень любите играть на бубнах.

Игра на бубнах

Русская народная мелодия

Цель: развитие внимания, чувства ритма

Молодцы! Постарались все зайчата и превратились все в ребят.

Ребята, подул осенний ветерок, и полетел с дерева листок

Посмотрите, как летит, как легко листок кружит

Глазками смотрите, за листиком следите.

Гимнастика для глаз

«Осенний листок»

Ребята, на улице светит осеннее солнышко, пойдемте с вами погуляем.

Музыкальная игра

«Солнышко и дождик»

Цель: развитие внимания, умения реагировать на смену частей музыки

Молодцы, ребята. Немножко отдохнули, а теперь  мы продолжаем увлекательную передачу.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Кто же это? Отгадай,  правильно, это медведь.

Просмотр видеосюжета «Бурый медведь»

Мишка — лесной зверь. Он большой — выше мамы и выше папы (даже выше человека). Зверь ходит на четырех лапах. У него большая голова, маленькие глазки и круглые небольшие уши. Еще у него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям.

Шерсть у медведя густая коричневая. Ему в такой шубе очень тепло.

Его домик называется берлогой. Она находится в земле, мишка сам роет ее для себя и своих деток. Еще берлога может быть в большой яме или пещере.

Зимой медведь спит в берлоге. Всю зиму! Осенью ложится спать и просыпается только весной, когда растает снег.

Посмотрите, к нам тоже пришел Медвежонок

На ребят надевают маски медвежат

Танец «Вышел Мишка на лужок»

Заключительная часть.

Молодцы! Телепередача подошла к концу.

Покажите на картинках кого мы с вами сегодня встретили в лесу?

Вам понравилось? (эмоциональное состояние детей)

Музыкальное прощание

Дети уходят из зала

Заключение

      Проведение данного занятия способствовало развитию умения детей выражать свои чувства и эмоции через музыкально – ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, восприятие познавательной телепередачи.

      Музыкальные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Это  средство, способное помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие звуков окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войдя в мир музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел Лепка) на тему «Зимние забавы» для детей старшей группы (3 года обучения).

Учить детей лепить фигуру человека (девочку в длинной шубе) из трех частей разной формы: конуса, шара и цилиндров; передавать пропорции между частями....

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для детей старшей группы, сост...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе О...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»

Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие» на тему « Воздушные шарики для кошки Мурки» (Использование нетрадиционной техники)

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способност...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» в средней группе компенсирующей направленности «День рождения у Мишутки»

Ход занятия:Дети входятв зал спокойнымшагом, встают в круг, музыкальный руководитель поёт:Здравствуйте, ребята!Дети: Здравствуйте!А теперь, ребята, мы поможем проснуться нашим ручкам, ушкам, глазкам. ...