Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» для детей группы компенсирующей направленности
методическая разработка по коррекционной педагогике
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Аннотация
Данная методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», разделу «Музыкальная деятельность» направлена на развитие эмоциональной сферы детей 4 – 7 лет, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Использование представленного материала позволяет повысить проявление творческой активности, развитие эмоциональности.
В методической разработке предлагается наглядный материал для работы с детьми по музыкальному воспитанию по теме непрерывной образовательной деятельности.
Рекомендую данную разработку использовать музыкальным руководителям, работающим с детьми с ОВЗ, так как она отработана на практике и дает положительные результаты по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей с особенными потребностями.
Введение
Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.
В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. Музыкальные занятия - это способ самовыражения и психического становления личности.
Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.
В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.
Во время своих занятий я считаю необходимым создать доверительную атмосферу, предполагающую общение «на равных» ребенка и педагога. В ситуации, когда действия ребенка принимаются педагогом без каких-либо условий, есть возможность для проявления индивидуальности. Общение проходит в игровой форме, при этом детям не навязываю обязательные для всех действия и приемы, они могут принимать участие в игре, исходя из своего опыта и возможностей. Занятие имеет определенную структуру, которая позволяет детям усваивать новый материал, приобретать уверенность в собственных возможностях, проявлять творческое начало, помогать другим, сопереживать неудачам и радоваться успехам. Главное – это верить в ребенка, оказывать ему поддержку, дарить любовь. Учитываю особенности и возраст детей. В данном случае все дети не говорящие, имеют разный возраст, различные отклонения в психическом и физическом развитии. Для начала некоторые моменты разучиваю с детьми индивидуально, а затем объединяю в одно занятие, для закрепления музыкального материала, для поддержки ситуации успеха.
На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья использую информационно-коммуникативные технологии. С помощью мультимедийных презентаций развивается чувство ритма, зрительное восприятие, внимание. Играем на детских музыкальных инструментах, выполняем с детьми пальчиковую гимнастику, речедвигательные упражнения с опорой на изображение на экране. Дети любят выполнять такие упражнения. Хочется отметить, что использование компьютерных технологий не заменяет привычных коррекционных методов и приемов работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Применение компьютерной техники на музыкальных занятиях в ДОУ позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.
Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» представлена на Межрегиональном методическом семинаре педагогических работников с Международным участием «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО» в 2016 г.
Методическая разработка
непрерывной образовательной деятельности
Цель: создание условий для развития у детей умения выражать свои мысли,
чувства посредством музыки, речи и движения
Задачи:
Обучающие:
Научить детей рослушивать музыкальное произведение с начала до конца, уметь дать краткую характеристику прослушанному, эмоционально реагировать.
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, дыхание, музыкальную память, умение реагировать на смену частей музыки;
развивать чувство ритма.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;
укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.
Материал:
- Раздаточный: бубны на каждого ребенка, шапочки зайчиков,
медведей.
- Демонстрационный:
презентация к НОД, видеофайл «Поздняя осень», видеофайл гимнастика для глаз «Осенний листок», видеоматериал про медведя.
Оборудование:
- проектор, ноутбук, экран
- музыкальный центр
Индивидуальная работа:
- игра на бубне с Никитой, выполнение танцевальных движений со Стасом
Методы и приемы:
- наглядный – направлен на восприятие детьми красок осени (видеофайл «Поздняя осень», гимнастика для глаз «Осенний листок», видеоматериал про медведя, дидактическая игра «Что зверятам Осень принесла»);
- словесный направлен на развитие слухового восприятия,
- практический – направлен на закрепление и углубление полученных знаний и навыков
приемы:
- музыкальное приветствие коммуникативная игра «Здравствуйте»
- песня – игра с движением «Купим мы бабушка…»
- сюрпризный момент: просмотр телепередачи «Кто живет в лесу»
- дидактическая игра «Что зверятам Осень принесла»;
- просмотр видеофайла «Поздняя осень», «Бурый медведь»
- слушание музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
- пальчиковая гимнастика «Под сосной…»
- танцы зайчиков и медведей
- игра на музыкальных инструментах (бубнах)
- гимнастика для глаз «Осенний листок»
- музыкальная игра «Солнышко и дождик»
- использование ИКТ
Предварительная работа:
- разучивание движений к песне «Купим мы бабушка…»
- игра на бубнах
- разучивание танцевальных движений «На полянке зайки танцевали»
Интеграция:
- образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность - ведущая
- образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»;
- образовательная область «Познавательное развитие»;
- образовательная область «Физическое развитие»
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности
концентрировать внимание; развитие умения различать части
своего тела.
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами были в гостях у бабушки, давайте вспомним, что мы ей подарили.
Песня с движениями «Купим мы бабушка…»
Цель: развитие музыкальной памяти, координации движений
Молодцы, а сегодня я предлагаю посмотреть познавательную телепрограмму
«Кто живет в лесу?» Хотите?
Ответы детей
Итак, садитесь поудобнее, будьте внимательны.
Основная часть.
Педагог. На дворе — поздняя осень. Все люди, и звери к зиме готовятся,
припасы заготавливают и каждый день благодарят Осень за ее
подарки. Лес еще полон жизни. Птицы готовятся к отлету,
собираясь шумными стаями. Все зверюшки тоже готовятся к зиме.
Осень всех зверей угостила своими дарами:
- Белочку – орешками
- Ёжика – грибочками
- Зайчишку – морковкой и капустой.
Ребята, хотите узнать какая поздняя осень в лесу?
Видео файл «Поздняя осень»
под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня»
цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, умение эмоционально
реагировать на музыку
Ребята, понравился вам лес поздней осенью?
В лесу стало немного грустно и скучно, и музыка прозвучала печальная.
В лесу становится тихо, не слышно пения птиц и только ветер гуляет между деревьями и срывает оставшиеся листочки.
Дети под музыку показывают деревья, дуют как ветер и роняют листочки на землю
Пальчиковая гимнастика
«Под сосной…»
Цель: развитие мелкой моторики
Под одной сосной сидит зайка косой
Под другою сосной сидит зайка другой
На детей надевают шапочки зайчиков.
Вот сколько зайчиков в лесу, они все дружат и никогда не ссорятся. В лесу стало холодно и зайчики немножко замерзли. Давайте все вместе погреемся.
Танцевальная композиция
«На полянке Зайки танцевали»
Цель: развитие двигательной активности, умение реагировать на смену
частей музыки
Погрелись зайчата. А я знаю, что вы очень любите играть на бубнах.
Игра на бубнах
Русская народная мелодия
Цель: развитие внимания, чувства ритма
Молодцы! Постарались все зайчата и превратились все в ребят.
Ребята, подул осенний ветерок, и полетел с дерева листок
Посмотрите, как летит, как легко листок кружит
Глазками смотрите, за листиком следите.
Гимнастика для глаз
«Осенний листок»
Ребята, на улице светит осеннее солнышко, пойдемте с вами погуляем.
Музыкальная игра
«Солнышко и дождик»
Цель: развитие внимания, умения реагировать на смену частей музыки
Молодцы, ребята. Немножко отдохнули, а теперь мы продолжаем увлекательную передачу.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
Кто же это? Отгадай, правильно, это медведь.
Просмотр видеосюжета «Бурый медведь»
Мишка — лесной зверь. Он большой — выше мамы и выше папы (даже выше человека). Зверь ходит на четырех лапах. У него большая голова, маленькие глазки и круглые небольшие уши. Еще у него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям.
Шерсть у медведя густая коричневая. Ему в такой шубе очень тепло.
Его домик называется берлогой. Она находится в земле, мишка сам роет ее для себя и своих деток. Еще берлога может быть в большой яме или пещере.
Зимой медведь спит в берлоге. Всю зиму! Осенью ложится спать и просыпается только весной, когда растает снег.
Посмотрите, к нам тоже пришел Медвежонок
На ребят надевают маски медвежат
Танец «Вышел Мишка на лужок»
Заключительная часть.
Молодцы! Телепередача подошла к концу.
Покажите на картинках кого мы с вами сегодня встретили в лесу?
Вам понравилось? (эмоциональное состояние детей)
Музыкальное прощание
Дети уходят из зала
Заключение
Проведение данного занятия способствовало развитию умения детей выражать свои чувства и эмоции через музыкально – ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, восприятие познавательной телепередачи.
Музыкальные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Это средство, способное помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие звуков окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войдя в мир музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел Лепка) на тему «Зимние забавы» для детей старшей группы (3 года обучения).
Учить детей лепить фигуру человека (девочку в длинной шубе) из трех частей разной формы: конуса, шара и цилиндров; передавать пропорции между частями....

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы, сост...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе О...

конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на тему «Музыкальный мир осени» для детей 6 – 7 лет группы компенсирующей направленно
непрерывная образовательная деятельност для детей компенсирующей группы https://cloud.mail.ru/public/qZGX/zMUwK456q - презентация к НОДhttps://cloud.mail.ru/public/r3FU/m31kfLjBX - ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»
Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие» на тему « Воздушные шарики для кошки Мурки» (Использование нетрадиционной техники)
Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способност...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» в средней группе компенсирующей направленности «День рождения у Мишутки»
Ход занятия:Дети входятв зал спокойнымшагом, встают в круг, музыкальный руководитель поёт:Здравствуйте, ребята!Дети: Здравствуйте!А теперь, ребята, мы поможем проснуться нашим ручкам, ушкам, глазкам. ...