Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Перелетные птицы»
Программное содержание:
Образовательные задачи: познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц;
упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
Развивающие задачи: развивать связную речь, умение рассуждать.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Методы и приемы:
- Словесные:
-художественное слово;
-беседа.
2. Наглядные: иллюстрации перелетных птиц.
Интеграция – речевое развитие.
Материалы: иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)
Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.
(первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй)
- Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Я таланта не таю:
Замечательно пою!
Слыша песню из ветвей,
Знайте, это …(соловей)
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.
/включается аудиозапись/
- Не заботится о детках,
Ищет гнездышки на ветках:
Непутевая подружка
И зовут ее …(кукушка)
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка /аудиозапись/.
3. Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист)
Аист – большая птица белого цвета с черными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. /аудиозапись/
Эти птицы относятся к перелетным.
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
Пой - ка, подпевай - ка:
Десять птичек – стайка. Хлопаем в ладоши
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка. Загибают пальцы обеих рук
Эта птичка – свиристель
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички - по домам. Машем ручками, как крылышками
Д/игра «Составь целое из частей»
Составь из разрезных картинок птицу.
- Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я бросаю вам мяч, а вы будете мне возвращать его с ответом.
Упражнение «Закончи предложение»
Соловей маленький, а журавль …
Аист большой, а синичка …
Сова спит днем, а охотится …
У синицы хвост короткий, а у ласточки …
У дятла клюв длинный, а у снегиря …
Лебедь белый, а грач …
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/
конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/...
конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"
Ознакомление с зимующими птицами, особенностями их поведения, любимым для них кормом...
Конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы".
Конспект предназначен для детей старшей группы с целью развития познавательного интереса к нашим пернатым друзьям....
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы»
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» в старшей группе....
Конспект НОД по познавательному развитию " Перелетные птицы"
Данное занятие способствует развитию и закреплению знаний детей о перелетных птицах родного края, об их жизни в весенний период. Также идет закрепление с воспитанниками основных признаков весны, разви...
Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы" в средней группе
laquo;Перелетные птицы» в средней группе. Тема занятия: Непосредственно-образовательная деятельность Занятие по формированию целостной картины мира «Перелетные птицы»...