Конспект НОД по познавательному развитию " Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие способствует развитию и закреплению знаний детей о перелетных птицах родного края, об их жизни в весенний период. Также идет закрепление с воспитанниками основных признаков весны, развитие внимания и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Перелетные птицы»
Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Задачи:
Образовательные:
1.расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
2.упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
3.закреплять с детьми характерные признаки весны;
4.дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;
Развивающие:
1.развивать мелкую моторику рук;
2.развивать логическое мышление и внимание;
3.развивать монологическую речь детей, побуждать к желанию общаться;
4.обогащать словарь детей новыми понятиями;
5.развивать умение образовывать однокоренные слова(грач- грачата, грачонок).
Воспитательные:
1.воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, времени года- весне; отгадывание загадок о перелетных и зимующих птицах.
Интеграция образовательных областей
«Речевое развитие»- развитие свободного общения между взрослым и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
«Познавательное развитие»- развитие познавательной и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в природе.
Материал к занятию: фонограммы «Пение птиц», «Голоса птиц»; звуковое письмо; «чудо-дерево»; иллюстрации зимующих и перелетных птиц, разрезные картинки - игра «Собери птичку»; « волшебный шарик»; тексты загадок о перелетных птицах; тексты психогимнастики, пальчиковой игры «Десять птичек- стайка», физкультминутки, игры «Ты скворец, я скворец»; картинки- раскраски «Обведи по точкам», простые карандаши; мяч; конверты для заданий; компьютер; музыка для релаксации.
Ход НОД
Психогимнастика: Доброе утро, добрый час!
Очень рада видеть вас!
«Доброе утро!»- нам птицы щебечут.
«Доброе утро!»-нам шепчут деревья.
«Доброе утро!»-нам солнышко светит.
Доброе утро! Здравствуйте, дети!
(звучит фонограмма «Пение птиц»)
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (пение птиц). Почему птицы так
радуются? ( потому, что пришла весна). Наступила весна. А какая она?
(ответы детей: теплая, светлая, долгожданная, ласковая, радостная, звонкая, солнечная и т.д.)
-Сколько месяцев у весны?
-Назовите их по порядку (три ребенка отвечают ).
-А какие пословицы о весне вы знаете?(ответы нескольких детей).
Воспитатель: Какие чудеса происходят весной? ( пригревает солнышко, появляются проталины, тает снег, бегут ручьи, лопаются почки на деревьях, появляются листочки, появляются насекомые и т.д.). Но самое главное чудо- это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Посмотрите, на нашем дереве собрались все птицы. Назовите их ( дятел, воробей, синица, снегирь, сорока, клест). Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие).
-а вот еще одна птица прилетела. Что это за птица?(скворец). Чем она отличается от птиц на дереве? ( она перелетная).Смотрите, скворец принес нам конверт. Что же в нем?( звуковое письмо).Послушаем его.
« Дорогие ребята, вам шлют привет перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда сможем к вам вернуться. Перелетные птицы».
Воспитатель: Ребята, поможем перелетным птицам? (да). Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. У меня есть волшебный мяч, он поможет нам найти задания. Отправляемся на помощь нашим друзьям - перелетным птицам.
(воспитатель кидает мяч, дети находят первый конверт с заданием).
Воспитатель: Ребята, мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц (работа перед компьютером - отгадывается загадка, на компьютере демонстрируется изображение птицы)
Всех перелетных птиц черней.
Чистит пашню от червей (грач).
-Опишите грача, какой он? (один ребенок отвечает, другие дополняют).
Кто на елке, на суку,
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку» (кукушка).
-Расскажите, что вы знаете о кукушке? (один ребенок рассказывает, другие дополняют).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
-Опишите ласточку (работа по схеме-описанию).
Прилетели певцы - молодой весны гонцы.
Они в скворечнике живут,
Песни звонкие поют (скворцы).
-Расскажите о скворце ( один ребенок рассказывает, другие дополняют).
(далее загадываются еще несколько загадок и выставляются на мольберт картинки).
Воспитатель: С первым заданием справились. А давайте и мы на минутку превратимся в скворцов.
Коммуникативная игра «Ты скворец, я скворец»
Воспитатель: Двигаемся дальше, ребята (кидает мяч). Второе задание-игра «Собери картинку» (работа детей в паре - дети собирают разрезные картинки и называют птиц, изображенных на них).
Воспитатель: Вот и со вторым заданием вы справились. Продолжим расколдовывать наших пернатых друзей? Давайте найдем следующее задание(кидается «волшебный мячик»). Ой, смотрите, мяч лежит, а около него конверт.
Дидактическая игра «У кого- кто?»(в кругу).
Воспитатель: Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне(скворец -скворчата, грач –грачата и т.д.).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте пойдем дальше искать задания от волшебника (кидается «волшебный мячик»).
Воспитатель: А для следующего задания нам необходимо уметь внимательно слушать. Давайте попробуем отгадать птиц по голосу (звучит звукозапись, дети отгадывают птиц).
Воспитатель: Вам понравилось слушать голоса птиц?(да). А теперь можно еще немного повеселиться. Поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек- стайка».
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнезда и построить новые).
-Из чего строят гнезда птицы?( из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, березовой коры и т.д.). Где птицы строят свои гнезда? (на деревьях, на земле, под крышей домов, под балконами, в кустах). Вот посмотрите, ребята, несколько картинок.
Воспитатель: Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями.
Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.
Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.
Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев вблизи водоемов. Соломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра.
Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.
Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.
Воспитатель: Вот и еще одно задание волшебника выполнено.
Физкультминутка «Веснянка»
Воспитатель: Ребята, а как человек заботится о птицах?(он подкармливает птиц зимой, делает для них кормушки, весной строит скворечники для скворцов, оберегает тех птиц, которых становится все меньше и меньше, нельзя разрушать птичьи гнезда, когда в них есть птенцы и т.д.).Правильно, ребята. Нам всем становится веселее, когда вокруг слышно пение птиц.
Воспитатель: Мы с вами выполнили много заданий волшебника. Но где же птицы? Посмотрите, а здесь еще один конверт. Что же там?( воспитатель открывает конверт, там нарисованные черно-белые птицы).Посмотрите, здесь черно-белые рисунки, но не понятно, кто же это? Давайте вы попробуете провести линии по точкам, и я надеюсь, что все чары волшебника исчезнут ( дети выполняют задание под спокойную музыку, а затем называют, кто у них получился).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы расколдовали птиц. А что мы сегодня для этого делали? (ответы детей).Что вам больше всего понравилось? После занятия мы раскрасим наших птиц и поместим на наше «чудо - дерево». А сейчас всем спасибо за проделанную вами работу. Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/
конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/...
Конспект ООД по познавательному развитию "Перелетные и зимующие птицы"
Открытый показ для педагогов...
Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы"
Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловь...
Конспект по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней группе
Конспект по познавательному развитию: «Перелетные птицы» в средней группе...
Конспект НОД по познавательному развитию "Перелетные и зимующие птицы"
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о...
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы»
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» в старшей группе....
Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы" в средней группе
laquo;Перелетные птицы» в средней группе. Тема занятия: Непосредственно-образовательная деятельность Занятие по формированию целостной картины мира «Перелетные птицы»...