Социокультурное наследие нашим детям!
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Софьянская Алёна Анатольевна

Яркими событиями в достижениях человека ознаменован XXI век. Имеется масса возможностей для проявления личных способностей  каждого из нас. Технологии современности удивляют, воодушевляют, заставляют восхищаться, сопротивляться, развиваться! Новые вызовы настоящего требуют активности в образовательных процессах.  В этом жизненном течении важно помнить, что все созданное новое имеет под собой начальную основу- историческую, заложенную в нас нашими предками и это бесценно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnoe_nasledie_nashim_detyam.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурное наследие нашим детям!

А. А. Сидорова

Педагог-психолог

МБОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида

в «ЖК Луговое»

г. Иркутск, Российская федерация

Яркими событиями в достижениях человека ознаменован XXI век. Имеется масса возможностей для проявления личных способностей  каждого из нас. Технологии современности удивляют, воодушевляют, заставляют восхищаться, сопротивляться, развиваться! Новые вызовы настоящего требуют активности в образовательных процессах.  В этом жизненном течении важно помнить, что все созданное новое имеет под собой начальную основу- историческую, заложенную в нас нашими предками и это бесценно!

Наши предки заложили мощный фундамент в русскую культуру, которая является социокультурным основанием в воспитании будущего поколения!  Мы говорим сегодня о цене их вклада, который не позволил на сегодняшний день искоренить русскую культуру, утратить русскую речь.

Во все времена, будь они самыми нелегкими, русский народ стоял за свое Отечество! В пору военных годин, на полях боев сражались русские писатели и поэты, которые в окопах, в тяжелейших нечеловеческих условиях помогали поддерживать народ силой русского языка. Вспомним писателей и поэтов времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. Они называли себя окопными. Там- в окопах, под жарким палящим солнцем летом и в зимних лютых стужах рождались русские литературные произведения, которые воспевали мощь и честь Росси во все времена. Эти труды и по сей день имеют важное значение для всех поколений русского человека. Старинная мудрость напоминает нам, что человек, не знающий свое прошлого, не знает ничего. Поэтому в прозе и в стихах звучит русский язык во всех образовательных учреждениях  нашей страны. С малых лет детям прививается гордость за свою отчизну и за то, что они являются носителями русского языка. Дошколята с малых лет познают через общение радость удач и горечь разочарований, обретают опыт, тем самым, самоутверждаясь в настоящей и будущей жизни. Этот опыт они хранят в своей памяти всю жизнь. Наша задача, задача педагогов – научить детей правильно пользоваться накопленным опытом, чтобы русские традиции и обычаи, русское  искусство, знания о своей малой Родине, так тесно связанные с русской речью, не иссякли, а передавались будущим поколениям.

В нашем детском саду комбинированного вида активно и на постоянной основе идет изучение русского языка и развитие русской речи. В каждой группе оформлены уголки и выставки с произведениями русских писателей и поэтов, проводятся литературные часы общения, часы внеклассного чтения, где дети изучают имена и биографии писателей и поэтов. Русские-народные сказки дети изучают и в кукольном театре, как при  просмотре, так и при исполнении ролей сказочных героев. Каждому ребенку предоставляется возможность побыть в роли зрителя и, что немаловажно, в роли актера.

Нашими педагогами систематически отслеживается развитие культуры в России. Необходимо помнить, что в сложные исторические времена, когда Россия испытывала стагнацию в развитии русской культуры в 1990-е годы, приобщение детей к народной культуре и привитие любви к родному языку  также испытывало трудности. Благодаря упорству и выносливости русского человека, радостно осознавать, что национальная память людей жива, и мы с нашими детьми совершенно по-новому относимся к русскому фольклору, родным традициям, в которых наши предки оставили нам самое ценное из своих культурных достижений- любовь к Родине, преданность Отчизне, гордость за могучий русский язык, за русскую культуру.

На базе нашего дошкольного образовательного учреждения реализовывается практика «Предметно-развивающая среда, как одно из основных условий полноценного освоения, функционирования и развития русского языка в ДОУ». Педагоги применяют созданные условия в образовательной деятельности с детьми, привлекают их к образовательному процессу и дальнейшему грамотному использованию знаний русского языка в жизни. Также необходимо отметить, что педагоги привлекают родителей детей к совместной деятельности в данном направлении. Дети под руководством воспитателей, изготавливают игры и пособия, направленные на изучение и усвоение русского языка, таким образом, развивая интерес, воображение и коммуникативные навыки для дальнейшего интеллектуального роста. Досуг детей выстраивается также при помощи проведения традиционных русских-народных праздников: «Коляда», «Пасха», «Масленица». Организовывается взаимодействие с социальными партнерами: совместные выезды в библиотеки города, театры, краеведческие музеи. Это помогает поддерживать развитый интерес  детей для дальнейшей обучающей и развивающей деятельности в сфере русского языка.

Компетентные педагоги, способные донести до сознания ребенка ценность русского языка предоставляют детям возможность самостоятельно привлекать внимание общественности к проблеме большого количества заимствованных иностранных слов , что искажает и, откровенно говоря, портит русский язык. Усилиями педагогов, детей и их родителей в помещении детского сада (в группах и коридорах) создаются тематические рабочие зоны, направленные на изучение и закрепление полученных знаний русского языка. Оснащается территория дошкольного образовательного учреждения и на улице, направленная на изучение и закрепление полученных знаний русского языка, это: буквы и цифры, нарисованные на асфальте для игровой и познавательной деятельности. Таким образом, мы профилактируем негативное влияние отдельных отрицательных элементов на изучение детьми родного русского и развитие речи. Корректируем отрицательное влияние невербального виртуального общения на освоение русского в речи ребенка дошкольного возраста, активизируем позицию родителей детей на совместную деятельность со всеми участниками образовательных отношений для поддержания уровня значимости русского языка и русской речи в родной стране.

Мы многим обязаны тому поколению, которое достойно защищало русскую землю и русский народ во время Великой Отечественной войны. Эти люди были смелыми и доблестными, благодаря своему духу и упорству, они отстояли нашу русскую землю. Если бы не они, то судьба русского народа была бы трагична.  Мы бескрайне благодарны нашим ветеранам и горды тем, что живем в России, тем, что мы русские, тем, что наш язык воспет Толстым Л.Н., Пушкиным А.С., Лермонтовым М.Ю. и многими настоящими русскими писателями. России-жить! Русскому языку-быть!

Информация об авторе

            Алёна Анатольевна Сидорова- педагог-психолог, магистр, МДОУ ИРМО   «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»», 664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова, ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».

Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...

Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Этапы работыЦельФормы организациидеятельностиОрганизатордеятельности1.СЕНТЯБРЬ.«Чудесный город!» 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному иск...

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ. Цель:  Приобщение детей к нравственным общечеловеческим ценностям, пробуждение эстетических чувс...

Сценарий праздника к 9 мая для детей старшей и подготовительной групп в ДОУ" Я помню! Я горжусь!". Цель: расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, а также закрепление представления о празднике.

Сценарий праздника к 9 мая для детей старшей и подготовительной групп в ДОУ" Я помню! Я горжусь!". Цель: расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии наше...

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАШЕГО НАРОДА.

В статье рассматривается проект как  одна из форм работы с детьми дошкольного возраста...