Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые технологии в работе логопеда.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому в логопедической практике игровые технологии занимают особое место. Именно они способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми
С ребенком надо делать все через игру..
Д. Б. Эльконин
Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.
Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые технологии в работе логопеда.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому в логопедической практике игровые технологии занимают особое место. Именно они способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра – незаменимый помощник в обучении дошкольника, поэтому важно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе игра должна быть интересной и доступной.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Задачи игр, используемых на логопедических занятиях:
- развитие мелкой и общей моторики;
- побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
- формирование графомоторных навыков;
- активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
- формирование навыков ориентирования;
- повышение познавательной активности и работоспособности детей;
- регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.
На логопедических занятиях используются следующие виды игр.
Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учится правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями, учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д. (дидактические игры с предметами, слоговые домики, игры с движениями).
Настольно – печатные игры - это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. В детском саду они используются как непосредственно на занятиях, так и в организации совместной деятельности. Задача таких игр - соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение (парные картинки, лото, домино).
Словесные игры – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Особенно важны эти игры при подготовке детей к школьному обучению, так как они формируют и развивают умение слушать педагога, быстро находить ответ на вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять имеющиеся знания и умения в соответствии с поставленной задачей. В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко. Занятия по развитию речи способствуют развитию всех сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения («Подбор прилагательных», «Цепочка слов» и др.).
Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. Одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Для логопеда коррекционно-развивающая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребёнка с целью коррекции её различных дефектов. С одной стороны, это эффективный речевой тренинг, который устраняет фонетическое неблагополучие у детей. С другой стороны, Коррекционно – развивающие игры способствует успешной компенсации недоразвития фонематического слуха, развивает чувство ритма и рифмы, обогащает вербальную память и обеспечивает речевую сноровку у детей. Коррекционно-развивающие игры играют большую роль в активизации и развитии высших психических функций (восприятия, внимания, памяти) и мышления, в автоматизации исправленных звуков, в формировании навыков связной речи, в формировании лексико-грамматических категорий.
Игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей в логопедических группах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на занятиях небходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставить перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.
Применение игр определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.
Комплексная работа с использованием игровых приемов существенно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии в логопедической работе с детьми"
Игровые приёмы, для автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах...
Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания де...
«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...
Использование игровых технологий в логопедический работе с детьми с ОВЗ
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями, детей с ОВЗ. Эти дети отличаются низкой познавательной а...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....
Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми ОВЗ
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.3. Логопедические распевки.3. Игровые технологии для развития...