Использование игровых технологий в логопедический работе с детьми с ОВЗ
тест по коррекционной педагогике
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями, детей с ОВЗ. Эти дети отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников логопункта имеют нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы. Практически у всех детей с ОВЗ страдает память, мышление, внимание, отмечается эмоциональная неустойчивость.
Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_logopedicheskiy_rabote_s_detmi_s_ovz.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Башкирцева Елена Петровна
учитель-логопед МАДОУ детский сад 10,
городской округ Красноуфимск
Использование игровых технологий в логопедический работе с детьми с ОВЗ
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями, детей с ОВЗ. Эти дети отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников логопункта имеют нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы. Практически у всех детей с ОВЗ страдает память, мышление, внимание, отмечается эмоциональная неустойчивость.
Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям были подобраны, модифицированы, игровые методы и приемы.
Это позволило решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:
«Волшебной палочки», которая своим стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;
Упражнения «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ и т.д. Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
Игра «Проведи слог по звуковой дорожке». Одна дорожка ровная, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, а другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
- «Рыбалка», в аквариуме находятся игрушечные рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав рыбку с картинкой, дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слово на слоги, определять позицию звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», изменять слово по числам и др.
- Не менее интересна игра «Веселый кубик». В котором каждая грань кубика выполняет свою задачу, в зависимости от этапа автоматизации звука.
- Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом - это герой, (его можно нарисовать или какую-то игрушку назвать «Звукоед») который «похищает» звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла...а – глаЗа, к...от – кРот, Алёну...ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы играем в эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.
Также можно использовать игровой коврик «Смешарики», переставляя смешариков, можно составлять различные предложения, развивать пространственную ориентацию детей.
Пособие «Умные часы» используются на любом этапе автоматизации звуков, можно просто называть картинки, на которые показывает стрелка часов, можно придумывать словосочетания, предложения с этими словами.
Незаменимы в работе учителя-логопеда современные информационно-коммуникационные образовательные технологии. Использование видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, интерактивных игр: «Занимательная фонематика», «Лого ассорти», «Трудные звуки» и др. поддерживает в детях устойчивый интерес к занятиям.
И вот наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей. На помощь приходят театрализованные игры, пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе пересказы-драматизации, стихи-драматизации, очень помогаю народные сказки.
Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество подготовки их к школе.
«Список информационных источников»
1. Бойко С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5 – 7 лет): В помощь учителям- логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб.: КАРО, 2017. -176 с .: ил. – (Серия «Мастер – класс логопеда»).
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2018.
3. Сизова О.Б. Шесть шагов к развитию речи: Система игровых занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок. – СПб.: КАРО, 2013. – 48 с., цв. Вкл. – 40 с.
4. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. – Москва: «Издательство ГНОМ и Д» 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии в логопедической работе с детьми"
Игровые приёмы, для автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах...
Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания де...
«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми
Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка....
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....
Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми ОВЗ
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.3. Логопедические распевки.3. Игровые технологии для развития...