Технологическая карта "Увлекательный мир сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пасаман Галина Фёдоровна

Важно в дошкольном возрасте знать содержание сказок, их мудрость, уметь различать русские народные сказки и авторские сказки. Дети должны характеризовать поступки сказочных героев, увлечённо составлять продолжение сказки, находить отгадку в строчках сказки. Дети должны знать, что к героям сказок обращались композиторы и художники. 

 

 

  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе № 44

по развитию речи

 Тема «Увлекательный мир сказок»

Воспитатель:

Пасаман Г.Ф.

г. Самара, 2021 год

Образовательная область: познавательное развитие

Лексическая тема: «Увлекательный мир сказок»

Вид занятия: нетрадиционная

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: групповая

Цель: Закрепление знаний детей о любимых сказочных героях.

Задачи:

Обучающие (образовательные):

 1. Расширять знания детей о русских народных сказках и сказках Г.Х. Андерсена, их мудрости.

2. Закреплять названия и содержание сказок.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, умение находить отгадку в строчках сказки, в иллюстрациях.                                            

2. Развивать эмоциональную сферу детского воображения.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Планируемый результат:будут знать различия русских народных сказок и авторских сказок, научатся находить отгадку в строчках сказки, составлять продолжение сказки.

Подготовительная работа: чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка» и сказок Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Русалочка», «Дикие лебеди», рассматривание иллюстраций к сказкам и репродукции картины В.Васнецова «Снегурочка», прослушивание Арии Снегурочки. С подружками по ягоду ходить Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка».

Оборудование:выставка книг Г.Х. Андерсена и русских народных сказок, картинки с изображением героев сказок, репродукция картины Васнецова «Снегурочка», Римский – Корсаков «Снегурочка». Ария Снегурочки, смайлики.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель вместе с детьми входит в группу.

Воспитатель:  

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Слушают воспитателя,

здороваются с гостями.

0,5 мин.

Привлечь внимание к выставке, создать проблемную ситуацию.

Подготовить детей к

деятельности, привлечь внимание.

2.

Проблемная ситуация

Воспитатель организует беседу по вопросам:

- Ребята, вы любите сказки?  (Да.)

- За что вы их любите? (Сказка – это волшебство, чудо.)                                             - Какие они? (Интересные, умные, таинственные, загадочные.)

- Чему учат сказки? (Учат мудрости, добро побеждает зло.)Перед нами выставка книг.                                                      - Вы узнаёте эти сказки? (Да.)

- Кто их написал? (Г.Х. Андерсен и народ)

- Тема нашего занятия «Увлекательный мир сказок».

Проблемная ситуация:  

- Что мы будем делать на занятии? (Отправимся в путешествие)

- Что у меня в руках? (Клубочек.)

- Клубочек, да не простой, а волшебный.

Дети вовлекаются в беседу.

2,5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование

Решений

Проблемной

ситуации,

актуализация знаний

Воспитатель:

- Отправляемся по следам героев сказок. Клубочек,покажинам дорогу.

Игра «Угадай-ка»:

- Посмотрите на эти иллюстрации к сказкам и постарайтесь угадать их название. (Ответы детей).

 - Будьте внимательны. Прочитайте слова и  узнайте сказку.

- Жабы, жуки, полевая мышь, ласточка, крот. («Дюймовочка».)

- Принц, морская ведьма, немая девушка, морская пена.(«Русалочка».)

- Король, мачеха-колдунья, Элиза, одиннадцать братьев. («Дикие лебеди».)

- Утки, лебеди, курица, кот. («Гадкий утенок».)

-Снег, дед, бабка. («Снегурочка».)

Воспитатель:

-А сейчас я буду зачитывать вам отрывки, а вы попробуйте вспомнить, из каких они сказок.

- Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь… Как называется эта сказка («Дикие лебеди»).

- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше. («Дюймовочка».)

- Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам; но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем, легкая, как пузырек воздуха. («Русалочка».)

- Злая королева натерла ее сокомгрецкого ореха, так что она стала совсем черной, вымазала ей лицо вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Даже отец, взглянув на нее, испугался и сказал, что это не его дочь.(«Дикие лебеди».)

- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой! («Гадкий утенок».)

- Ребята, герой какой сказки вам нравится и почему? (Ответы детей)

Вывод: Герои, которые вам нравятся, совершают хорошие поступки.

Физминутка «У оленя дом большой»

Воспитатель:

- Кругом лежат снежинки. Клубочек, куда же ты нас привел?

- Как называется эта сказка? («Снегурочка»)

- Как появилась Снегурочка?

- Какая она была?

- Что с ней случилось?

Моделирование сказки символами.

- Грустный конец у этой русской народной сказки?

- А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

- А можно придумать и сделать так, чтобы Снегурочка не исчезла?

- А как?

- Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

Воспитатель:

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Ребята, клубочек нас привел к репродукции картины «Снегурочка» В. Васнецова.

Работа по картине В. Васнецова «Снегурочка» и арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.

Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей, композиторов.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку.

Какая она на картине: веселая или грустная? Почему?

А композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте отрывок из оперы.

Звучит ария Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.

Беседа по содержанию

- Понравилось ли вам ария?

- Какое настроение вызывает она?

- О чём она повествует?

Опера Н.Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года- весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца.В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.

Вывод: Образ Снегурочки вдохновляет всех.

Дети участвуют

в деятельности, играх, отвечают на поставленные вопросы,  читают слова и узнают сказку, придумывают счастливый конец сказки.

24 мин.

Беседа,

игра

Актуализация имеющихся знаний по данной теме.

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Подведение итогов НОД организует  с помощью вопросов:  

- Чем мы занимались на занятии?  (Путешествовали)  

Кто автор сказок?(Г.Х. Андерсен и народ.)

- Ребята, расскажите кто из героев сказок вам нравится, а кто нет? Почему? (Ответы детей).

- Как заканчиваются сказки?

 Воспитатель отмечает: «Все справились с заданиями, потому что хорошо запомнили содержание сказок»

Ответы на поставленные вопросы

3 мин.

беседа,

обсуждение

 Овладение умениями

работать в группе.

Сформированность

элементарных

навыков самоконтроля.

5.

Рефлексия

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (рефлексия настроения и эмоционального состояния).

Воспитатель спрашивает:

- Какое у вас настроение?

Воспитатель предлагает выбрать грустные или весёлые смайлики и прикрепить на дерево настроения.

Высказывания воспитанников, прикрепляют смайлики на дерево настроения

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса

(умение оценить свои действия и результат работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каримова Мария Ришатовна .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: «По следам сказок Шарля Перро»

Создание условий для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка в рамках интеграции образовательных областей....

Технологическая карта по развитию речи. Творческое рассказывание «составление сказок»

Научить творчески составлять рассказыПрограммные задачи:Образовательные: Учить детей подбирать нужные слова; Учить составлять описательные рассказы; Учить говорить связно и выразительноРазвивающие: Ра...

Технологическая карта ООД «По следам сказок»

Технология изучения указанной темы №Этап занятияХод занятияДеятельность педагогаДеятельность детейВремя1. Вводная часть Психологический настройЯ Сказочница! Не далек мой путь, не б...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: «В поисках сказок» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма совместной деятельности: Развитие речи

Учебно-методический комплект (программы): Индивидуальная разработка на основе образовательной программы дошкольного образования «Истоки» . Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ...