ООД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Обучающие задачи: * расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении); - совершенствовать грамматический строй речи ( образование и
использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова; - уточнять и расширять словаря по теме «Зимующие птицы»;
- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по
схеме – модели; Развивающие задачи: - закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с
образами; - продолжать развивать мышление, память, внимание;
Воспитательные задачи: - Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам,
проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь. Оборудование: Письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема, коврограф, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребёнка. Ход занятия: Дети садятся за столы принимают позу лобно – затылочной коррекции (правя рука на лоб, левая рука на затылок, глаза закрыты). Воспитатель. Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самые лучшее, что есть на свете. Глаза открываем Здравствуйте дети! Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим. Воспитатель загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц. Угадай, какая птица, Угадай, что за птица, Бойкая, задорная, Скачет по дорожке, Ловкая, проворная, Словно кошки не боится - Звонко тенькает: Собирает крошки, «Тень, тень! По ночам кочует - Как хорош весенний день!» Зёрнышки ворует. (Синица) (Воробей) Кто присел на толстый сук Грудка ярче, чем заря И стучит: «Тук – тук – тук!»? У кого? (У снегиря) (Дятел) Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ). На таблице схематично изображена последовательность рассказа. Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица. По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о дятле. - Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек. Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём. Дети встают, выходят на ковёр. Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей. Динамическая пауза «Снегири». Вот на ветках, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам В красных майках снегири Показывают грудку руками Распустили пёрышки Мелко потряхивают кистями опущенных Греются на солнышке рук Головой вертят, Повороты головы влево - вправо Улететь хотят Улетели! Улетели! Бегут по кругу, взмахивают руками За метелью, за метелью. Затем дети садятся за столы. На столе иллюстрации с изображением птиц на каждого ребёнка. Воспитатель. Назовите каждый свою птицу и определите, сколько слогов в названии этой пиццы. (Слоговой анализ). Ребёнок. Это ворона. В слове ворона 3 слога и т. д. Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают? Ребёнок. Развешивают кормушки. Воспитатель. У нас на участке тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают различные птицы. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне скажите, какие птицы прилетели на кормушку. Воспитатель помещает на коврограф дерево с кормушкой и птичек, которые закреплены с помощью липучек. Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички. Воспитатель. Кого не стало? Дети. Синички. Воспитатель. Где сидела синичка? Дети. На ветке. Воспитатель. Что она делала? Дети. Клевала сало. Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья. Воспитатель. Кого теперь не стало? Дети. Воробья. Воспитатель. Где сидел воробей? Дети. В кормушке. Воспитатель. Что он делал? Дети. Клевал зёрнышки. Воспитатель продолжает задание с оставшимися птицами на коврогрофе. Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? (Хорошее). Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилась на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. (Воспитатель раздаёт детям силуэты оранжевых птичек). |