Проект по ОО «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» "Покормите птиц зимой!"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Дорожкина Елена Геннадьевна

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой, мало знают о зимующих птицах, о том как помочь им зимой. Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, совместно с родителями, должны научить ребят видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx159.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №3 общеразвивающего вида» г. Печора

Проект по ОО «Познавательное развитие» и

«Социально – коммуникативное развитие»

Разработчик проекта:

 Дорожкина Елена Геннадьевна,

педагог 2 младшей

 группы

C:\Users\1\Рабочий стол\4dc5257b32eefa31.jpg

г. Печора


2016 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Актуальность

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой, мало знают о зимующих птицах, о том как помочь им зимой.

Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, совместно с родителями, должны научить ребят видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Продолжительность проекта: 1 месяц ( ноябрь 2016 г.)

Тип проекта:  краткосрочный, информационно – исследовательский, практико-ориентированный

Участники проекта:  дети 2 младшей группы, воспитатель, родители, социальные партнёры («Югыд – ВА»)

Возраст детей: 3-4 года

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недостаточные знания детей о зимующих птицах родного края,  не знают,  какую пользу они приносят и  как им помочь зимой, чтобы они не погибли

Цель проекта: воспитание любви к птицам родного края и желания о них заботиться

Задачи проекта

для детей:

  • познакомить  детей с птицами,  их особенностями и отличиями  друг от друга
  •  развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней
  • способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного  опыта общения с природой
  • воспитывать интерес детей к объектам природы
  • расширить представления детей о птицах через знакомство с произведениями художественной литературы
  • расширить и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений об окружающем мире
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к птицам родного края
  • учить передавать полученные представления в изодеятельности        

 для педагогов:

  • подбирать методическую и художественную литературу
  • пополнять дидактический  материал, оформить  папки-передвижки
  • расширить  экологический кругозор
  • пополнить уголок природы

 для родителей:

  • осознание важности экологического воспитания
  • вовлечь  родителей в проектную деятельность
  • привлечь родителей с детьми к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемые результаты по проекту

 для детей: 

  • сформируется умение различать особенности и внешний вид каждой птицы
  • расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (надо подкармливать птиц зимой, вешать кормушки и не забывать насыпать корм)
  • расширится и активизируется словарный запас детей

для педагогов:

  • пополнится  копилка методической и художественной литературы
  • повысится  профессиональный уровень
  • расширится свой экологический кругозор

 для родителей:

  • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Форма проведения мониторинга для детей: опрос, наблюдение за детьми (Приложение 1)

 Продукты проекта :

для детей: рисунки, поделки (фотоприложение)

для педагогов: цикл бесед о птицах (Приложение );  картотека художественной литературы  (Приложение)

для родителей: папка-передвижка «Покормите птиц зимой»(Приложение )

 «Как можно сделать кормушку своими руками»    (Приложение)

Название и форма итогового мероприятия проекта: ННОД «Поможем птицам в зимнюю стужу» (Приложение)

Мероприятия по проекту:

Этапы реализации

проекта

Форма работы

Содержание

Сроки исполнения

I этап подготовительный

 

Изучение методической  и художественной литературы

Оценка возможности их применения к данному проекту

Последняя неделя ноября

Консультация родителей

«Покорми птиц зимой»

Первая неделя ноября

Диагностика социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольника.

Определение степени  знаний о птицах

Первая неделя ноября

II этап    основной

Познавательное развитие

Речевое развитие. Знакомство с художественной литературой

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

НОД «Накормим птиц зимой»

Н. Грибачёва «Ну морозы, ну морозы»,

Г. Ладонщиков «Наши друзья»,

А.Яшин «Покормите птиц зимой!»,

С.Я.Маршак «Весенняя песенка»,

 А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»,

 Е.Чарушин «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка», А.Майков «Ласточка примчалась»,

 Е.Авдеенко «Воробей», А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел»

НОД Лепка «Зернышко для воробушка»

НОД Нетрадиционное рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку   поскорей»

НОД Аппликация «Снегири».

  -беседы:

«Что мы знаем о зимующих птицах?»,

«Мы дружим с птицами»,

 «Как узнать птиц»,

«Какие птицы прилетают на участок детского сада?», 

«Покормим птиц зимой»

   -развешивание кормушек

   -наблюдение

 за птицами на участке, за кормушками

   -дидактические игры:

   «Назови птицу»,

   «Кто где живёт?»,

   «Времена года»,

   «Когда это бывает»,

   «Кто как кричит?»,

   «Кого не стало?»,

   «Чей голос?»,

   «Подбери крылышко по цвету».

-подвижные  игры «Воробышки и автомобиль», «Воробьи и кот»,

«Птички в гнездышках», «Птички летают»

 -физкультминутки

«Совушка - сова»,

«Птицы на зарядке»,

«Птичка - невеличка»,

«Птички»

04.11.16г.

В течение месяца

07.11.16г.

16.11.16г.

21.11.16г.

03.11.16г.

09.11.16г.

14.11.16г.

16.11.16г.

21.11.16г.

18.11.16г.

В течение месяца

В течение месяца

В течение месяца

Работа с родителями

-папки-передвижки

 «Понаблюдайте за птицами»,

«Как можно сделать кормушку своими руками»

III этап заключительный

Итоговые мероприятия

НОД  «Поможем птицам в зимнюю стужу»

30.11.16г.

Изготовление родителями кормушек для зимующих птиц

Середина ноября

Приложение №1

Мониторинг

Вопросы

Ф.И.ребенка

1

2

3

4

5

1. Назови птицу(набор картинок)

2. Опиши внешний вид птицы

3. Какую пользу приносит птица?

4. Как о ней нужно заботиться?

5. Чем отличается птица от животного?

В результате анализа опроса детей были получены следующие данные:

Уровень развития

Начало проекта

Конец проекта

Высокий

10%

25%

Средний

84%

73%

Низкий

6%

2%

Вывод: работа по проекту дала положительные результаты в познавательном и социально – коммуникативном развитии детей.

Дети узнают и называют птиц во время прогулки, знают, чем их подкармливать.


Приложение 2

ЦИКЛ БЕСЕД О ПТИЦАХ

  • «Мы дружим с птицами»

Задачи:

- закрепить знания детей о зимующих птицах, учить правильно называть птиц (ворона, воробей, синичка, дятел)

- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, отметить, как переживают птицы холода

- формировать у детей понятие "зимующие" птицы.

 -воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам.

Предметно- практическая развивающая среда: 

1.плакат "Знакомые птицы"

2. книга: "Птицы зимой в парке"

3.сюжетные картинки с изображением птиц

4. шапочки - маски птичек

Ход беседы:

1) Беседа-Ребята, каких птиц вы знаете?

-Где птицы живут?

-Чем они питаются?

-Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края? (ответы)

- Покажите на плакате, каких птиц вы встречали на улицы чаще всего.

2)Рассматривание с детьми гнезда воробья.

3)Дидактическая игра "Найди пару" (дети подбирают соответствующие карточки с изображением птиц).

4)Игра малой подвижности "Птички в гнездышках"

  • Как узнать птиц

Задачи:

- развивать обобщающие представления о птицах, как живых существах, имеющих: 2 ноги, 2 крыла, клюв.

Предметно- практическая развивающая среда: 

1.картинка с изображением птиц

2. схема для составления рассказов «Птицы»"

Ход беседы:

1. Игровой момент. В группу входит Незнайка и приносит картинку с изображением птиц.

-Незнайка: гулял я по парку и сфотографировал вот этих красивых жуков. Но как они называются,  не знаю

Воспитатель: Почему жуков?

-Незнайкака: У них ведь есть ноги, крылья, Я видел,  многие летают.

2. Беседа:  

- Вы согласны, что это жуки?

- Почему не правильно?

-Кто изображен на фото?

- Как вы догадались, что это за птица?

-  Чем они отличаются?

- Что умеют делать птицы.

3. Составление рассказов по схеме «Птицы»

  • Что мы знаем о зимующих птицах

Задачи:

- способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены  к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой

- развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.

Предметно- практическая развивающая среда: 

1.схема – модель «Птицы»

2. записи с голосами птиц

3. магнитофон

 
Ход беседы:

1.- Какие птицы остались с нами зимовать?

- Как называются эти птицы? (зимующие)
2. Игра в голоса. 
Задание: Угадать какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки: 
3. -Где зимой птицы находят корм?

- А как может помочь человек зимующим птицам?

  • Покормим птиц зимой

Задачи: воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам.

Предметно- практическая развивающая среда: гроздь рябины

Ход беседы:
1.Воспитатель:
Когда я сегодня шла на работу, на земле сидела маленькая птичка. У неё не было сил летать. Она была голодная.

Воспитатель: А, вы, знаете, чем питаются птички зимой? (Хлебом, зернышками…) 
- А чем еще мы можем накормить птичек? (Ответы детей)
- Ещё есть особенное дерево, у которого ягодки висят до поздней зимы и птички их клюют. Его мы видели на прогулке. Послушайте про это дерево стихотворение.

Стройную рябину вижу во дворе, 
Изумруд на ветках утром на заре. 
Много ягод красных, 
Спелых и прекрасных.
О чём стихотворение? (Показывает гроздь рябины) 
Дети: О рябине.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие красивые ягодки висят на ветке, одна возле другой, ягодок много они собраны в кисть или гроздь.
Ими питаются зимой птицы. 
Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины? 
Дети: Красного.
Воспитатель: Какой они формы? 
Дети: Круглые
Воспитатель: Какого они размера? 
Дети: Маленькие.
Воспитатель: Правильно, ребята. На веточке рябины много-много маленьких круглых красных ягод, одна возле другой. Как клюют их птички? Давайте, превратимся в птичек.
Раз, два, три повернись, 
Быстро в птичек превратись.
2
. Игра «Птички»
Птички по небу летели
(Детки машут руками и бегут по кругу) 
И на веточку присели
(Останавливаются, садятся на корточки) 
Горстку ягодок склевали
(Руками показывают, как птички клюют) 
Дальше в небо улетели.

Ну вот, вы теперь знаете, чем питаются птички зимой. И сами можете их подкармливать, добавляя корм в кормушки.


Приложение 3

Конспект ННОД (прогулки)  во 2 младшей группе  по теме  «Наблюдение за птицами».

Автор конспекта ННОД: Дорожкина Елена Геннадьевна, воспитатель МАДОУ №3, б/к.

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Познавательное развитие» (ПР) - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (птицы); учить различать основные части тела.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • «Речевое развитие» (РР) - обогащение активного словаря; развитие связной речи.
  • «Социально - коммуникативное развитие» (СКР) – развитие и  воспитание  заботливого отношения к птицам

Планируемые результаты ННОД.

Целевые ориентиры: ребёнок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности

познавательные – выделять существенные признаки объектов окружающего мира (из каких частей состоит птица); регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Оборудование для детей: корм для птиц, маски-эмблемы, машины, совочки, ведёрки, мячи.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы.

Структура

ННОД

Содержание

 ННОД

ОО

(вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

Образовательные цели

и задачи

по ФГОС

Целевые

Ориентиры

Вводная

Часть

- Ребята, отгадайте мою загадку:

Маленький мальчишка,

в сером армячишке

по двору гуляет,

 крошки собирает.

-Значит,за кем мы сегодня будем наблюдать?

 

РР и ПР

(коммуникативная)

Дидактическая игра

Слово

Развитие любознательности, познавательной мотивации; мышления.

Умеет слушать взрослого и отвечать на вопросы взрослого.

Основная часть

 1)-Как птицы прыгают?

-Чем собирают крошки, зерна?

-Какие у них перышки?

Объяснить детям, что птиц нужно кормить крошками хлеба, пшеном, заботиться о них.

____________________________________________

2)Давайте покормим птичек.

-Чем их можно кормить?

____________________________________________

3)- А сейчас мы с вами поиграем

 «Воробьи и кот»

«Попади в круг»

ПР и СКР

(коммуникативная)

____________

СКР

(трудовая)

____________

СКР

(игровая)

Беседа

__________

Практич.

действия

__________

Подвиж. игра

Слово

________

Труд-е поруче

ние

________

Слово

Двиг.

дейст

вия

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, воспитание природолюбия

____________

Формирование полезных привычек

____________

Приобретение опыта двиг. деят-ти, направленной на развитие координации движений, выполнения основных движений.

Активно взаимодействует со взрослым. Владеет устной речью. Умеет использовать речь для построения

речевого высказывания в ситуации общения.

______________

Эмоциональ-

но отзывчив, откликается на просьбы взрослых.

______________

У ребёнка развита крупная моторика, владеет основными движениями, может контролиро-

вать свои движения и управлять ими.

Заключи

тельная

часть

-Ребята, что нового вы узнали на прогулке?

-Чем можно кормить птичек?

-Что вам сегодня понравилось на прогулке?

РР

(коммуникативная)  

Ситуативная беседа

Слово

Развитие диалогической речи.

Ребёнок владеет устной речью, может строить речевые высказыва-

ния.

Приложение 4

Конспект ННОД (прогулки)  во 2 младшей группе  по теме  ««Поможем птицам в зимнюю стужу».

Автор конспекта ННОД: Дорожкина Елена Геннадьевна, воспитатель МАДОУ №3, б/к.

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Социально – коммуникативное развитие» (СКР): воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» (ПР) - расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; дать детям представление о видах питания зимующих птиц; развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок.

Планируемые результаты ННОД.

Целевые ориентиры: ребёнок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности

познавательные – выделять существенные признаки объектов окружающего мира (из каких частей состоит птица); регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Оборудование для педагога: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку».

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»; дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».

Структура

ННОД

Содержание ННОД

ОО

(вид

деятельности)

Формы

Работы

Наличие

средства

Образовательные

цели

и задачи

по ФГОС

Целевые

Ориентиры

Вводная

часть

- Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
- Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой)
 
- А разве не все птицы улетели в теплые края?

-Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, клест, синица, свиристель, снегирь)
 
- Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
 
- Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Вы мне поможете вспомнить названия птичек, и чем они питаются?

РР

(коммуникативная)

Беседа

Демонстрация (кормушки)

Рассматривание

Слово.

Демонстрационный материал:

кормушка

Развитие любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира.

Ребёнок активно взаимодействует со взрослым. Владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.

Основная часть

1)- Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:

1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).

(дети отгадывают загадки, а воспитатель демонстрирует картинки птиц

2)- Дети, как одним словом можно назвать этихптиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимующие).
 
- Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
 
- Зачем птицам крылья? (летать)

 - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки) 
 
- Зачем птицам клюв? (есть, пить)

 - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? 
 
- Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.

___________________________________________

2)- Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
Скачет шустрая синица,

(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, 

(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, 

(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, 

(встали, наклоны головы влево - вправо)

И с дорожки — на плетень, 
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

___________________________________________

-Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом.

-Кто может им помочь зимой? (читаю стих-е)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.

- Ребята, скажите, чем питаются птицы?
 
- Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птичек

___________________________________________

( прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест).)
- Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
- Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
 
- Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
- Клесты питаются семечками шишек.

РР  и ПР

(коммуникативная, игровая)

РР и ПР

(коммуникативная)

_______

ФР

(двигательная)

_______

РР и ПР

(коммуникативная)

_______ _

РР и СКР

(коммуникативная)

Дидактическая игра

Беседа

________

Физкультминутка

Беседа

Чтение

Слушание

Беседа

Прослушивание аудизаписи

Слово

демонстрация картинок

Слово

Наглядный материал

(картинки)

__________

Слово

Движение

__________

Слово

Слово

Аудизапись голосов птиц

Развитие любознательности, познавательной мотивации.

Развитие первичных представлений об объектах окружающего мира (птицах).

______________

Приобретение опыта двигательной активности, направленной на развитие координации движений,

Выполнение ос

новных движений

_______________

Развитие познавательной активности, любознательности. Обогащение активного словаря.

_______________

Развитие е первичных представлений о птицах и помощи им в холодное время года

Ребёнок активно взаимодействует со взрослым. Владеет устной речью

Проявляет инициативу в игре.

Ребёнок проявляет любознательность. Обладает элементарными представлениями о птицах; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.

______________

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными дви-

жениями.

_______________

Активно взаимодействует со взрослым, различает условную и реальную ситуации. Владеет устной речью.

Активно взаимодействует со взрослым, различает условную и реальную ситуации. Владеет устной речью.

Заключи

тельная

часть

- Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой.
- Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.

- Ребята, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку).

Да, ребята, сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь, ведь они наши соседи на планете, наши пернатые друзья.

СКР

(игровая, трудовая)

Дидактическая игра, трудовое поручение

Слово

Наглядный и раздаточный материал

Трудовое поручение

Формирование полезных привычек (помощь птицам)

Ребёнок может самостоятельно применять усвоенные знания в быту.


Приложение 5

КАРТОТЕКА ПО ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

  • ФИЗМИНУТКИ
  • Летели две птички

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

(предлагается детям изобразить этих птичек)

  • Совушка – сова

В лесу темно

Все спят давно.     ( дети имитируют сон, наклоняя голову на одну, потом на другую)                     

Все птицы спят.

Одна сова не спит,   (имитируют полет)

Летит, кричит.

Совушка - сова —    (поворачивают голову)

Большая голова

На суку сидит,        (приседают)

Головой вертит,     (поворачивают голову)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!   (разбегаются)

  • Птицы на зарядке

Воробьишки как проснутся      (дети поднимают руки вверх, потягиваются )
Очень любят потянуться.
       
Обязательно зевнут,
                 (зевают, заводят руки вниз за спину)
Ловко хвостиком махнут.
         
Галка скачет, ловко пляшет,
    (прыгают, машут руками )
Галка крылышками машет      
 

И взлетает без оглядки —        (имитируют полет)
Это галкина зарядка.
А утенок косолапый
                 (шагают, переваливаясь с ноги на ногу)

Широко расставил лапы.              

То одну, то обе вместе,            (топчутся на месте)

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало,              (шагают на месте)

Начинает все сначала.

Цапле трудно так стоять:         (стоят на одной ноге, потом на другой, руки на поясе)

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

  • Хочу быть птичкой

Я по улице гулял,   (дети делают движения указательным и средним пальцами рук, обозначающие ходьбу)

Галок и ворон считал:   (скрещивают перед собой кисти рукделают ими плавные движения, обозначающие полет)

Раз, два, три, четыре, пять,   ( делают ими плавные движения, обозначающие полет)

Буду я считать опять.   (загибают поочередно пальцы рук, начиная с большого, а затем с мизинца)

Рот открыл, смотрю я в небо,  (поднимают голову вверх, делают повороты головой)

Вправо, влево. Я там не был,

Птичкой захотел я стать     (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти  напряжены)

И руками стал махать.      (стороны вверх, вниз, кисти  напряжены, плавно взмахивают руками)

Крылья вверх и крылья вниз,    

Только слышен ветра свист.      (вращают указательными пальцами рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,   

Но пришлось на землю сесть.   (подпрыгивают)

  • Птичка-невеличка

Птичка-невеличка        (дети присаживаются на корточки)

В небе летала,

Села под окошком,

Крошек наклевала.       (стучат пальцами об пол)

Встрепенулась птичка,    (встают, чирикают)

Выпрямила спинку,

Песенку запела,            (бегут, машут руками-крыльями)

В домик полетела.

  • Птички

Птички в гнездышке сидят   (дети садятся на корточки)

И по сторонам глядят.    (поворачивают голову в стороны)

Погулять они хотят     («разлетаются»)

И тихонько все летят.   (машут руками)

Налетались, утомились    (опять занимают прежние места и усаживаются на корточки)

И обратно возвратились

  • Птички

Птички в гнездышке сидят   (приседают).

И на улицу глядят   (повороты головы),

Погулять они хотят   (кивают головой)

И тихонечко летят   (разлетаются, машут руками).

  • Птички

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

(дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

  • Птички в гнездышке сидят

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

(дети «разлетаются», машут руками, как крыльями)

  • Стая птиц

Стая птиц летят на юг,

Небо синее вокруг. (дети машут руками)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (дети машут руками интенсивнее)

  • Серенькие перышки

Воробьи – воробышки,   (похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки!   (махи руками вверх-вниз)

Клюйте, клюйте крошки   (стучат кулачками )

У меня с ладошки!   (дуют на ладошки)

Нет, с ладошки не клюют   (развели руками в стороны)

И погладить не дают.   (руки на пояс, наклоны туловища влево - вправо)

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?   (хлопки в ладоши)

  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
  • «Воробушки и автомобиль»

Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • «Воробушки и кот»

Задачи : учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

  • «Птички в гнёздышках»

Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

  • «Птички летают»

Задачи: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Описание. Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»), приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» - дети бегут на свои места. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не толкались и могли свободно занять свои места. Нужно показать детям, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!» Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать.

  • Птички и кошка.

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увёртыванием.

Описание: На земле чертится круг (диаметр-7м.) или кладётся шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это - кошка. Остальные дети-птички, находятся за кругом. кошка спит. Птички влетают за зёрнышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идёт на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.

Правила:

1. Кошка ловит птичек только в кругу.

2. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасатели»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасате...

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП «Мы - солдаты»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП &la...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: «Города Чувашии» (по областям «познавательное развитие» и «социально - коммуникативное развитие»)

Задачи:Образовательные:- формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;- продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в к...

Современные подходы к определению понятия «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативного развитие»

Современные подходы к определению понятия «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативного развитие» Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век...

Конспект образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром «Покормим птиц зимой».

Занятие направлено на закрепление знаний детей о зимних явлениях природы, о характерных признаках зимы; расширение представлений о зимующих птицах....