Конспект занятия по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Прошлякова Ирина Викторовна

закрепить знания о приметах осени. Вспомнить стихи, пословицы, поговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Цель: систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

  • закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
  • развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
  • воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: Портрет осени, иллюстрации по осени, картинки примет осени, букет осенних листьев, бумажные листочки, цветные карандаши, зонтик, шкатулка.

Предварительная работа: наблюдение за погодой осенью, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.

                                                     Ход занятия.

1. Организационный момент

Звучит спокойная красивая музыка, воспитатель читает стихотворение:

 Уж пахнет в воздухе дождём,

Всё холоднее с каждым днём,

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два,

Пришла…………. осенняя пора.

-Скажите, ребята, как вы думаете

какое сейчас время года? (Осень)

-Как вы узнали, что наступила осень?

( Что происходит с природой осенью? назовите приметы осени) Приходит Осень.

Здоровается с детьми.

Воспитатель. Королева наша, Осень

У тебя мы дружно спросим,

Нам  секрет свой открывай

Своих помощников называй?

Осень: - Какие три помощника есть у осени?

Правильно это осенние месяцы.

Вы их знаете? ( ответы детей)

Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).

А после сентября? (Октябрь).

А после октября? (Ноябрь)

Давайте поговорим.- Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)

Какая погода бывает осенью?

- Когда идет дождь- дождливая,

-Когда дует ветер – ветреная,

-Холодно – холодная,

-Пасмурно – пасмурная,

- Сыро – сырая,

-Хмуро – хмурая,

-Ясно – ясная.

Молодцы!

Воспитатель:

-Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

- Осень бывает разная.

-Кто знает, какая? (ранняя золотая и поздняя)

Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней? Есть три осени.

Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Похожа на лето.

Другая –золотая, листья на деревьях меняют свой наряд. Листопад.

А третья - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. (Воспитатель выставляет иллюстрации трёх периодов осени, дети должны определить, где какая осень и объяснить, почему так решили).

А, сейчас поиграем в игру « С какого дерева лист»

Выставляются иллюстрации деревьев и листья деревьев. Дети находя, от какого дерева лист. Букет из осенних листьев.

Рассказ воспитателя об осени сопровождается показом Презентацией «Осень в гости к нам пришла».

Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин и берёз на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть берёза. Есть такая поговорка в народе «Мигнула берёза пестрым листом - осень позвала» Затем начинают желтеть клён, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья.

Воспитатель: -Ребята скажите Как называется это явление природы? Это явление называется листопад. На улице подул ветер. Появляется Ветер.

Проводится Дыхательное упражнение « Ветерок, ветер, ветрище»

Физминутка « Мы листочки мы листочки»

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели,

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Все листочки в воздух он поднял.

Весело они летели,

И на землю сели. Ветер улетает.

Воспитатель: Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:  Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Ребята у меня есть копилка народных мудростей, складываю я в нее пословицы и приметы всех временах года:

Воспитатель берёт шкатулку и произносит приметы об осени.

Я шкатулочку возьму, и приметы соберу.

«От осени к лету поворота нету »

«Весной дождь растит, а осенью гноит»

« Коли ясно, то и осень прекрасна»

«Осень идет, и дождь за собой ведет»

«Грибок в кузовок – зимой будет пирожок»

«Красна весна цветами, а осень пирогами»

«Листья у берёзы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу поздней зимы»

Дети выполняют задания с зонтом. Называют пословицы, приметы, стихи о осени.

Воспитатель: -Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. А сейчас мы с вами поиграем: Игра «Да или нет»

А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» ( дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на мои каверзные вопросы. Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.. Листья опадают. Птицы собираются улетать в теплые края. Насекомые  спрятались. Какой мы сделаем вывод? (ответы детей) « Осень наступила»

Звучит плавная красивая музыка, дети раскрашивают листочки. Воспитатель выставляет портрет осени на половину в листьях.

Воспитатель: ребята посмотрите пока вы раскрашивали к нам в группу залетела красавица осень, но сильные, холодные ветра поистрепали её наряд ,давайте починим наряд осени.

Рефлексия: Дети приклеивают свои листочки на платье осени.

Воспитатель: скажите, что вы сегодня нового узнали на занятии?

Осень благодарит  за помощь и приглашает после занятия пойти на прогулку и полюбоваться красотой осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии "Сказка в гости к нам пришла"

Конспект занятия по сказкотерапии«Сказка в гости к нам пришла»( старшая группа)Программное содержание:1.  Формирование позитивного взаимодействия детей друг с другом.2.  Моделирование положи...

конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"

занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....

Конспект занятия по гендерному воспитанию « В гости Бабушка – Забавушка пришла»

Конспект занятия по гендерному воспитанию для младшей группы...

Конспект занятия по ФГОС " Кукла в гости к нам пришла"

Данный материал предназначен для детей 2 младшей группы.Цель занятия: закрепить знания детей об одежде по сезону; формировать умение детей различать геометрические фигуры (круг, квадрат) по цвету...

Конспект занятия по развитию речи "В гости к нам пришла кукла Маша".

Цель: активизировать словарь детей, уточнить представления детей о платье и из каких деталей / частей оно состоит.Задачи: 1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье...

Конспект занятия по сказкотерапии «Сказка в гости к нам пришла» в старшей группе

Программное содержание:1.  Формирование позитивного взаимодействия детей друг с другом.2.  Моделирование положительного эмоционального состояния.3.  Развитие способности к концентрации ...

Конспект занятия по хореографии "Осень в гости к нам пришла"

Занятие по хореографии с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....