Описание картины А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Описание картины А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание картины А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)» | 457.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: Описание картины А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
Возрастная группа: старшая группа
Форма НОД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная
Форма организации: индивидуальная, групповая
Учебно-методический комплект:
Цель: обучение умению составлять описательный рассказ по картине А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
Задачи:
Обучающие:
- Обобщать представления детей о зиме
- Познакомить детей с картиной А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
- Совершенствовать навык рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней пейзаже
Развивающие:
- Развивать связную речь
- Развивать произвольную память, внимание, мышление детей.
- Развивать знания детей о понятии «художник» и «пейзаж»
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, внимание, любознательность, желание доводить начатое дело до конца
- Воспитывать эмоциональный отклик на изображение картины
Словарная работа: художник, пейзаж, иней, снег, светлые тона, серебристый/золотистый снег, морозный, свежий
Средства:
Мультимедийные: презентация
Литературные: стихотворения: А. С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф. И. Тютчев
Музыкальные: запись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»
Раздаточный: картина А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
Информационные средства:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
- Картина А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Мотивация деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию). | -Здравствуйте, дети (Дети вместе с воспитателем стоят в кругу) Солнышко, солнышко, в небе свети! Яркие лучики нам протяни. Ручки мы вложим в ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. Вместе с тобой мы пойдем на лужок Там все мы встанем дружно в кружок С песнями водим мы хоровод. Солнышко снами по кругу идет. Хлопают радостно наши ладошки, Быстро шагают резвые ножки. Солнышко скрылось, ушло на покой Мы же на место сядем с тобой А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших друзей. Сегодня я хочу предложить вам в тишине послушать известное музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро») (Слушание отрывка из пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро») | Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие | Дети встают в круг, внимательно слушают воспитателя, произведение из пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро» | Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию. |
Актуализация опорных знаний, выявление проблемы (постановка целей исследования). | -Как вы думаете о каком времени года это произведение? -Что вы знаете об этом времени года? -Мы с вами послушали музыкальное произведение, а ведь не только музыканты, но и поэты, передавали в своих произведениях красоту зимнего леса. Послушайте: А. С. Пушкин Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. М.Ю.Лермонтов На севере диком стоит одиноко Ф.И.Тютчев Чародейкою Зимою -Скажите, какое у вас было настроение, когда вы слушали пьесу П. И. Чайковского: «Зимнее утро»? -Каким стало ваше настроение, когда вы прослушали отрывки из произведений известных поэтов? -А ведь не только музыканты и поэты писали об этом чудесном времени года, но и художники. Я хочу предложить вам рассмотреть картину А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)» | Задаёт вопросы, читает произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева | Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы | Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задает вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения. |
Решение проблемы (игровая деятельность; анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала). | (Дети вместе с воспитателем рассматривают картину А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)» -Что изобразил художник на картине? Что за жанр живописи? Если дети затрудняются, то можно предложить стихотворение-подсказку: Если видишь на картине, Нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака. Или снежная равнина, или поле ил шалаш Обязательно картина называется пейзаж - Что вы видите на картине? - Какое время года изобразил художник? - По каким признакам определили? - Постарайтесь описать деревья, землю, небо. (Художник нарисовал зимний лес. Деревья покрыты большим пушистым покрывалом. Небо ясное и чистое. Видно, что это морозный день) -Какой бывает лес зимой? (сказочный, волшебный, красивый, пушистый, белоснежный, тихий) - Какие тона преобладают на картине? (Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и сиреневый.) - Ребята, на прогулке мы наблюдали за тем, что цвет снега зависит от времени суток и освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега. -Расскажите о том, какой снег мы видели? (Утром - серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем - золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца снег казался розовым. А когда мы возвращаемся вечером домой, то в темноте он кажется синим) - Верно. На картине играют оттенки всех цветов: голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно охарактеризовать снег на картине? - А какой бывает снег? (Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный, пушистый, липкий, морозный, блестящий, ослепительный). - Что вы можете сказать о деревьях, изображенных на картине? (это ели и сосны, они нарядные, праздничные) - Какое у вас настроение при рассматривании этой картины? -А как бы вы назвали эту картину? - Эту картину написал российский живописец и искусствовед, художник - Аполлинарий Михайлович Васнецов и назвал её: «Зимний сон (Зима)» | Предлагает детям рассмотреть А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)», задает вопросы, помогает детям составлять рассказ по картине . | Выстраивают полный ответ, предложение; внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, составляют рассказ по картине А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)» | Проявляет инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение; творчески решает проблему; способен к волевым усилиям; обогатил словарь по теме; проявил готовность к совместной деятельности. |
Закрепление (самоопределение). | -Ребята, я предлагаю вам составить свой рассказ по картине. Послушайте какой у меня рассказ получился: Наступила зима. На улице стоит зимний солнечный день. Земля покрылась белым снежным ковром. Небо ясное и чистое. Деревья покрыты большим пушистым покрывалом. Красавицы ели и сосны оделись в зимнюю шубку и стоят как будто нарядные! Солнышко совсем не греет. Воздух свежий и морозный. Необыкновенно красиво зимой в лесу. | Инициирует общее обсуждение детей; выражает искреннее восхищение; комментирует высказывание; | Активно включаются в беседу, выражают свою оценку, проявляет творческую активность. | Проявляет самостоятельность; положительно относится к другим; сопереживает неудачам и радуется успехам другим; проявляет творческие способности; |
Рефлексия (анализ и результаты). | Дети, какие вы молодцы, у вас у всех получились очень интересные рассказы! Чей рассказ вам понравился? Скажите, как называется картина? А как зовут художника, который её написал? Ребята, а сейчас оцените свою работу: кому было трудно выполнять работу, то потопайте ножками, а кому легко и интересно– похлопайте в ладоши. | Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления; Просит оценить свой труд на занятии, | Осуществляет контроль; выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. | Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы; выделить трудности которые были в ходе решения проблемы. |
Открытость (умение обсуждать и планировать дальнейшую совместную и индивидуальную деятельность) | Ребята, вы сегодня постарались и составили рассказы по картине А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)». Когда вы придете домой, то вы можете рассказать друзьям и родителям свой рассказ. На следующем занятии мы рассмотрим другую пейзажную картину - И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | Хвалит детей за проделанную деятельность. Планирует предстоящую деятельность. | Планируют вместе с воспитателем предстоящую деятельность. | Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умеют планировать и продолжать свою деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
Организованная образовательная деятельность в средней группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Тема: Составление расска...
Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы. Тема: "Составление рассказа описания по лексической теме "Зимняя одежда"
Конспект по развитию речи детей в средней группе...
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....
«Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда»
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Зима». Знакомит детей с окружающим миром, учим детей давать описание зимней одежды, формируем умение составлять рассказ...
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы
Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...
Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда».
Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда». Задачи: - связная речь: учить давать описания зимней одежды;- словарь и грамматика: учить правильно называть зи...