Конспект ООД в подготовительной к школе группе Развитие речи Тема: «Золотая осень».
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Завалий Наталья Анатольевна

Цель: Расширять и уточнять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, об изменениях и явлениях живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zolotaya_osen.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной к школе группе

Развитие речи Тема: «Золотая осень».

Цель: Расширять и уточнять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, об изменениях и явлениях живой и неживой природы.

Задачи:

- учить детей составлять описательный рассказ деревьев, используя полученные ранее знания и представления;

- продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением, высказывая свои суждения;

- совершенствовать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения;

- формировать умение работать по мнемотаблицам;

-совершенствовать грамматический строй: упражнять в подборе определений к заданному слову;

- развивать навыки согласовывать прилагательные с существительными;

- развивать речевое дыхание;

- активизировать словарь по данной теме;

- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

- воспитывать внимание, любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Материал: Интерактивная доска; картинки с изображением осенних деревьев; листики на нитке для дыхательной гимнастике.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихотворения «Осень» Е. Трутнева.
  • Целевые прогулки по территории детского сада.
  • Наблюдение за осенними изменениями в природе.
  • Беседы по теме: «Осень»; «Грибы».
  • Дидактические игры по данной теме.
  • Изготовление атрибутов для дыхательной гимнастики.
  • Работа по мнемотаблицам.

Ход  ООД:

1.  Организационный момент: 

Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)

Воспитатель:  Присаживайтесь на стулья, следите, чтобы спины были прямые, ноги вместе, руки на месте.

- Я для вас подготовила необычное стихотворение. Послушайте его внимательно, оно очень интересное.

Золотая осень чудной красоты

Голубое небо, яркие цветы,

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красный, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень – глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

- Ребята,  о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, о золотой осени.  

- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)

- Какой сегодня день недели, месяц?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Мы с вами уже познакомились с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. А хотите отправиться в путешествие и посмотреть, как и что изменилось в природе за это время? 

Вот, мы сегодня и совершим экскурсию в осенний лес, будем наблюдать за этим прекрасным временем года, за изменениями в природе, будем любоваться осенью, восхищаться её щедростью, выполним несколько интересных заданий. Согластны?

СЛАЙД №1 Парк в золотом убранстве.

- Какое небо осенью? (Пасмурное, облачное, бывает солнечное.)

- Чем укрыта земля под деревьями? (Ковером из осенних листьев)

- Какие звуки можно услышать в лесу осенью? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).

- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш) , а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш), но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш), а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).

- Ребята, а что изменилось с приходом осени в лесу? (Стало светлее, ярко, красиво.)

- А как вы думаете, почему?

Сабира выучила стихотворение об осени. Давайте послушаем.

СЛАЙД №2 Осенний пейзаж

Рассказ стихотворения «Осень» Е. Трутнева одним из детей.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето…

- Таким двор увидела Е. Трутнева.  

- С чем автор сравнивает листья у березы?

- Как обсыпаются листья с деревьев?

- Кто еще улетает осенью? Давайте и мы с вами погуляемся по осенним дорожкам.

СЛАЙД №3 Осенняя дорожка

ФИЗМИНУТКА

Ходит осень по дорожке 
Промочила в лужках ножки. 
(шаги на месте вокруг себя)
Ходит осень, бродит осень, 
Ветер с клена листья сбросил 
(руки вверх- вниз)

Дружно по лесу гуляем 
(шаги на месте) 
И листочки собираем 
(наклоны вперед) 
Собирать их каждый рад 
Просто чудный листопад!
 (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) 

- В лесу мы видели разные деревья. Давайте расскажем о них.

СЛАЙД №4 Береза

- Назовите это дерево? Давайте его опишем.  Дети описывают дерево. Воспитатель заключает: Из всех деревьев, пожалуй, самая красивая и нарядная  это береза. Белоствольное деревце покрыто золотыми листочками. Солнышко и ветер играют с ними. Листочки сияют и переливаются на ветру. А потом ветер их подхватывает и уносит вдаль.

СЛАЙД №5 Клен

- А какой наряд у клена? Давайте его опишем. Дети описывают дерево.

Воспитатель обобщает: Красавец клен одет осенью в яркие пестрые цвета. Нет ни одного похожего по окраске листика: все разные, все красивые, нельзя сказать какой из них лучше. Желтые, оранжевые, красные. С прожилками и однотонные. Красота, да и только.

- Молодцы, хорошо у вас получается описать деревья. А можете узнать по описанию дерево? Давайте сделаем так, один из вас станет спиной к экрану с изображением дерева. А вы опишете это дерево, не называя его.  Нужно будет отгадать, какое дерево изображено у него на картинке.

Дети составляют описательные рассказы по слайдам.

СЛАЙД №6 Ель

СЛАЙД №7 Рябина

СЛАЙД №8 Дуб

СЛАЙД №9  Сосна

- Да ребята, хорошо у вас получается рассказывать об осенних деревьях.

СЛАЙД №10  Дождь

А осенний – день какой?… .

Осенняя - погода,… .

Осеннее - небо,… .

Осенние - дожди,… .

- А что осенью люди собирают в лесу?  (Грибы, ягоды, орехи) Вот мы сейчас и поиграем со словом гриб.

СЛАЙД №11  Грибы

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

- Ребята, а слова между собой похожи? Что у них общее? Да ребята, это все родственные слова. У слов тоже есть своя семья. Мы с вами тоже живем одной большой семьей. Давайте станем в круг и возьмемся за руки. Я для вас приготовила листики разных деревьев. Нужно подуть на них сильно, тихо, громко, слабо.

 

СЛАЙД №12 Осенний лес        Дыхательная гимнастика: с листиками.

- А теперь давайте назовем у кого какой лист? (Кленовый, дубовый, березовый, рябиновый.)

Анализ ООД: - Молодцы и с этим заданием вы справились.

Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного и интересного сегодня на экскурсии?

Зрительные упражнения

Осенний лес.

Вот стоит осенний лес!                      Широко раскрыть глаза

В нем много сказок и чудес!            

Слева - сосны, справа - дуб,              Посмотреть влево -вправо

Дятел сверху, тук да тук.                   Посмотреть вверх - вниз

Глазки ты закрой-открой                   Закрыть – открыть глаза

И скорей бегом домой!                      Поморгать

СЛАЙД №12  Яблоки         

- Вот и нам пора домой. Подошла к концу наша экскурсия. Вы –  умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями. Ребята, посмотрите, какая красивая корзина с яблоками! Давайте проверим, может и нам осень предала свое угощение?

                         

-Поздороваться

- Посадить на стулья. Стихотворение.

- ? Лето. Месяцы. День недели.

- Ранняя осень. Золотая осень. Экскурсия. Что изменилось в природе? Задания. Согласны?

№1 – Небо? Укрыта земля? Звук в лесу? Ветер! Ш-ш-ш-Что зменилось с приходом осени? Почему?

№2 Сабира –такой увидела Трутнева. С чем сравнивают листья ? Как осыпаются? Кто улетает?

№3 Давайте и мы прогуляемся по осенним дорожкам Физминутка.

В лесу мы видели много деревьев. Давайте расскажем о

№4 Береза     №5 Клен       Угадать дерево

№6 Ель    №7 Рябина    №8 Дуб      №9 Сосна

№10 Осенний день? Погода? Небо? Дождь?

№11  Грибы  Что собирают осенью?

Родственные слова. Стать в круг.

№12  Листики. Дыхательная. Какой?

Анализ.

Зрительная. Вот стоит осенний лес…

Пора домой. Отвечали уверенно, предложения, полные ответы.  Умнички.

№13 Яблоки. Проверить. Осень подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Речевое развитие" непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи» Тема: «Золотая осень»

Образовательная область "Речевое развитие"непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи»Тема: «Золотая осень»(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти  до сем...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Развитие речи

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в комбинированной группе....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Рассказывание по теме "Осень".

Задачи:- учить детей отвечать на вопросы и задавать их.-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях-активизировать словарь по данной теме-воспитывать у детей интерес к сезонным изменени...

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по теме «Золотая осень» с использованием нетрадиционных техник в подготовительной группе «Солнышко»

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования осенними листьями, уточнить и обобщить знания об осени.Программные задачи:Обучающие:-Формировать умение прижимать осенний лист к цветной бумаге и ...

Планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема: «Золотая осень».

Планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности.Тема: «Золотая осень»....

Конспект занятия по экологии, развитию речи. Тема: «Золотая осень» для детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Выборга»          Конспект занятия по экологии, развитию...