НОД по развитию речи и грамоте в подготовительной группе. Тема: «Цветик – семицветик»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ибадуллаева  Зера  Ризаевна

Полуитоговое НОД по развитию речи и грамоте  в подготовительной группе.

Тема: «Цветик – семицветик»

Программное содержание: 

  Речевое  развитие. Формировать умение связно мыслить, составлять рассказ по мнемотаблице. Воспитывать культуру речевого общения , активизировать словарь  ребенка. Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных). Закреплять умения составлять предложения по опорным словам, закрепить знания детей о предложении умении их схематически записывать. Закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи и находить заданный звук в слове (в начале, середине и конце); Совершенствовать умения детей в делении слов на  слоги. Развивать фонематическое восприятие, развитие мышления, тренировать память.

Познавательное развитие. Содействовать проявлению и развитию в дидактической игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Социально – коммуникативное  развитие.         Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо и т.д.). Побуждать к использованию в речи художественного слова. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Художественно – эстетическое развитие. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.  

Физическое  развитие. Воспитывать  выдержку  , организованность , самостоятельность. Развивать память, внимание, мышление, способности детей.

Словарь: предложение, слово, слог, звук , гласные , согласные.

Материал :  Ноутбук, доска, мел, предметные  картинки, волшебная палочка, полосы, фишки для звукового анализа, карандаш, листик.

Ход  НОД

Организационный момент.  Создание благоприятной атмосферы

Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: - Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой  другу.

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

Ребята посмотрите Королева Знаний передала  вам цветик – семицветик. Она хочет поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу и передала вам сюрприз , но чтоб открылся сундучок надо выполнить все задания на лепестках. Начнем….

Воспитатель: А вот и Задание1:

Работа по мнемотаблице: Надо составить рассказ  о Зиме.

Дети: составляют рассказ о зиме.

 Воспитатель: Ребята  давайте встанем и вспомним нашу считалочку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас опять.

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель: Задание 2

Игра с  мячом. Дидактическая Игра «Кто знает пусть продолжает».

В: Мебель: Дети: стол, стул, диван, шкаф, кровать

В: Птицы: Дети: скворец, снегирь, сова, воробей

В: Деревья: Дети: дуб, клен, ель, сосна, береза

В: Профессии: Дети: врач, повар, милиционер, пожарный,

 В: Яблоко, груша, слива, персик. Что это? Дети: фрукты

В: Лиса, волк, заяц, кабан, кошка Дети: животные

В: Кукла, машина, кубики, пирамидка Дети: игрушки

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель :  Следующее Задание 3   Определение звука в словах.

Воспитатель: Задание такое определи, где находится загаданный звук в словах: в начале слова(хлопаем), в конце (топаем) и середине (встаем).                        Картинки: арбуз, кран, утка - где находится звук А.

Мой звук будет Н. Слова: незабудка, лунатик, телефон, медленный, ночь, бензин, ноты.

Поиграем игру «Паровозик» Дети называют слова друг за другом, на первый звук, а потом на последний звук и передают волшебную палочку.

Воспитатель: Задание 4

Разминка, отвечаем полными ответами.

- Из чего состоит наша речь?  (из предложений)

- Предложения состоят из чего? (из слов)

- Из чего состоят слова? (из звуков и букв)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы пишем и видим, а  звуки только слышим)

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки называются гласными? (гласные звуки мы поем, воздух проходит свободно, не встречая преград) -Как мы их обозначаем на письме? ( красной фишкой

Стих о Гласном звуке:     Гласные тянутся в песенке звонкой,

                                           Могут заплакать и закричать.

                                           В темном лесу звать и аукать

                                           И в колыбели качать.

-Какие звуки называются согласными? (согласные звуки не поются, они встречают преграду мешают зубы, губы и язык). -Как мы их обозначаем на письме? (синей фишкой)   Стих о согласном звуке:

                                            Согласные-согласны

                                            Шелестеть, шептать, свистеть,

                                            Даже фыркать и скрипеть,

                                            Но не хочется их петь.

- С какой буквы пишется первое слово в предложении? ( большой)

- Какой знак ставится в конце предложения? (точка)

Физкультминутка

Скоро в школу мы пойдем             два пальчика ходят по столу.

И портфель с собой возьмем,         показывают квадрат руками.

Книжку, ручку, карандаш,              загибают пальчики на руке.

Мы в портфель положим наш         показывают квадрат руками.

Будем мы читать, писать                  показывают себе ладони,

И учиться все на пять                        поднимают руки, показывая пять пальцев.

 

Воспитатель: Задание 5 « Подели слово на слоги?»

- Какие бывают слова?      Дети: Слова бывают длинные и короткие.                  -  Как мы определяем сколько слогов в слове? (Дети: слово делим  на части и считаем хлопками в ладоши;  приставляем ладошку к подбородку, или определяем сколько в слове гласных звуков).

Воспитатель:  - Показывает картинки на  ноутбуке:   машина 3, кот 1, рыба 2, книга 2, холодильник 4, сыр 1, мыло 2, пылесос 3, автомобиль 4, дерево 3, снег 1, доктор 2, жемчужина 4.

Воспитатель: Ребята вставайте, разомнемся мы немного:

Воспитатель: Задание  6

«Найди спрятанные слова» (Устно)

Я вам буду говорить слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв. А чтобы вам было легче их искать, я вам дам одну маленькую подсказку –в спрятанных словах вы должны найти зверей. (Дети находят слова).

Рулевой (Лев)           трикотаж (Кот)        звукозапись (КОЗА)

лосьон (Лось)           баранка (Баран)       палисадник (Лиса)

соленье (Олень)      самоволка (Волк)        заслонка (Слон)

Минутка (Утка)      Телевизор (Лев)          Коньки (Конь)

Музыкальная Игра: Как Дела?

Воспитатель: Я приглашаю вас за столы. Задание 7

- Составить предложение со словом: СНЕГ и схематически его записать.         - Составить предложение со словом ЗИМА. Один ребенок работает у доски , остальные на листочках.

И последнее Задание 8 сделать звуковой анализ слов:

- Белка, Лампа, Банан.  (дети за столами выполняют задания)

Рефлексия: Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? Какое было самым легким? А какое трудным? Почему?

Вы сегодня были такие молодцы!  Вы меня очень порадовали, мне было очень приятно с вами работать. И вам Королева Знаний дарит в подарок прописи так как вы справились со всеми заданиями, и вы собираетесь в школу.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по развитию речи и окружающему в подготовительной группе. ТЕМА: "Цветик - семицветик".

Целью занятия является: закрепление знаний детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки; обогащение словарного запаса детей;воспитание бережного отношения к природе....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Цветик – семицветик»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Цветик – семицветик»...

Конспект интегрированного итогового НОД (развитие речи с окружающим миром) на тему «Цветик - семицветик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28947226","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие»,«...