Консультация «Формирование пересказа сказок у детей дошкольного возраста посредством карт Проппа»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Гайдарова Алина Ровшановна

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.  Одним из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст, является пересказ.

Одним из эффективных средств развития связной речи у детей дошкольного возраста, в частности навыка пересказа, является сказка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydarova_a_konsultatsiya_zapisyvat.doc476.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гайдарова А.Р.

Консультация

Добрый день, меня зовут Гайдарова Алина Ровшановна. Я воспитатель детского сада № 7 города Белгорода.

Вашему вниманию предлагают консультацию на тему «Формирование пересказа сказок у детей дошкольного возраста посредством карт Проппа».

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.  Одним из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст, является пересказ.

Одним из эффективных средств развития связной речи у детей дошкольного возраста, в частности навыка пересказа, является сказка.

Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего время препровождения, может ничего не дать. Поэтому необходимо заинтересовать ребенка. Помогут в этом карты Проппа, которые представляют собой  своего рода сказочный конструктор,  пазлами или деталями его служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки).

Кратко познакомимся с ними. Они представлены на экране.

Как и любое занятие, занятие по обучению пересказу сказок имеет определенную структуру.

Этап

Цель

Организационный момент

Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации.

Подготовка к восприятию текста сказки

Уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления.

Чтение сказки, показ иллюстраций.

Развитие слухового внимания и памяти

Выстраивание графического плана рассказа

Формирование логической, цельности рассказа.

Беседа по содержанию

Развитие диалогической речи

Физкультпауза

Снятие усталости и напряжения

Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ

Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти.

Пересказ по графическому плану

Развитие связной речи, памяти.

Лексические упражнения

Активизация словаря, развитие грамматического строя речи.

Итог занятия

Оценка работы детей.

Сейчас я предлагаю понять на практике, как работать с картами Проппа.

Для примера рассмотрим сказку «Красная Шапочка».

Жила-была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

 «Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай»,– наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос «Почему у тебя такие большие зубы» — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

Охотник вбежал в дом и убил волка.

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

 А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Вот такая сказка у нас получилась!

Карты Проппа являются интересным и эффективным средством работы с детьми, в том числе при формировании навыка пересказа сказок.

Попробуйте дома вместе с детьми, читая любимую сказку, выстроить вот такой сюжет из карт Проппа.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России"

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....

Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения...

Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".

«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...

Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".

Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....

Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста»

Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка переск...