Консультация «Формирование пересказа сказок у детей дошкольного возраста посредством карт Проппа»
консультация по развитию речи (старшая группа)
В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Одним из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст, является пересказ.
Одним из эффективных средств развития связной речи у детей дошкольного возраста, в частности навыка пересказа, является сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaydarova_a_konsultatsiya_zapisyvat.doc | 476.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гайдарова А.Р.
Консультация
Добрый день, меня зовут Гайдарова Алина Ровшановна. Я воспитатель детского сада № 7 города Белгорода.
Вашему вниманию предлагают консультацию на тему «Формирование пересказа сказок у детей дошкольного возраста посредством карт Проппа».
В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Одним из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст, является пересказ.
Одним из эффективных средств развития связной речи у детей дошкольного возраста, в частности навыка пересказа, является сказка.
Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего время препровождения, может ничего не дать. Поэтому необходимо заинтересовать ребенка. Помогут в этом карты Проппа, которые представляют собой своего рода сказочный конструктор, пазлами или деталями его служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки).
Кратко познакомимся с ними. Они представлены на экране.
Как и любое занятие, занятие по обучению пересказу сказок имеет определенную структуру.
Этап | Цель |
Организационный момент | Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации. |
Подготовка к восприятию текста сказки | Уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления. |
Чтение сказки, показ иллюстраций. | Развитие слухового внимания и памяти |
Выстраивание графического плана рассказа | Формирование логической, цельности рассказа. |
Беседа по содержанию | Развитие диалогической речи |
Физкультпауза | Снятие усталости и напряжения |
Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ | Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти. |
Пересказ по графическому плану | Развитие связной речи, памяти. |
Лексические упражнения | Активизация словаря, развитие грамматического строя речи. |
Итог занятия | Оценка работы детей. |
Сейчас я предлагаю понять на практике, как работать с картами Проппа.
Для примера рассмотрим сказку «Красная Шапочка».
Жила-была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
«Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай»,– наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос «Почему у тебя такие большие зубы» — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
Охотник вбежал в дом и убил волка.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
Вот такая сказка у нас получилась!
Карты Проппа являются интересным и эффективным средством работы с детьми, в том числе при формировании навыка пересказа сказок.
Попробуйте дома вместе с детьми, читая любимую сказку, выстроить вот такой сюжет из карт Проппа.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России"
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....
Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения...
Консультация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей....
Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".
«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...
Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".
Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....
Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста»
Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка переск...