Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста. Также в данной разработке обосновывается актуальность использования карт Проппа, особенности методики, а также примерные практические задания, которые рекомендуется предлагать дошкольникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sereda.doc | 506.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников
Аннотация. Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста. Также в данной разработке обосновывается актуальность использования карт Проппа, особенности методики, а также примерные практические задания, которые рекомендуется предлагать дошкольникам.
Тема мастер-класса: «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста» (слайд 1)
Цель: расширить представление педагогов об использовании карт Проппа в формировании навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
- показать возможности использования карт Проппа в формировании навыка пересказа сказок у дошкольников;
- продемонстрировать использование карт Проппа для формирования навыка пересказа сказок в практической деятельности.
Техническое оснащение: ноутбук, проектор.
Методическое оснащение: мультимедийная презентация, два набора карт Проппа, два листа А4, несколько ручек, анкеты по числу участников.
Содержание мастер-класса:
Педагог-мастер: Уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе. Сегодня мы выясним возможности использования карт Проппа в формировании навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста.
Слайд 2 В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития «связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». Одним из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст, является пересказ.
В настоящее время практикующие педагоги занимаются поиском различных методов и средств, способствующих активизации деятельности детей. Одним из эффективных средств развития связной речи у детей дошкольного возраста, в частности навыка пересказа, является сказка.
Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего время препровождения, может ничего не дать. Поэтому необходимо заинтересовать ребенка. Помогут в этом карты Проппа, которые представляют собой своего рода сказочный конструктор, пазлами или деталями его служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки).
Слайд 3 Педагог-мастер: Кратко познакомимся с ними. Они представлены на экране.
Слайд 4 Педагог-мастер: Как и любое занятие, занятие по обучению пересказу сказок имеет определенную структуру. Я предлагаю определить последовательность этапов занятия и соединить их с соответствующей целью.
Для этого каждый возьмет карточку, на которой написан этап, выстроятся все в определенной последовательности, согласно этапам. Можно обсуждать. После этого сравним с экраном.
Педагоги-участники определяют структуру занятия, выстраиваются согласно этапам.
Педагог-мастер: Итак, сравниваем с экраном. (если этапы не в той последовательности, значит, перестроиться педагогам-участниками в нужной последовательности, согласно экрану)
Педагог-мастер: А сейчас определим цель каждого этапа. В соответствии со своим этапом каждый берет цель. По очереди подходит. Если потом вы поняли, что взяли не ту цель, в конце можно пообщаться с коллегами и сделать правильный выбор.
Педагоги-участники определяют цель в соответствии с этапом. Сравнивают с экраном.
Сначала 1 щелчок – отроются этапы, затем второй – откроются цели
Этап | Цель |
Организационный момент | Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации. |
Подготовка к восприятию текста сказки | Уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления. |
Чтение сказки, показ иллюстраций. | Развитие слухового внимания и памяти |
Выстраивание графического плана рассказа | Формирование логической, цельности рассказа. |
Беседа по содержанию | Развитие диалогической речи |
Физкультпауза | Снятие усталости и напряжения |
Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ | Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти. |
Пересказ по графическому плану | Развитие связной речи, памяти. |
Лексические упражнения | Активизация словаря, развитие грамматического строя речи. |
Итог занятия | Оценка работы детей. |
Педагог-мастер: Итак, мы познакомились со структурой занятия, которая рекомендуется для работы с дошкольниками при использовании карт Проппа для формирования навыка пересказа сказок.
Сейчас я предлагаю понять на практике, как работать с картами Проппа.
Для примера рассмотрим сказку «Красная Шапочка». Мне нужно 11 человек (если столько человек нет, тогда по две карты берут).
Я буду читать отрывок из сказки, а каждый из вас по очереди будет брать нужную карточку для этого отрывка.
Педагоги-участники определяют нужную карточку, соответствующую отрывку сказки.
Слайд 5-16
Педагог-мастер:
Жила-была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
«Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай»,– наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос «Почему у тебя такие большие зубы» — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
Охотник вбежал в дом и убил волка.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
Педагог-мастер: Вот такая сказка у нас получилась! Отлично! Молодцы! Присаживайтесь!
Сейчас я предлагаю разделиться на две группы, каждая выбирает одну любую известную всем сказку. Составляет графическую схему с помощью карт Проппа для этой сказки. А дальше я расскажу, что будем делать.
Также вы можете набросать кратко содержание сказки.
Педагоги-участники в группах составляют схему с помощью карт Проппа.
Каждой команде дается по набору карточек.
Педагог-мастер: Сейчас я предлагаю выйти первой группе со своей схемой. Станьте последовательно. И один из вас перескажет сказку с помощью карт Проппа, останавливаясь на каждой из них.
Педагоги-участники по группам пересказывают свои сказки.
Педагог-мастер: Замечательно справились с заданием! Если это интересно взрослым, то дети тоже оценят эти карты. Поэтому считаю, что карты Проппа являются интересным и эффективным средством работы с детьми, в том числе при формировании навыка пересказа сказок.
Спасибо за внимание и за активное участие! С вами было приятно работать!
И в конце я бы хотела провести небольшое анкетирование. Анонимное. Что позволит мне узнать эффективность проведенного мастер-класса.
Педагоги-участники заполняют анкеты. Отдают педагогу-мастеру.
Педагог-мастер: Спасибо, до свидания!
Слайд 17
Список использованных литературных источников
- Пропп, В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа) / В.Я. Пропп. – М., 2012. – 322 с.
- Пропп, В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа)/ В.Я. Пропп. – М., 2010. – 290 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
Приложение 1
Карточки «Структура занятия»
ЭТАП |
Организационный момент |
Подготовка к восприятию текста сказки |
Чтение сказки, показ иллюстраций. |
Выстраивание графического плана рассказа |
Беседа по содержанию |
Физкультпауза |
Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ |
Пересказ по графическому плану |
Лексические упражнения |
Итог занятия |
ЦЕЛЬ |
Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации. |
Уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления. |
Развитие слухового внимания и памяти |
Формирование логической, цельности рассказа. |
Развитие диалогической речи |
Снятие усталости и напряжения |
Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти. |
Развитие связной речи, памяти. |
Активизация словаря, развитие грамматического строя речи. |
Оценка работы детей. |
Приложение 2
Анкета
Анкета Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.
Спасибо за участие! | Анкета Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.
Спасибо за участие! |
Анкета Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.
Спасибо за участие! | Анкета Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.
Спасибо за участие! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста
Представлен опыт работы реализации проекта "Сказка учит говорить"...
Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста
Результаты проектной деятельности "Сказка учит говорить"...
Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста
Материалы из опыта работы по проекту...
Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»
Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...
Консультация «Формирование пересказа сказок у детей дошкольного возраста посредством карт Проппа»
В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи....
Фитбол гимнастика как средство формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста
Познакомить родителей с основными элементами фитбол – аэробики и показать возможность использования фитболов в домашних условиях с детьмиПознакомить с историей возникновения фитбол - аэробики...