Консультация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА ЛИЦЕЙ № 1420»
Консультация на тему:
« Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста».
Консультацию подготовил воспитатель: Лухтан В.В.
г. Москва, 2013-2014 у.г.
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютерам и компьютерным играм
Работа по усвоению и накапливанию математических знаний в каждой возрастной группе состоит из 5-ти разделов:
1). Количество и счет;
2). Величина;
3). Знакомство с геометрическими фигурами;
4). Ориентировка в пространстве;
5). Ориентировка во времени.
Начиная со 2-й младшей группы (дети 3-4-х лет), детей учат выделять величину предмета и определять ее словом (длинный – короткий, большой – маленький и т.д.), сравнивать величину, пользуясь приемами наложения и приложения, результаты сравнения определять словами: выше – ниже, больше – меньше, раскладывать предметы по возрастающей и убывающей величине, группировать предметы по величине. Детей учат пространственные и количественные отношения отражать с помощью слов (один – много – ни одного). В этом возрасте знакомят с кругом, квадратом, треугольником, учат находить эти геометрические фигуры в окружающей обстановке. Детей учат определять пространственное направление от себя и обозначать направление словам: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа. Также знакомят с частями суток: утро, день, вечер, ночь и временами года.
Внимание у детей 3-4 лет непроизвольное, неустойчивое, поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в игре участвовал все дети. Можно использовать такие игры и упражнения: «Один – много», «Длинный - короткий», «Найди квадрат, круг, треугольник», «Большой – маленький», «Когда это бывает?», «На что похоже?», «Найди игрушку».
В средней группе работа по Ф.Э.М.П. продолжается. Детей знакомят с цифрами 1 – 5. Учат считать и отсчитывать предметы правой рукой слева направо, понимать количественное и порядковое значение числа, сравнивать величину предметов с помощью «мерки», понимать независимость величины предмета от других признаков: цвета, пространственного расположения, раскладывать и группировать предметы по величине. К знакомым геометрическим фигурам добавляется прямоугольник. Детей знакомят с объемными геометрическими формами: шар, куб. Продолжают работу по ориентировке в пространстве, различение правой и левой руки. В работе по ориентировке во времени закрепляются знания частей суток и времена года.
Детей средней группы начинают учит решать логические задачи, выкладывать предметы, используя счетные палочки. В этой группе можно использовать такие дидактические игры и упражнения: «Далеко – близко», « Что у человека по два, по одному», «Небылицы», «Найди фигуру», «Числовое лото», «Найди отличия».
В старшей группе у детей совершенствуется понятие о числе. Детей учат понимать отношения между числами (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1), знакомят с цифрами от 0 до 9, с составом числа из двух меньших (до 5).Учат считать в прямом и обратном порядке, упражняют в счете на ощупь. Знакомят со знаками «равенства» и «неравенства». К геометрическим фигурам добавляется овал. Детям даются представления о четырехугольнике, из чего состоит данная фигура (углы, стороны). Учат анализировать и сравнивать предметы по форме. Закрепляют знания объемных форм, добавляется новая форма: конус. Находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. При ориентировке в пространстве детей учат понимать смысл пространственных отношений, закрепляют умения детей двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, в соответствии со знаками – указателями направления, определять свое местонахождение среди окружающих людей. Закрепляют умения детей ориентироваться на листе бумаги, обозначая словами местоположение предмета. В работе по ориентировке во времени детям дают представления о сутках, учат устанавливать последовательность событий ( вчера – сегодня – завтра).
В этом возрасте можно использовать такие дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай дальше», « Считай – не ошибись», «Кто быстрее назовет», «Когда это бывает?», «На что похоже?».
В подготовительной группе детей знакомят со счетом в пределах 20, с составом чисел в пределах 10. Дети осваивают выполнение арифметических действий (сложение и вычитание), знакомятся со знаками «+», «-«, «=». Учатся составлять и решать арифметические задачи. Детей знакомят с монетами. В разделе «Геометрические фигуры» детей знакомят с новыми геометрическими фигурами: трапецией, различные многоугольники. Дети учатся преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания бумаги, разрезания, выкладывания из счетных палочек, из треугольников и т.д. Знакомят детей с прямой, отрезком, учат пользоваться линейкой. Учат детей делить предметы на 4 части, определять, что часть меньше целого. В разделе «Пространственные отношения» у детей формируют умения различать пространство между предметами, правильно называть их, умение ориентироваться на плоскости, на листе бумаги в клетку.. Детей знакомят с картой, планом, схемой маршрутом. Формируют умения определять время по часам, знакомят с названиями месяцев.
Детям предлагаются логические игры, задачи, учат решать простые ребусы. Эти игры направлены на развитие мышления. Для преобразования фигур, разного вида моделирования подходят игры типа «Танграм», «Колумбово яйцо». В этих играх составляется фигура-силуэт. В играх «Кубики для всех», «Собери призму» дети составляют объемную форму. Очень любят дети данного возраста различные головоломки типа «Змейки», «Пятнашки», «Лабиринты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Практико-ориентированный семинар для воспитателей дошкольных отделений ГБОУ Школа №572 «Использование игровых технологий и ИКТ при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...
Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)
Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...