Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД по речевому развитию в старшей группе по теме "Пересказ художественного произведения Я. Тайца «По грибы»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_hudozhestvennogo_proizvedeniya_ya._taytsa_po_griby.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Пересказ художественного произведения Я. Тайца «По грибы»
Цель:
Обучать навыкам пересказа текста, (без педагогической поддержки, передавая интонационно характеры персонажей, своёотношение к героям: рассказа ролям.
Задачи:
1.Обучающие: учить пересказывать тексты по схеме, передаватьхарактерные особенности движений, интонаций речи персонажей рассказа.
2. Развивающие: развивать представления о разнообразии грибов, возникновении их названий, память, слуховое внимание, умение понимать эмоциональное состояние других; развивать мелкую моторику.
3.Воспитательные:воспитывать умение оценивать поступки героев.
Словарная работа:
Обогащение словаря: лукошки.
Активизация словаря:подосиновик, боровик, подберёзовик, маслёнок, моховик, поганка, опята, мухомор.
Интеграция в целостный образовательный процесс: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Предварительная работа:
Связь с общей темой работы на неделю: Почта. Труд работников почты.
Форма организации детей:фронтальная.
Оборудование: иллюстрации грибов.
Формы организации НОД:фронтальная.
Методы обучения: объяснение, вопросы к детям.
Водная часть:
Ребята, перед тем как начнем занятие, я предлагаю размять пальчики.
«Пальчиковая гимнастика»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Основная часть:
Ребята, какое время года на улице?
А как вы догадались, что осень?
Стало холодно, с деревьев падают листочки пожелтевшие, идут проливные дожди.
А что появляются после дождей в лесу под деревьями, на опушках лесных? Что за антошки на одной ножке вырастают?
Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие грибы мы можем найти в лесу? (подосиновик, боровик, подберёзовик, маслёнок, моховик, поганка, опята, мухомор).
Игра «Почему грибы так называются?» Мы подумаем и скажем, за что гриб так называем.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы нельзя есть? Как они называются? (Несъедобные.)
Вы уже читали много стихов, рассказов про осень, осенний лес. Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением. Называется оно «По грибы», написал Яков Тайц.
Послушайте, пожалуйста.
Воспитатель читает произведение.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы.Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка.Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой.Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
После прочтения текста воспитатель задаёт вопросы по тексту:
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
Воспитатель просит повторить последние слова текста, обращая внимание на силу голоса, интонацию.
Воспитатель читает произведение ещё раз. с установкой на запоминание.
А сейчас вы попробуете сами пересказать произведение.
Ребята, понравился вам пересказ ваших товарищей.
Может кто-нибудь ещё хочет пересказать?
По желанию дети рассказывают ещё раз, используя пазлы.
Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
А теперь я предлагаю вам, инсценировать это произведение по ролям.
Я буду автором. Кто будет бабушкой? Дедушкой? Внучкой?
Заключительная часть:
Какое произведение Якова Тайца вы сегодня слушали, пересказывали, драматизировали?
О ком рассказал писатель?
Какие взаимоотношения у бабушки, дедушки и внучки?
Какая внучка? Она врунья?
Как вы думаете у нее много друзей?
У вас есть честные друзья?
А вы честный человек?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....
Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"
Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"
Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде» Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...