«Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического материала»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кренева Ирина Владимировна

В данной методической разработке перечислены инновационные методы и приемы развития речемыслительной деятельности у детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt32.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 7 Красносельского района

Воспитатель Кренева Ирина Владимировна

 Проект «Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического материала»

Актуальность

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Цель:

Создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Задачи:

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Длительность: долгосрочный (1.09.2019 -25.05.2020)

Участники: воспитатели, специалисты ДОУ, дети, родители 

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

   В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствует сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самообразования и самосовершенствованию.

     Использование активных форм работы по речевому развитию детей  способствует активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей станет более внятной и выразительной. Планируется повышение  уровня речевого развития.

     Участие родителей в проекте поможет им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысит их педагогические знания.

Практическая значимость:

  Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.

Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку.

      Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через НОД с детьми, констультациях и совместной деятельности с родителями, творческие презентации.

     Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональный уровень воспитателей, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, специалистами ДОУ, детьми и их родителями.

      Поиск новых идей, приобретение знаний, развитие новых форм работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

  Данный проект адресован  воспитателям  и специалистам ДОУ, родителям.

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Мониторинг речевого развития детей, обработка данных

2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с интернет ресурсами.

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

Основной этап.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом,  демонстрационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

3.Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

4.Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Заключительный этап

1. Анализ и оценка результатов проекта.

Месяц

Вид деятельности

Тема

Используемые приемы и технологии

Сентябрь

Мониторинг

Изучение материала

Планирование мероприятий

Октябрь

НОД: Познавательное развитие

          Речевое развитие

          Физическая культура

Индивидуальная работа

Консультация для родителей

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

«Осень»

«Дары осени»

«Кластер»

«Синквейн»

«Барабанные палочки»

«Кинетический песок»

Ноябрь

НОД: Познавательное развитие

           Речевое развитие

           Физическая культура

 Индивидуальная работа

Совместная деятельность с родителями

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Опытно-эксперементальная деятельность

«День Матери»

«Кластер»

«Синквейн»

«Барабанные палочки»

«Коктейльные трубочки»

«Кинетический песок»

Декабрь

НОД: Познавательное развитие

           Речевое развитие

          Художественно-эстетическое развитие

 Индивидуальная работа

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность

«Дикие и домашние животные

«Новый год»

«Кластер»

«Синквейн»

«Коктейльные палочки»

«Кинетический песок»

Январь

НОД: Познавательное развитие

           Речевое развитие

          Физическое развитие

 Индивидуальная работа

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Опытно-эксперементальная деятельность

«Зима»

«Транспорт»

«Кластер»

«Синквейн»

«Барабанные палочки»

«Кинетический песок»

«Коктейльные палочки»

Февраль

НОД: Познавательное развитие

           Речевое развитие

           Физическое развитие

          Художественно-эстетическое развитие

 Индивидуальная работа

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

«Защитники

Отечества»

«Кластер»

«Синквейн»

«Барабанные палочки»

«Коктейльные трубочки»

«Кинетический песок»

Март

НОД: Познавательное развитие

           Речевое развитие

           Физическая культура

 Индивидуальная работа

Совместная деятельность с родителями

Самостоятельная деятельность детей

Опытно-эксперементальная деятельность

«Весна»

«Мамин Денек»

«Кластер»

«Синквейн»

«Барабанные палочки»

«Кинетический песок»

Апрель

НОД: Познавательное развитие

           Речевое развитие

           Физическое развитие

          Художественно-эстетическое развитие

Индивидуальная работа

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

«Космос»

«Кластер»

«Синквейн»

«Барабанные палочки»

«Коктейльные  трубочки»

«Кинетический песок»

Май

Анализ и подведение итогов

Используемые приемы и  технологии

Технология «Кластер»

Кластер– (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Технология «Синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя и учителя -логопеда.

Вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Кинетический песок

Игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов. С помощью кинетического песка можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов .

Кинетический песок можно использовать в индивидуальной работе а также в самостоятельной деятельности детей. Делать постройки, обыгрывать их с различными маленькими игрушками, придумывать сюжеты.

Для возникновения интереса у детей можно организововать игры, в которых любое действие обыгрывается,  включено в какой-нибудь интересный сюжет.

Барабанные палочки

 Игры с барабанными палочками развивают и совершенствуют мелкую моторику речь детей, ритмический слух. Стихотворные речевые упражнения с использованием барабанных палочек содействуют формированию хорошей дикции, артикуляции Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи (небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом) помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, творческое воображение. 
Упражнения и игры для развития чувства ритма, а в частности – ритмические игры с палочками, включаем в  НОД по физической культуре как их неотъемлемую часть, поскольку это увлекательное и полезное занятие с детьми.

Коктейльные трубочки

С помощью коктейльных трубочек развивается речевое дыхание.Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Нужно так же отметить, что правильное речевое дыхание:

-обеспечивает нормальное звукообразование;

-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности реч и интонационной выразительности;

-предохраняет голосовой аппарат о переутомления

Используемые интернет ресурсы:

https://infourok.ru/razvitie-rechevogo-dihaniya-u-detey-2258963.html

http://duimovochka7.com/ritmicheskie-igry-s-palochkami/

https://urok.1sept.ru

https://infourok.ru/ispolzovanie-innovacionnih-tehnologiy-v-razvitii-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3197721.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речемыслительной деятельности детей

В данном материале подробно описываются игры для развития логического мышления и речи старших дошкольников....

Авторские приемы и упражнения в развитии речемыслительной деятельности.

Для успешной коррекции речи ребенка надо научить правильно дышать...

Развитие речемыслительной деятельности детей с ЗПР в структуре коррекционно-педагогической работы

План1.     Введение. Обоснование выбора темы.2.Анализ литературы по проблеме; анализ теоретических подходов различных научных школ и направлений по проблеме.3. Описание методов раб...

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

Совершенствование системы работы по активизации речемыслительной деятельности детей посредством инновационных технологий

Практический опыт•Технологии проблемно-развивающего обучения•Наглядное моделирование...

Консультация «Развитие речевой деятельности детей через использование дидактического пособия В.В.Воскобовича «Коврограф «Ларчик»

Данная консультация  знакомит педагогов и родителей с технологией развивающих игр В.В.Воскобовича. Применяя данную технологию, мы можем развивать связную и монологическую речь детей, обогаща...

Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического материала

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей, логопедов, родителей детского сада. В ней представлены инновационные приемы развития речемыслительной деятельности дошкольников на основе...