Консультация «Развитие речевой деятельности детей через использование дидактического пособия В.В.Воскобовича «Коврограф «Ларчик»
консультация по развитию речи

Лесунова Валентина Владимировна
Данная консультация  знакомит педагогов и родителей с технологией развивающих игр В.В.Воскобовича. Применяя данную технологию, мы можем развивать связную и монологическую речь детей, обогащая  активный словарь,  формируя предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Очень актуальным становится применение в педагогическом процессе развивающих игр. Они позволяют перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности. Данный подход эффективно отражён в игровом пособии «Коврограф Ларчик», который является частью  игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Он позволяет  активизировать речь каждого ребенка,  расширяет словарный запас, формирует умения составлять предложения, предпосылки звукового анализа слов, знакомит детей с элементарными направлениями описания.

  В основе методики В.В. Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.  Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

 Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Пособие «Коврограф Ларчик»  соответствует требованиям ФГОС. Его можно использовать в разных образовательных областях. Является траспортируемым, содержательным, доступным. Это игровое поле из ковролина и наглядный материал. Основная область в игровом комплексе  - это ковровая поляна. Здесь главные действующие персонажи – Слон Лип – Лип, страстное увлечение которого все прикреплять и Слоник Ляп – Ляп, у которого такая же страсть, но не всегда все получается, случаются «ляпы».

Основные  игры игрового комплекса «Коврограф Ларчик»:

  1. Игровое поле «Коврограф Ларчик». Главные персонажи здесь Гусеница Фифа, Жираф Жорик,  зайчик Лопушок.
  2. Образные пространственные карточки «Лев – Павлин –Пони - Лань. Персонажи здесь – Лев, Павлин, Пони, Лань.
  3. Комплект «Круговерт и стрелочка». Здесь главный персонаж – Крутик По.
  4. Набор карточек «Забавные буквы»(образы букв). Здесь живут Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин.
  5. Набор карточек «Забавные цифры»(образы цифр). Здесь живут Магнолик, Ёжик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четвёрка, Пёс Пятёрка, Кот Шестёрка, Крокодил Семёрка, Обезьяна Восьмёрка, Лиса Девятка.
  6. Набор карточек «Разноцветные гномы». Ее хозяева – Гномы: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе. Фи, Черныш, Сержик,  Белыш.

Интересны игровые упражнения с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы:

«Тук - тук». На Ковровой Поляне  размещены  разноцветные домики (квадраты, под которыми  спрятаны персонажи – Медвежонок Мишик, Пчёлка Жужа, Китёнок Тимошка). Слоник Ляп – Ляп решил узнать, кто в домиках живет.

Задание: Постучаться в домик, говоря при этом «Тук – тук». Спросить: «Кто в домике живёт?» В ответ на вопрос нужно убрать квадрат и назвать жильца домика. Посредством игры активизируется речь детей, расширяется словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы педагога.

«Подбери  признак». Встретились на Ковровой Поляне  Жираф Жорик,  Пчёлка Жужа и Китенок Тимошка и стали играть в игру, кто больше слов друг про друга назовёт.

Задание: Нужно назвать как можно больше признаков, которые                         соответствуют данному объекту. Например: Жираф высокий, пятнистый, веселый, любознательный и т.п. С помощью этой игры у дошкольников формируется умение подбирать определения к существительным.

«Назови правильно». Медвежонок Мишик попал в Город  Разноцветных домов.

Задание: Назвать местоположение Мишика между домами, составляя предложения с предлогами перед, между, после. Например: Медвежонок стоит между красным и зелёным домиком. Посредством игры  у детей формируется умение  составлять предложения с простыми предлогами перед, между, после.

«Назови шута». На Ковровой Поляне размещаются карточки с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы. Зайчик Лопушок решил запомнить  как их зовут.

Задание – послушать звук, который произносит педагог  и найти нужного шута.

«Измени слово». Задание –  например, заменить первый звук[П] на звук [Б]. Палка-балка, почка-бочка и т.п.   

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей  практикуется использование:

Игры «Играем на пианино», «Разноцветные бусы». Ребёнок вместе со взрослым шагает пальцами руки по кружкам разного цвета и одновременно произносит (пропевает) ряд слогов (например: СА-са-са, Ся-ся-ся и т.д.). Звуки можно обозначать цветом, как в произвольной форме, так и традиционно: согласные твёрдые - синий цвет, согласные мягкие - зелёный, гласные - красный. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя другой наглядный материал.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

«Твердый-мягкий». Ребёнок с помощью стрелки на «Коврографе» «рисует» по два круга, синего и зеленого цвета. Детям предлагается - взяв картинку (подобраны на заданный звук Л,Ль) из стопки, лежащей на столе, определить твёрдый или мягкий звук и положить карточку — слово в тот круг, которому соответствует звук из его слова. Карточки, в которых звук мягкий в зеленый круг, а те, в которых звук твердый – в синий.

«Назови слово». Ребёнок выкладывает картинки с названием слов с заданным звуком на букву, вырезанную  из фетра, и называет, тем самым автоматизируя произношение звука в словах.

«Кто где живёт?» На игровом панно находятся два домика, вырезанных из фетра, в которых живут разные звуки (буквы). Ребёнок раскладывает по домикам картинки с названием слов с заданным звуком, дифференцируя смешиваемые звуки (например: в левом зелёном домике «живут» слова со звуком С, а в правом красном домике – слова со звуком Ш).

Для работы по речевому развитию  используется заучивание стихов, скороговорок по мнемотаблицам, составление рассказов с выкладыванием серии картинок на «коврографе».

Использование игровых методов и приёмов на «коврографе» вызывает интерес к занятиям, позволяет активизировать познавательные процессы, развивает речевое творчество детей, повышает уровень самоконтроля и речевого развития детей.

 Таким образом, применяя данную технологию, мы можем развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей, обогатить активный словарь, развивать речевое творчество, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность воспитанников.

Список литературы

  1. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 17-20.
  2. Карелина С. Н. Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича / С. Н. Карелина // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 6. - С. 23-27.
  3. Кондратьева, Л. А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" / Л. А. Кондратьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 12-16.
  4. Радеева, М. Н. Совместная деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича в младшей группе : по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка" / М. Н. Радеева, Т. Б. Фролова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 16-17.
  5. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" : сред. дошк. возраст / Т. Г. Харько. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества

Доклад на тему "Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества"...

Развитие воображения у детей с использованием дидактического пособие "Кубики Историй"

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по использованию "кубиков историй". Метод стал популярен в нашей стране в последнее время, используется как в досугов...

Опыт использования развивающих пособий В.В.Воскобовича "Коврограф Ларчик" и "Фиолетовый лес" в познавательном развитии воспитанников ДОО"

Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игро...

Презентация Опыт использования развивающих пособий В. В. Воскобовича «Коврограф Ларчик» и «Фиолетовый лес» в познавательном развитии воспитанников ДОО

Технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь развивает психические процессы, учит моделировать, соотносить целое с его частью, направлена на организацию такого развивающего обуче...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...

Проект «Развитие познавательной деятельности дошкольников через использование дидактических игр математического содержания»

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого...