Консультация «Развитие речевой деятельности детей через использование дидактического пособия В.В.Воскобовича «Коврограф «Ларчик»
консультация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Очень актуальным становится применение в педагогическом процессе развивающих игр. Они позволяют перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности. Данный подход эффективно отражён в игровом пособии «Коврограф Ларчик», который является частью игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Он позволяет активизировать речь каждого ребенка, расширяет словарный запас, формирует умения составлять предложения, предпосылки звукового анализа слов, знакомит детей с элементарными направлениями описания.
В основе методики В.В. Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Пособие «Коврограф Ларчик» соответствует требованиям ФГОС. Его можно использовать в разных образовательных областях. Является траспортируемым, содержательным, доступным. Это игровое поле из ковролина и наглядный материал. Основная область в игровом комплексе - это ковровая поляна. Здесь главные действующие персонажи – Слон Лип – Лип, страстное увлечение которого все прикреплять и Слоник Ляп – Ляп, у которого такая же страсть, но не всегда все получается, случаются «ляпы».
Основные игры игрового комплекса «Коврограф Ларчик»:
- Игровое поле «Коврограф Ларчик». Главные персонажи здесь Гусеница Фифа, Жираф Жорик, зайчик Лопушок.
- Образные пространственные карточки «Лев – Павлин –Пони - Лань. Персонажи здесь – Лев, Павлин, Пони, Лань.
- Комплект «Круговерт и стрелочка». Здесь главный персонаж – Крутик По.
- Набор карточек «Забавные буквы»(образы букв). Здесь живут Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин.
- Набор карточек «Забавные цифры»(образы цифр). Здесь живут Магнолик, Ёжик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четвёрка, Пёс Пятёрка, Кот Шестёрка, Крокодил Семёрка, Обезьяна Восьмёрка, Лиса Девятка.
- Набор карточек «Разноцветные гномы». Ее хозяева – Гномы: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе. Фи, Черныш, Сержик, Белыш.
Интересны игровые упражнения с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы:
«Тук - тук». На Ковровой Поляне размещены разноцветные домики (квадраты, под которыми спрятаны персонажи – Медвежонок Мишик, Пчёлка Жужа, Китёнок Тимошка). Слоник Ляп – Ляп решил узнать, кто в домиках живет.
Задание: Постучаться в домик, говоря при этом «Тук – тук». Спросить: «Кто в домике живёт?» В ответ на вопрос нужно убрать квадрат и назвать жильца домика. Посредством игры активизируется речь детей, расширяется словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы педагога.
«Подбери признак». Встретились на Ковровой Поляне Жираф Жорик, Пчёлка Жужа и Китенок Тимошка и стали играть в игру, кто больше слов друг про друга назовёт.
Задание: Нужно назвать как можно больше признаков, которые соответствуют данному объекту. Например: Жираф высокий, пятнистый, веселый, любознательный и т.п. С помощью этой игры у дошкольников формируется умение подбирать определения к существительным.
«Назови правильно». Медвежонок Мишик попал в Город Разноцветных домов.
Задание: Назвать местоположение Мишика между домами, составляя предложения с предлогами перед, между, после. Например: Медвежонок стоит между красным и зелёным домиком. Посредством игры у детей формируется умение составлять предложения с простыми предлогами перед, между, после.
«Назови шута». На Ковровой Поляне размещаются карточки с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы. Зайчик Лопушок решил запомнить как их зовут.
Задание – послушать звук, который произносит педагог и найти нужного шута.
«Измени слово». Задание – например, заменить первый звук[П] на звук [Б]. Палка-балка, почка-бочка и т.п.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей практикуется использование:
Игры «Играем на пианино», «Разноцветные бусы». Ребёнок вместе со взрослым шагает пальцами руки по кружкам разного цвета и одновременно произносит (пропевает) ряд слогов (например: СА-са-са, Ся-ся-ся и т.д.). Звуки можно обозначать цветом, как в произвольной форме, так и традиционно: согласные твёрдые - синий цвет, согласные мягкие - зелёный, гласные - красный. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя другой наглядный материал.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
«Твердый-мягкий». Ребёнок с помощью стрелки на «Коврографе» «рисует» по два круга, синего и зеленого цвета. Детям предлагается - взяв картинку (подобраны на заданный звук Л,Ль) из стопки, лежащей на столе, определить твёрдый или мягкий звук и положить карточку — слово в тот круг, которому соответствует звук из его слова. Карточки, в которых звук мягкий в зеленый круг, а те, в которых звук твердый – в синий.
«Назови слово». Ребёнок выкладывает картинки с названием слов с заданным звуком на букву, вырезанную из фетра, и называет, тем самым автоматизируя произношение звука в словах.
«Кто где живёт?» На игровом панно находятся два домика, вырезанных из фетра, в которых живут разные звуки (буквы). Ребёнок раскладывает по домикам картинки с названием слов с заданным звуком, дифференцируя смешиваемые звуки (например: в левом зелёном домике «живут» слова со звуком С, а в правом красном домике – слова со звуком Ш).
Для работы по речевому развитию используется заучивание стихов, скороговорок по мнемотаблицам, составление рассказов с выкладыванием серии картинок на «коврографе».
Использование игровых методов и приёмов на «коврографе» вызывает интерес к занятиям, позволяет активизировать познавательные процессы, развивает речевое творчество детей, повышает уровень самоконтроля и речевого развития детей.
Таким образом, применяя данную технологию, мы можем развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей, обогатить активный словарь, развивать речевое творчество, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность воспитанников.
Список литературы
- Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 17-20.
- Карелина С. Н. Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича / С. Н. Карелина // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 6. - С. 23-27.
- Кондратьева, Л. А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" / Л. А. Кондратьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 12-16.
- Радеева, М. Н. Совместная деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича в младшей группе : по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка" / М. Н. Радеева, Т. Б. Фролова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 16-17.
- Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" : сред. дошк. возраст / Т. Г. Харько. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества
Доклад на тему "Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества"...
Развитие воображения у детей с использованием дидактического пособие "Кубики Историй"
Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по использованию "кубиков историй". Метод стал популярен в нашей стране в последнее время, используется как в досугов...
Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности детей через использование дидактических игр для развития речи детей предшкольного возраста"
Использование дидактических игр для развития речи в самостоятельной деятельности детей....
Опыт использования развивающих пособий В.В.Воскобовича "Коврограф Ларчик" и "Фиолетовый лес" в познавательном развитии воспитанников ДОО"
Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игро...
Презентация Опыт использования развивающих пособий В. В. Воскобовича «Коврограф Ларчик» и «Фиолетовый лес» в познавательном развитии воспитанников ДОО
Технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь развивает психические процессы, учит моделировать, соотносить целое с его частью, направлена на организацию такого развивающего обуче...
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...
Проект «Развитие познавательной деятельности дошкольников через использование дидактических игр математического содержания»
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого...