Презентация " Формирование образной речи как одно из условий успешного развития дошкольников"
презентация по развитию речи

Анахина Татьяна Александровна

В презентации  проиллюстрированы упражнения для знакомства дошкольников с образными формами речи и выражениями ( синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование образной речи как одно из условий успешного развития дошкольников Подготовила: Воспитатель МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 33 «Радуга» Анахина Т.А.

Слайд 2

Говорят дети: Илья (2,5 г.) только начал ходить в сад и утром плачет. Воспитатель утешает его: «Не плачь, ты же уже такой большой мальчик!» Илья, продолжая плакать: «Да, я мужчина в полном расцвете сил!» Катя (2 г. 8 м.) говорит папе: «Хочу стакан, как у тебя, а то у меня компотная чашка!» Даша (2 г. 10 м.) «Мамочка, ты очень самая!» Дима (4 г.) «Мама, пыль коварная, потому что она под ковром живет!» Маша (4,5 г.) Воспитатель спрашивает детей: «Зачем человеку нужны руки?» Маша отвечает: «Чтобы на них пальцы висели.» Ярослав (5 лет) с увлечением рисует человека, особенно прорисовывая глаза. Мама, показывая на зрачок, спрашивает: «А что это такое?» Ярослав со знанием дела: «Это точка зрения!» Глеб (6 лет) читает азбуку: - Тка-ч . Это что такое? - Это такой человек. Он ткет. - Вра-ч . А, я знаю, это такой человек, он врет!

Слайд 3

Наблюдения показывают: Речь детей, как правило, бедна, невыразительна, в ней много слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, так и в дошкольном учреждении, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи миропонимании .

Слайд 4

В жизни дети могут услышать синонимы антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи. Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение Одна из основных задач дошкольного воспитания

Слайд 5

Упражнения для формирования образной речи помогают дошкольникам Узнавать значение новых слов Определять лексическое значение слов Понимать многозначные слова Подбирать синонимы и антонимы Образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок

Слайд 6

Что мы делали? Цель : учить употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении. Воспитатель читает четверостишие, а дети выполняют соответствующие движения. Мы сначала будем хлопать, А затем мы будем топать, А сейчас мы повернемся И все вместе засмеемся. Затем дети отвечают на вопросы воспитателя: -Что мы делали сначала? (Хлопали) -А затем что мы делали? (Топали) -Что мы еще сделали? (Повернулись, засмеялись) Затем дети встают в круг, в центр которого воспитатель приглашает любого ребенка и задает ему вопросы: -Что ты сначала будешь делать? (Я буду хлопать.) -А что делает Ира? (Топает.) Далее воспитатель задает вопросы и про другие действия.

Слайд 9

Ты кто? Цель: научить правильно употреблять глаголы, называть признаки предметов. К детям приходит говорящая кукла Таня и читает стихотворение А. Барто «Козленок». Воспитатель задает детям вопросы: -О ком говорит Таня? (О козленке.) -Что она о нем рассказала? (Ответы.) -Что Таня делала? (Читала стихи, рассказывала.) -Что она сейчас делает? (Сидит, молчит.) -Как вы думаете, что Таня умеет делать? (Ответы.) -А вы что умеете делать? (Рисовать, играть, мыть посуду.)

Слайд 10

Воспитатель раздает детям картинки с другими животными и предлагает представить себя этим животным. После того, как дети рассмотрели картинки, воспитатель задает вопросы. -Ты кто? (Собачка, слоненок, волчонок, тигренок и т.д.) -Какой ты, тигренок? (Полосатый, пушистый, красивый.) -Что ты умеешь делать? (Рычать, играть, прыгать.) Таким образом опрашиваются все дети. В случае затруднения, воспитатель привлекает к ответам других детей.

Слайд 15

Таня веселая и грустная Цель: научить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. Воспитатель: -Пришла Таня с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и… (заплакала, загрустила). Если Таня грустит, какая она? (грустная, печальная, расстроенная). Если Таня грустная, она … (грустит, плачет). А если она расстроенная? (расстраивается). Печальная? (печалится). Раздается стук в дверь. Воспитатель: -Это котенок! Что он сделал? (вернулся). Сначала он… (убежал), а потом (вернулся). Посмотрите на Таню. Она сразу… (развеселилась, обрадовалась). Если она развеселилась, то какая она стала? (веселая). Если Таня обрадовалась, то какая она стала? (радостная). Придумайте рассказ о Тане, о том, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.

Слайд 18

Найди ручку Цель: научить составлять предложения со словом ручка , употребляя его в разных значениях. Дети отвечают на вопросы, которые задает воспитатель, заканчивают начатые им предложения. Таня начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (рукой, ручкой). А за что она держит утюг? (за ручку). У меня рука большая, а у Тани? (маленькая). Как мы называем ласково детскую руку? (ручка). Какие еще предметы называют словом ручка ? (которыми пишут). А теперь объясните, что я буду делать? ( Кладет ручку на стол, берет чашку и держит ее за ручку ). (кладете, берете, держите). Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома? (ручка у двери, у сумки, у сковородки, холодильника, шкафа и т.д.) Заканчивайте предложения, которые я начну. Ручкой можно… (писать). Ручку можно на стол… (положить). За ручку можно чашку… (держать, брать, взять). Для чего нужна ручка? (ответы).

Слайд 20

Найди ножку Цель: научить составлять предложения со словом ножка , помогать осмыслить разные значения этого слова. Кукла Таня говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка». Воспитатель: -А теперь скажите, что мы называем словом «ножка»? (ножка стула, стола, дивана, шкафа; ножка куклы). -Скажите про ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У грибов ножки бывают толстые и тонкие). -Кто больше назовет предметов, у которых есть ножка?

Слайд 22

Почему так называют Цель: объяснить происхождение (этимологию) некоторых слов. Воспитатель: Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я … (подосиновик). Воспитатель: вспомните как называется цветок, который растет под снегом? (подснежник). Почему шапку называют ушанкой? (Она надевается на уши). Откуда появилось слово снегопад? (Снег падает).

Слайд 25

Какой, какая, какое? Цель: научить подбирать определения к предмету, явлению. Воспитатель называет какой-либо предмет, а дети по очереди – как можно больше признаков, которые присущи данному предмету. - пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. - резиновый, круглый, большой, цветной. - вкусное, сладкое, сочное, круглое, красное.

Слайд 27

Угадай и нарисуй Цель: научить рисовать предмет по словесному описанию отдельных его частей. В гости к детям приходит Карлсон с чудесным мешочком. Говорит, что в нем лежат разные интересные предметы, про которые он сейчас будет загадывать загадки. Дети должны их отгадать и нарисовать эти предметы. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, да и то на спине.

Слайд 28

На спинке иголки. Длинные и колкие, А свернется он в клубок – Нет ни головы, ни ног. Красный нос в землю врос, А зеленый нос снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. Примечание: следует предлагать детям от одной до пяти загадок на одну тему или на разные темы. Загадки можно брать из книги: Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки», М., 1985.

Слайд 29

Назови ласково Цель: научить подбирать в уменьшительно-ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки. Воспитатель: Вас зовут по разному: Лена, Саша, Алеша, Оля… Можно еще называть вас ласково: Лена, Леночка, Ленуля , Аленушка , Ленуся . Все это одинаковые по значению слова, только ласковые. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть животное или человека, а вы говорите ласковые слова. - ЗАЯЦ - зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка . - БАБУШКА – бабулечка , бабуля, бабуленька.

Слайд 30

- МАМА – мамочка, маменька, мамуля, матушка. - ЛИСА – лисичка, лисонька. - ДОЧЬ – дочка, доченька, дочурка.

Слайд 31

Какое что бывает Цель: научить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу: сравнивать предметы; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: ЗЕЛЕНЫМ – огурец, крокодил, листья, трава, ель, краска, нитки. ШИРОКИМ - река, дорога, лента, бульвар, улица. НОВЫМ - шуба, валенки, платье, пальто, игрушка, дом. МАЛЕНЬКИМ – котенок, мышка, лисенок, хомячок, брат. ВКУСНЫМ - конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное. ПУШИСТЫМ - белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф. ХОЛОДНЫМ - снег, лед, погода, ветер, зима, мороженое. ВЫСОКИМ - дом, башня, небоскреб, человек, потолок. КРУГЛЫМ - мяч, апельсин, яблоко, глаза, помидор.

Слайд 32

Что умеют делать звери Цель: научить составлять словосочетания. Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением данного зверя. Примерные варианты рассказа. Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы: орехи собираю, грибы сушу. Я медведь. Вперевалочку хожу, мед ищу, ульи ворошу.

Слайд 33

Я рыба. Плаваю. Я кошка. Бегаю и прыгаю. Люблю молоко и рыбу. Я заяц. Быстро скачу. Люблю грызть морковку. Я собака. Дом сторожу. На охоту хожу, на коврике сплю.

Слайд 35

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Уверены: развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакты даже в незнакомом обществе.

Слайд 36

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...

Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»

Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»...

Правильная речь как одно из условий успешного обучения в школе

Хорошая, развитая речь - это основа успешного обучения в школе. Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче он овладеет в школе чтением и письмом....

«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»

В материале уделяется большое внимание применению игровой технологии для развития мелкой моторики рук, направленное на обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста....