Презентация " Формирование образной речи как одно из условий успешного развития дошкольников"
презентация по развитию речи
В презентации проиллюстрированы упражнения для знакомства дошкольников с образными формами речи и выражениями ( синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говорят дети: Илья (2,5 г.) только начал ходить в сад и утром плачет. Воспитатель утешает его: «Не плачь, ты же уже такой большой мальчик!» Илья, продолжая плакать: «Да, я мужчина в полном расцвете сил!» Катя (2 г. 8 м.) говорит папе: «Хочу стакан, как у тебя, а то у меня компотная чашка!» Даша (2 г. 10 м.) «Мамочка, ты очень самая!» Дима (4 г.) «Мама, пыль коварная, потому что она под ковром живет!» Маша (4,5 г.) Воспитатель спрашивает детей: «Зачем человеку нужны руки?» Маша отвечает: «Чтобы на них пальцы висели.» Ярослав (5 лет) с увлечением рисует человека, особенно прорисовывая глаза. Мама, показывая на зрачок, спрашивает: «А что это такое?» Ярослав со знанием дела: «Это точка зрения!» Глеб (6 лет) читает азбуку: - Тка-ч . Это что такое? - Это такой человек. Он ткет. - Вра-ч . А, я знаю, это такой человек, он врет!
Наблюдения показывают: Речь детей, как правило, бедна, невыразительна, в ней много слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, так и в дошкольном учреждении, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи миропонимании .
В жизни дети могут услышать синонимы антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи. Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение Одна из основных задач дошкольного воспитания
Упражнения для формирования образной речи помогают дошкольникам Узнавать значение новых слов Определять лексическое значение слов Понимать многозначные слова Подбирать синонимы и антонимы Образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок
Что мы делали? Цель : учить употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении. Воспитатель читает четверостишие, а дети выполняют соответствующие движения. Мы сначала будем хлопать, А затем мы будем топать, А сейчас мы повернемся И все вместе засмеемся. Затем дети отвечают на вопросы воспитателя: -Что мы делали сначала? (Хлопали) -А затем что мы делали? (Топали) -Что мы еще сделали? (Повернулись, засмеялись) Затем дети встают в круг, в центр которого воспитатель приглашает любого ребенка и задает ему вопросы: -Что ты сначала будешь делать? (Я буду хлопать.) -А что делает Ира? (Топает.) Далее воспитатель задает вопросы и про другие действия.
Ты кто? Цель: научить правильно употреблять глаголы, называть признаки предметов. К детям приходит говорящая кукла Таня и читает стихотворение А. Барто «Козленок». Воспитатель задает детям вопросы: -О ком говорит Таня? (О козленке.) -Что она о нем рассказала? (Ответы.) -Что Таня делала? (Читала стихи, рассказывала.) -Что она сейчас делает? (Сидит, молчит.) -Как вы думаете, что Таня умеет делать? (Ответы.) -А вы что умеете делать? (Рисовать, играть, мыть посуду.)
Воспитатель раздает детям картинки с другими животными и предлагает представить себя этим животным. После того, как дети рассмотрели картинки, воспитатель задает вопросы. -Ты кто? (Собачка, слоненок, волчонок, тигренок и т.д.) -Какой ты, тигренок? (Полосатый, пушистый, красивый.) -Что ты умеешь делать? (Рычать, играть, прыгать.) Таким образом опрашиваются все дети. В случае затруднения, воспитатель привлекает к ответам других детей.
Таня веселая и грустная Цель: научить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. Воспитатель: -Пришла Таня с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и… (заплакала, загрустила). Если Таня грустит, какая она? (грустная, печальная, расстроенная). Если Таня грустная, она … (грустит, плачет). А если она расстроенная? (расстраивается). Печальная? (печалится). Раздается стук в дверь. Воспитатель: -Это котенок! Что он сделал? (вернулся). Сначала он… (убежал), а потом (вернулся). Посмотрите на Таню. Она сразу… (развеселилась, обрадовалась). Если она развеселилась, то какая она стала? (веселая). Если Таня обрадовалась, то какая она стала? (радостная). Придумайте рассказ о Тане, о том, как она сначала была грустной, а потом веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю про Таню.
Найди ручку Цель: научить составлять предложения со словом ручка , употребляя его в разных значениях. Дети отвечают на вопросы, которые задает воспитатель, заканчивают начатые им предложения. Таня начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (рукой, ручкой). А за что она держит утюг? (за ручку). У меня рука большая, а у Тани? (маленькая). Как мы называем ласково детскую руку? (ручка). Какие еще предметы называют словом ручка ? (которыми пишут). А теперь объясните, что я буду делать? ( Кладет ручку на стол, берет чашку и держит ее за ручку ). (кладете, берете, держите). Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома? (ручка у двери, у сумки, у сковородки, холодильника, шкафа и т.д.) Заканчивайте предложения, которые я начну. Ручкой можно… (писать). Ручку можно на стол… (положить). За ручку можно чашку… (держать, брать, взять). Для чего нужна ручка? (ответы).
Найди ножку Цель: научить составлять предложения со словом ножка , помогать осмыслить разные значения этого слова. Кукла Таня говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка». Воспитатель: -А теперь скажите, что мы называем словом «ножка»? (ножка стула, стола, дивана, шкафа; ножка куклы). -Скажите про ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите. (У стула сломалась ножка. У стола ножки крепкие. У грибов ножки бывают толстые и тонкие). -Кто больше назовет предметов, у которых есть ножка?
Почему так называют Цель: объяснить происхождение (этимологию) некоторых слов. Воспитатель: Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я … (подосиновик). Воспитатель: вспомните как называется цветок, который растет под снегом? (подснежник). Почему шапку называют ушанкой? (Она надевается на уши). Откуда появилось слово снегопад? (Снег падает).
Какой, какая, какое? Цель: научить подбирать определения к предмету, явлению. Воспитатель называет какой-либо предмет, а дети по очереди – как можно больше признаков, которые присущи данному предмету. - пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. - резиновый, круглый, большой, цветной. - вкусное, сладкое, сочное, круглое, красное.
Угадай и нарисуй Цель: научить рисовать предмет по словесному описанию отдельных его частей. В гости к детям приходит Карлсон с чудесным мешочком. Говорит, что в нем лежат разные интересные предметы, про которые он сейчас будет загадывать загадки. Дети должны их отгадать и нарисовать эти предметы. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, да и то на спине.
На спинке иголки. Длинные и колкие, А свернется он в клубок – Нет ни головы, ни ног. Красный нос в землю врос, А зеленый нос снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. Примечание: следует предлагать детям от одной до пяти загадок на одну тему или на разные темы. Загадки можно брать из книги: Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки», М., 1985.
Назови ласково Цель: научить подбирать в уменьшительно-ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки. Воспитатель: Вас зовут по разному: Лена, Саша, Алеша, Оля… Можно еще называть вас ласково: Лена, Леночка, Ленуля , Аленушка , Ленуся . Все это одинаковые по значению слова, только ласковые. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть животное или человека, а вы говорите ласковые слова. - ЗАЯЦ - зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка . - БАБУШКА – бабулечка , бабуля, бабуленька.
- МАМА – мамочка, маменька, мамуля, матушка. - ЛИСА – лисичка, лисонька. - ДОЧЬ – дочка, доченька, дочурка.
Какое что бывает Цель: научить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу: сравнивать предметы; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: ЗЕЛЕНЫМ – огурец, крокодил, листья, трава, ель, краска, нитки. ШИРОКИМ - река, дорога, лента, бульвар, улица. НОВЫМ - шуба, валенки, платье, пальто, игрушка, дом. МАЛЕНЬКИМ – котенок, мышка, лисенок, хомячок, брат. ВКУСНЫМ - конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное. ПУШИСТЫМ - белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф. ХОЛОДНЫМ - снег, лед, погода, ветер, зима, мороженое. ВЫСОКИМ - дом, башня, небоскреб, человек, потолок. КРУГЛЫМ - мяч, апельсин, яблоко, глаза, помидор.
Что умеют делать звери Цель: научить составлять словосочетания. Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением данного зверя. Примерные варианты рассказа. Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы: орехи собираю, грибы сушу. Я медведь. Вперевалочку хожу, мед ищу, ульи ворошу.
Я рыба. Плаваю. Я кошка. Бегаю и прыгаю. Люблю молоко и рыбу. Я заяц. Быстро скачу. Люблю грызть морковку. Я собака. Дом сторожу. На охоту хожу, на коврике сплю.
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Уверены: развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакты даже в незнакомом обществе.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...
«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...
Педагогический совет "Сюжетно- ролевая игра как одно из условий успешной социализации дошкольника"
Педагогический совет...
Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...
Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»
Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»...
Правильная речь как одно из условий успешного обучения в школе
Хорошая, развитая речь - это основа успешного обучения в школе. Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче он овладеет в школе чтением и письмом....
«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»
В материале уделяется большое внимание применению игровой технологии для развития мелкой моторики рук, направленное на обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста....