Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Анциферова Ольга Владимировна
  • Образовательная практика «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная практика

 «Пластилинография - как одно из условий успешного развития

связной речи у дошкольников»

Анциферова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ № 47 г.Канск

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев»  

В. А. Сухомлинский.

1 слайд  Уважаемые коллеги! Добрый день! В рамках конференции представляю опыт работы «Пластилинография - как одно из условий успешного развития связной речи у дошкольников»

        Мы очень много слышим и говорим о том, как важно ребенку овладеть речью как средством общения со сверстниками, взрослыми и в этом направлении ведем большую работу по формированию различных  сторон речи детей, но все же, по прежнему не можем не согласиться с тем, что проблема в  данной области есть.  

 2 слайд Руки являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

3 слайд  Прежде чем приступить к работе по пластилинографии, мной был проведен мониторинг образовательной области «Речевое развитие» у детей младшего дошкольного возраста, который показал  уровень развития связной речи детей ниже среднего.

Передо мной, как педагогом, обозначилась одна из первостепенных задач по совершенствованию моей педагогической деятельности в обеспечении таких условий в ДОУ, которые бы способствовали успешному формированию развития связной речи.  

4 слайд  На первом этапе  для решения обозначенной проблемы стала подборка и изучение методической литературы, рекомендаций по развитию речи, опыта работ коллег в данном направлении. С целью определения приемлемых и результативных форм, методов, приемов работы с дошкольниками, мною стали вводиться и апробироваться элементы разных техник, влияющих на успешное развитие мелкой моторики. На данном этапе мною был зафиксирован наивысший пик интереса и востребованности у дошкольников к нетрадиционной техники - пластилинография, которая и стала для меня основной практико-ориентированной деятельностью в работе с воспитанниками по развитию у них связной речи.

5 слайд  На втором этапе были определены цель и задачи организации и ведения кружковой деятельности в воспитательно-образовательный процесс, направленной на успешное развитие связной речи детей через использование техники пластилинографии.     

6 слайд На следующем этапе для поддержания возникшего интереса и потребностей детей наряду с традиционными методами, мною стали активно использоваться   нетрадиционные: (авторы которых представлены на слайде)

7 слайд Используя эврестическо-исследовательский метод, перед детьми ставлю задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть, дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы. Например: при обсуждении содержания сказки появляется  демонстрационная картина с присутствием сказочного персонажа из другой сказки, у детей появляется не только интерес к сказке, но и  возможность рассказать, обсудить, придумать счастливое продолжение к печальной сказки, обосновать в диалоге свое отношение к новому сказочному герою, который до этого не присутствовал в данной сказке. У ребенка не только формируется связная речь, но и обогащается активный словарь.

        В старшем возрасте с детьми можно преобразовывать, «оживлять» буквы, придумывать несуществующих животных. Таким образом, данный метод наряду с развитием связной речи у детей способствует формированию своей точки зрения, своего миропонимания.

8 слайд Следующий метод, который не только успешно использовался мною в данной технике, но и был привлекателен для дошкольников это: 

  • проблемно-поисковый.   Успехом такой деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация. 

 Например: при изучении животных Африки по инициативе детей обозначилась проблема как быстрее оказать помощь Животным, ведь Айболит не знает на чём к ним добраться? И тут дети сами предлагают пути решения, кто-то на машине, на пароходе, на животных, на ковре- самолете, а затем изображают это пластилином.

После прочтения сказки «Три поросенка» у детей        возник интерес построить прочный дом для поросят, чтобы спрятаться от волка я детям предложила разный бросовый материал, кроме того который описан в сказке (крупы, семечки, бусинки, пластилин).  Дети по своим интересам выбирают материал, рисуют дом из пластилина добавляя что- то из предложенного и  рассказывают, почему использование этого материала сделает дом прочным.      

9 слайд наглядно-словесный  

        Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилинография, делает процесс обучения более эффективным, результативным. На каждом занятии показываю детям способ выполнения задания, каждое свое действие обозначаю словом. Например: при раскатывании колбаски совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед-назад с одновременным проговариванием следующего текста: «Едет, едет паровоз - две трубы и 100 колес, чух, чух, чух, чух!

( ДЕЙСТВИЯ: прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. ПРИЗНАКИ: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д.  )

практико-игровой      

        Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая детям самим каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.   Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.

    Таким образом, при использовании  нетрадиционных методов и приемов в технике пластилинографии всегда детская деятельность насыщенная, интересная и непроизвольно влияет на продолжение ее, как в организованной, индивидуальной так и самостоятельной.

     10 слайд  С целью выявления динамики речевого развития дошкольников и оценки эффективности проводимой работы, мною была разработана технологическая карта и подобран диагностический материал на основе целевых ориентиров ФГОС ДО для детей дошкольного возраста.  

     

      11 слайд Сравнивая результаты трех лет работы в данном направлении я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными, усидчивыми. Их работы по  «пластилинографии» приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Дети стали достаточно хорошо владеть связной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.

Первыми, кто оценил успешный результат - это, конечно, родители. Они отметили, что речь у детей стала активной, возросло внимание и положительное отношение к собственной деятельности, к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками.

12 слайд Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы в рамках дня открытых дверей в ДОУ, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

13 слайд Для создания ситуации успеха воспитанники дошкольного учреждения принимают активное участие в конкурсах разного уровня.

14 слайд Также мною организована акция «Твори добро», приуроченная к тематическим, календарным праздникам и событиям, с целью развития и активизации связной речи, а также систематизации знаний, приобретенных детьми в данной техники.

15 слайд  На перспективу я вижу ту работу, которая представлена на слайде, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей  дошкольного возраста, которые в комплексе успешно влияют на речевое развитие детей и мелкую моторику. 

        Благодарю за внимание, готова услышать ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

Интеллектуальное развитие дошкольников, как одно из условий успешной социализации.

статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

Презентация " Формирование образной речи как одно из условий успешного развития дошкольников"

В презентации  проиллюстрированы упражнения для знакомства дошкольников с образными формами речи и выражениями ( синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами)....

Правильная речь как одно из условий успешного обучения в школе

Хорошая, развитая речь - это основа успешного обучения в школе. Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче он овладеет в школе чтением и письмом....