Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.
статья
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровни активности, гендерную принадлежность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.
Одним из важных условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования в детском саду выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее функций. Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровни активности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании.
Мы обогащаем среду элементами, стимулирующими игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, двигательную деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструировать, рисовать, мастерить, инсценировать, экспериментировать, разворачивать разные сюжеты игр, уединится и отдохнуть. Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Свободное пространство на полу (на ковре) дает возможность сооружать постройки из разных видов конструкторов. Столы, стулья и небольшие тумбочки переставляются в зависимости от задуманной деятельности, сюжета игры.
Для познавательного развития весь игровой и дидактический материал расположен на открытых полках, обеспечивающих легкий доступ детей. Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для экспериментальной работы: магниты, увеличительные стекла, микроскопы, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций и поделок: камешки, ракушки, пробки, палочки, всевозможные семена, а также комнатные растения и оборудование по уходу за ними.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием.
Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Для развертывания разнообразных сюжетов игр помогают новые компоненты развивающей среды: ширмы-трансформеры, коробки-трансформеры, тканевые органайзеры, съемные чехлы на стулья, плоскостные элементы и др.
Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, пакеты, проволока, куски ткани, одноразовая посуда, ленточки и т.д., которые творчески используются для решения различных игровых проблем, для изготовления творческих поделок.
В подготовительных к школе группах имеются различные материалы, способствующие подготовке к обучению грамоте, овладению математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
Для речевого развития в группе представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. На одной полке представлены авторские книги, на другой - книги о временах года, на третьей - произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, скороговорки, русские народные сказки и сказки народов мира). Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей), книжки-самоделки, любимые книжки детей, альбомы для рассматривания по изучаемым лексическим темам, книги и иллюстрации по краеведению. Разные виды театра помогают в развитии творческого потенциала детей, в самоутверждении и раскрытии своей индивидуальности.
Для художественного - эстетического развития также есть все необходимое: широкий спектр изобразительных материалов, нетрадиционные предметы для изображения, оборудование и материалы для аппликации и лепки.
Для удовлетворения двигательной активности в группах оформлены физкультурные уголки. Разнообразное физкультурное оборудование соответствует возрасту и находится в безопасном месте, способствует развитию движений малой подвижности, не провоцирует дошкольников на бег, прыжки, подвижные игры с мячом. Это всевозможные «шагайки», массажные коврики и мячики, балансиры, кегли, мат, модули и т.д. Мы обращаем внимание детей на то, что в игры большей подвижности можно играть только на улице и в физкультурном зале.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия — уголок отдыха (уединения). Он располагает к тихим беседам и раздумьям. Как правило, уголок отдыха оформлен в виде небольшой палатки. Уют создают коврик на полу, мягкие игрушки и подушки. Также этот уголок можно организовать в любом месте группы.
В дошкольных группах большое внимание уделяется формированию безопасного типа поведения в различных ситуациях. Для детей имеются различные дидактические материалы и пособия: наборы транспортных средств; макет светофора; набор дорожных знаков; дидактические игры по дорожной безопасности, по безопасности дома; книги, разнообразные альбомы с иллюстрациями (ЗОЖ, спорт, ядовитые растения, лекарственные растения, опасные животные, пожарная безопасность, скорая помощь); дидактические игры; игры на решение проблемных ситуаций в доме, в лесу, на улице, в общественных местах; плакаты по безопасности; театрализованные игры; игры для обыгрывания ситуаций; энциклопедии, журналы; индивидуальные карточки задания.
На территории детского сада имеется дорожный городок с разметками перекрестка, где дети осваивают правила дорожного движения непосредственно на практике.
Также для воспитания безопасного поведения у дошкольников используется уголок леса, где моделируются специальные ситуации по безопасности и правилам поведения в лесу: прогулка в лес, отдых в лесу, в лес по грибы по ягоды и т.д.
Спортивная площадка также обеспечивает реализацию многих задач по основам безопасности и здорового образа жизни: обогащение знаний о спорте, о спортивных снарядах, о значении физкультуры для здоровья и укрепления организма.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, мы учитываем образовательные потребности, интересы и мотивы детей, психологические основы взаимодействия участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....