Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в ДОУ»
методическая разработка по развитию речи

Логина Татьяна Викторовна

Мастер-класс знакомит педагогов ДОУ с инновационной здоровьесберегающей технологией - биоэнергопластика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в ДОУ»


Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательнообразовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей технологией-«биоэнергопластика».
2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ инновационную
здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».
3. Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с применением «биоэнергопластики».

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
                                                                                                В.А. Сухомлинский
Вводная часть.

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса).Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс

Теоретическая часть:


В настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Существует множество причин, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, некоторые ребята, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к. малыш не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Биоэнергопластика - инновационное средство развития речи дошкольников. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий

головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Что такое  биоэнергопластика?

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Практическое использование биоэнергопластики.

Поэтапное внедрение игр и упражнений по биоэнергопластике.
Этапы работы с применением биоэнергопластики

• Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
• Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки).
• Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

Особенности работы с применением биоэнергопластики.
1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например: « Волшебные перчатки», «Обезьянка», «Змейка», «Лягушка»), счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:
оптимизирует психологическую базу речи;
улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает ихирезультативность;
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении образовательной деятельности в образовательных областях «Речевое развитие». Познание», «Социально-коммуникативное».
Заключение
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психикудошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность
ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Практическая часть:
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики. 

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

Упражнение «Лошадка»

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит

на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами

согнута. Под счёт поочерёдно касаются

стола кончики пальцев и запястье.)

Творческая часть:
Предлагается педагогам самостоятельно выразить пальчиками символ (фигурку) того или иного животного или природного явления. (К примеру, легко изобразить рукой гусеницу, а потом крылья бабочки и составить из этого маленькую сценку.)

Предлагается придумать артикуляционную сказку (историю) с использованием биоэнергопластических упражнений.

Заключение

И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики.

Литература
1. Бубновский С.М. Теория и методика кинезитерапии методическое пособие/ под редакцией к.м.н. Бубновского С.М.. М.: 1998.
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011
3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001.
4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М.Сфера, 2001
5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов на тему: "Здоровьесберегающие технологии"

Мастер - класс для педагогов на тему: "Здоровьесберегающие технологии"...

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессеЗадачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие ...

Мастер-класс для педагогов «Мандало-терапия- здоровьесберегающая технология в изобразительной деятельности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов со здоровьесберегающей технологией в изобразительной деятельности дошкольников "Мандало - терапия"...

Мастер - класс для педагогов ДОО "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Мастер - класс был проведён с педагогами дошкольной образовательной организации детский сад №7 "Ягодка" с целью распространения педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технол...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....