Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»
материал по развитию речи
Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников» для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt_karta.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №37»
с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Мастер – класс
«Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»
Подготовила и провела: Калиберова Р.В.
с.Чугуевка
2019 год
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно – методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена, кругов Луллия, составления сказок по методике Джанни Родари.
Задачи:
- Познакомить педагогов с интеллект-картами, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
Актуальность: С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод интеллект – карт. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик и технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Буквально они переводятся как"карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы
Требования к составлению интеллект –карты:
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
v-В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество Интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи
Варианты составления интеллект – карт
1 вариант:
Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
Рекомендации: задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте и у вас всё получится.
Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.
Литература:
1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.
4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.
5. Сумина В.А., ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»
6. http://www.mindmap.ru/
7. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml8. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/
9. http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33
10. http://ipk74.ru/virtualcab/professional/obrazovatelnye-texnologii/intellekt-karta-kak-metodika-predstavleniya-processa-myshleniya-i-strukturirovaniya-informacii
11. http://festival.1september.ru/articles/602963/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...
Мастер класс "Интеллект карта, как средство речевого и познавательного развития детей"
Материал содержит цели и задачи, этапы работы с Интеллект картами....
Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников.
Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Мето...
Мастер-класс «Интеллект – карта, как средство речевого развития ребенка»
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...
Презентация "Интеллектуальные карты, как средство речевого развития дошкольников"
Интеллектуальная карта - это графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей. Интеллектуальные карты помогаю...
Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».
Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....
"Интелект-карта как средство речевого развития дошкольников"
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает &q...