Конспект ООД "Весна. Признаки весны"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сюлаева Людмила Николаевна

Для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) от 6 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

в группе компенсирующей направленности

(задержка психического развития) 

для детей от 6 до 7 лет

 

 Выполнила:

Сюлаева Людмила Николаевна, учитель-дефектолог

                                                               Муниципального бюджетного дошкольного

                                                      образовательного учреждения детский сад № 37

                                                                          города Кузнецка Пензенской области

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее признаках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить представления  детей о времени года – весна, называть характерные признаки;

- познакомить со свойствами снега;

- закрепить правильное произношение звуков З, Ж;

- закрепить знания о временах года.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать речевую деятельность детей;

- активизировать словарь по теме «Весна»;

- закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи;

- развивать зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление, связную речь;

- развивать целостность восприятия (составлять целое из частей);

- развивать прослеживающую функцию глаза, глазомер, зрительно – двигательную координацию;

- способствовать развитию межполушарного взаимодействия;

- формировать навык самоконтроля, самооценки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение выполнять коллективные действия;

- воспитывать навыки межличностного общения, доброжелательного отношения друг к другу;

- закреплять правила поведения на воде в весенний период времени  года.

Предварительная работа:

  • наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке;
  • знакомство со свойствами снега;
  • разучивание физкультминутки «На весенней лужайке»;

Оборудование: видео-иллюстрация «Весенний альбом», автор: Есипова Л. М.; предметные картинки: солнце, облака, скворечник, весеннее дерево, летнее дерево, тающий снеговик, снегири, осенние листья, подснежник, первоцвет, гриб, снежинки; трафареты бабочек по количеству детей; акварельные краски; дидактическая игра «Когда это бывает?»; поднос со снегом.

п/п

Этапы занятия, цель, продолжительность этапов

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

I.

Организационный момент.

Введение в тему.        (3 мин.)

 

Цель: создать положительный настрой на занятие, заинтересовать детей;

озвучить проблему, которую дети будут решать.

 1. Учитель-дефектолог: «Я раскрываю почки,

 В зелёные листочки деревья одеваю.

 Посевы поливаю, движения полна.

 Зовут меня …»  (Весна).

И я предлагаю вам посмотреть фильм об этом времени года и вспомнить    признаки весны.

(Просмотр видео-иллюстрации «Весенний альбом»).

2. Просмотр и обсуждение видеофильма «Весна».

- После какого времени года наступает весна?

- Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

- Каким стало солнце?

- Какой день весной?

- Что происходит с птицами и животными?

Дети рассаживаются полукругом перед экраном.

Дети отвечают на вопросы, вспоминают признаки весны: весна наступает после зимы; первый месяц весны – март, второй – апрель, третий – май; весной солнце светит ярче, его лучи греют сильнее, на улице становится теплее; птицы возвращаются из тёплых краёв, вьют гнёзда, откладывают яйца, из которых затем появляются птенчики; животные просыпаются после зимы.

II

Основная часть   (25 мин.)

Цель: активизировать словарный запас по теме; настроить детей на проведение эксперимента со снегом;

закрепить имеющиеся знания.

1. Экспериментально-опытная работа (2 мин.)

(Стук в дверь. Входит Снеговик).

Снеговик: Он не мал и не велик,

                  Снежно белый снеговик.

                  У него морковкой нос,

                  Очень любит он мороз,

                  В стужу, он не замерзает.

                  А весна приходит – тает.

                  Что же делать, как же быть?

                  Как его нам сохранить?

                  Может белый холодильник,

                  Для снеговика купить?

- Дети, я вам принёс снег, чтобы вы его сохранили для меня.

- Какой снег?

- Что происходит со снегом весной?

- Почему я боюсь, что я растаю?

Учитель-дефектолог:  Разве мы сможем сохранить снег в группе?

Давайте проверим. Для этого мы поставим чашку со снегом на стол. И через некоторое время посмотрим, изменилось что-нибудь или нет.

 

Дети отвечают на вопросы, вспоминают

свойства снега: снег холодный, белый, пушистый.

Когда снег нагревается, он тает.

Весной солнце пригревает, на улице становится тепло и снег тает.

Снеговик сделан из снега, когда станет тепло, он растает.

Дети высказывают своё мнение, пытаются обосновать свои ответы: в группе снег сохранить нельзя, потому что в группе тепло и снег растает.

2. Игра «Выложи весеннюю картинку» (3 мин.)

Цель: закрепить умение локализовывать нужный предмет из множества; составлять целостное изображение сюжетной картинки.

Детям предлагается рассмотреть предметные картинки с изображением солнца, облака, скворечника, весеннего дерева, летнего дерева, тающего снеговика, снегири, осенних листьев, подснежника, первоцвета, гриб, снежинок. Дефектолог даёт задание: найти картинки с изображением признаков весны и составить из них на фланелеграфе сюжетную картинку.

Дети выбирают из множества предметные картинки с изображением признаков весны: птица, солнце, облако,  подснежник, тающий снеговик, скворечник. Затем  выкладывают на фланелеграфе коллективную сюжетную картинку.

3. Динамическая пауза «На весенней лужайке»

(2 мин.)

Цель: развивать координацию движений, слуховое внимание, совершенствовать общую моторику.

«На лужайке поутру мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре – раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.

Становитесь в круг опять – будем в солнышко    

                                                                           играть.            

Мы – весёлые лучи, мы резвы и горячи».

Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения. У них вырабатываются чёткие, координированные движения во взаимосвязи с речью. Снимается усталость, напряжение.

   

4. Фонетическая зарядка (2 мин.)

Цель: развивать фонематическое восприятие, силу голоса.

Учитель-дефектолог: Каких насекомых можно

встретить на весенней    лужайке?

Отгадайте загадки.

«Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе  кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь».

Давайте пожужжим, как большой жук: ж-ж-ж (громко); как маленький жучок: ж-ж-ж (тихо).

                                        «Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит».

Давайте позвеним, как маленький комарик: з-з-з (тихо); как большой комар: з-з-з (громко).

Дети вспоминают насекомых: бабочка, жук, кузнечик, комар.

Произносят заданные звуки в соответствии с текстом (громко – тихо).

5. Продуктивная деятельность. Рисование с использованием элементов ТРИЗ (рисование пальчиком) (10 мин.)

Цель: развивать фантазию детей.

 «Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел».

- Какого цвета могут быть крылья у бабочек?  

Посмотрите, к  нам прилетели бабочки с белыми крылышками.

Давайте поможем этим бабочкам стать красивыми.

Дети предлагают свои варианты цветов: красный, синий, жёлтый, оранжевый. Берут трафареты бабочек. Затем рассматривают образцы рисунков. Дети говорят о том, какого бы цвета они хотели сделать своих бабочек. Вместе с педагогом вспоминают методику рисования пальчиком. Выполняют свои работы.

 

6. Работа на офтальмотренажёре (2 мин.)

Упражнение для глаз «Проследи путь бабочки».

Цель: укрепить глазные мышцы, снять с них напряжение.

Дети следят глазами за указкой, которая показывает путь бабочки. Затем прослеживают путь бабочки самостоятельно.

 

 

7. Подведение итога опытно-экспериментальной работы  (2 мин.)

Цель: подвести детей к правильному выводу экспериментальной работы.

- Дети, мы забыли про снег, который принёс Снеговик.

- Где же он?

- Что с ним случилось?  

- Почему он растаял?

Правильно, снег всегда тает, когда становится тепло. В нашей группе тоже тепло, поэтому снег и растаял. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Снег тает и превращается в воду.

Дети отвечают на вопросы, делают общий вывод о том, почему растаял снег: снег, который принёс снеговик растаял, он превратился в воду. Снег растаял потому, что в группе тепло.

8. Игра «Когда это бывает?» (2 мин.)

Цель: закрепить знания детей о временах года.

Дефектолог предлагает детям по очереди рассмотреть картинки с изображением весны, лета, осени и зимы.

Дети называют время года, которое изображено на предложенной картинке.

III.

Итог занятия   (2 мин.)

Цель: подвести итог занятия, определить его результативность.

 

  Дефектолог подводит итоги занятия. Спрашивает детей, что больше всего им понравилось делать на занятии.

 

Дети слушают дефектолога, высказываются, что им понравилось на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Признаки весны"

Занятие знакомит детей с признаками весны, развивает связную речь, развивает восприятие....

Конспект занятия в средней группе "Весна. Признаки весны"

Итоговое занятие по аппликации в средней группе пе теме "Весна. Признаки весны"...

Конспект НОД "Признаки весны"

Занятие -Квест на улице. Была сделана карта, продуманн маршрут, с остановками на местах где прослеживались признаки весны( почки, насекомые, первые цветы, кучевые облака)...

конспект занятия "Признаки весны"

конспект занятия "Признаки весны"...

Конспект занятия "Признаки весны"

Цель: обобщить и закрепить с детьми знания о характерных признаках ранней весны.Задачи:           Задачи интегрируемых образовательных областей.Образо...

Конспект занятия "Признаки весны"

Конспект занятия в логопедической группе по теме "Признаки весны"...