Уголок развития мелкой моторики в группе раннего возраста ДОУ
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Никитина Анна Владимировна

Материал может быть полезен воспитателям ДОУ детей раннего возраста в организации и оснащении уголка развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_razvitiya_melkoy_motoriki_dlya_sayta.docx132.4 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок развития мелкой моторики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами место и предназначен для:

- формирования координации движений пальцев и кистей рук;

- стимуляции речевых и мыслительных центров головного мозга;

- развития памяти и связной речи;

- обогащения словарного запаса;  

- развития творческих способностей

Принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • эстетичность;
  • соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Содержание уголка:

  1. Теоретический материал:

- Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры»

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и гимнастик;

- Музыкальные СD - диски с музыкой и песнями для пальчиковой гимнастики.

2. Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук

  • Шнуровки

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

  • Вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
  • Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
  • Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
  • Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
  • Сенсорные лабиринты. Лабиринт развивает координацию, мелкую моторику. Наблюдение за движением предмета по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз.
  • Сортеры.  Это предмет с отверстиями различной формы, в эти отверстия нужно сложить подходящие к нему фигуры.
  • Паззлы. Помогают развитию логического мышления и координации рук ребёнка. Детские паззлы – большие и состоят из небольшого (4-6-10) количества элементов.

  • Биззиборд.   Развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.
  1. Народные игрушки: матрешки, волчки.

Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.

Дети на занятиях с матрешками  осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).

Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).

Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

  1. Пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра которая:
  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения;
  • знакомит с элементарными математическими понятиями;

  1. Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
  2. Бытовые материалы: прищепки, крышечки, пуговицы, липучки, платки, шарфы, крупные бусины (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков). Игры с бытовыми материалами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
  3. Предметы для массажа рук (массажеры, мячики)

Все эти игры должны находиться в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом детям следует объяснять, показывать, рассказывать, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация в родительский уголок « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Информация в родительский уголок« Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»...

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики в группах раннего возраста по методике Янушко Е.А.

Развитие  мелкой моторики  в  группах раннего  возраста по методике Янушко Е.А....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста «Пальчиковые игры с Дашей»

Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук....

Конспект нод по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста на тему: «Играем с зайкой»

Тема: «Играем с зайкой» »Цель: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию....

«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей группы раннего возраста»

Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики ранний возраст....

Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста (дети 2-3 лет)

Развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет...

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста «Наши пальчики играют»

Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук...