Уголок развития мелкой моторики в группе раннего возраста ДОУ
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
Материал может быть полезен воспитателям ДОУ детей раннего возраста в организации и оснащении уголка развития мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_razvitiya_melkoy_motoriki_dlya_sayta.docx | 132.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Уголок развития мелкой моторики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами место и предназначен для:
- формирования координации движений пальцев и кистей рук;
- стимуляции речевых и мыслительных центров головного мозга;
- развития памяти и связной речи;
- обогащения словарного запаса;
- развития творческих способностей
Принципы организации уголка:
- доступность;
- безопасность;
- эстетичность;
- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Содержание уголка:
- Теоретический материал:
- Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и гимнастик;
- Музыкальные СD - диски с музыкой и песнями для пальчиковой гимнастики.
2. Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук
- Шнуровки
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
- Вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
- Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
- Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
- Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
- Сенсорные лабиринты. Лабиринт развивает координацию, мелкую моторику. Наблюдение за движением предмета по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз.
- Сортеры. Это предмет с отверстиями различной формы, в эти отверстия нужно сложить подходящие к нему фигуры.
- Паззлы. Помогают развитию логического мышления и координации рук ребёнка. Детские паззлы – большие и состоят из небольшого (4-6-10) количества элементов.
- Биззиборд. Развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.
- Народные игрушки: матрешки, волчки.
Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
- Пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра которая:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- знакомит с элементарными математическими понятиями;
- Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
- Бытовые материалы: прищепки, крышечки, пуговицы, липучки, платки, шарфы, крупные бусины (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков). Игры с бытовыми материалами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
- Предметы для массажа рук (массажеры, мячики)
Все эти игры должны находиться в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом детям следует объяснять, показывать, рассказывать, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация в родительский уголок « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Информация в родительский уголок« Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»...
Педагогическая работа по развитию мелкой моторики в группах раннего возраста по методике Янушко Е.А.
Развитие мелкой моторики в группах раннего возраста по методике Янушко Е.А....
Конспект занятия по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста «Пальчиковые игры с Дашей»
Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук....
Конспект нод по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста на тему: «Играем с зайкой»
Тема: «Играем с зайкой» »Цель: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию....
«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей группы раннего возраста»
Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики ранний возраст....
Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста (дети 2-3 лет)
Развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет...
Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста «Наши пальчики играют»
Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук...