Развиваем лексико-грамматический строй речи
тренажёр по развитию речи (подготовительная группа)
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведётся по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
· активизация и обогащение словаря по теме; · описание предметов, особенностей строения;
· называние действий с данными по теме предметами; · называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки. 2. Формирование грамматических представлений:
· упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
· упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
· употребление предлогов; · составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 578.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ВЕСНА, ПРИЗНАКИ, МЕСЯЦЫ
Вот и дождались мы самых первых весенних проталин! Радостно подмечаем робкие знаки, которые посылает нам уральская капризная весна! ПОГОВОРИТЕ с ребенком о том, какое время года наступило, во время прогулки обратите внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
НАЗОВИТЕ весенние месяцы: март, апрель, май. Какой сейчас месяц? Какой будет за ним?
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ в природе по сравнению с зимой: день стал длиннее или короче? Погода стала теплее или холоднее? Каким стал снег, его больше или меньше? Были ли зимой сосульки? Ручейки и лужи? Как ведут себя птицы? Домашние животные? Комнатные растения?
РАССКАЖИТЕ ребенку об изменениях в жизни диких животных, о прибавлении в их семействах, заодно вспомните названия детенышей диких и домашних животных.
Как изменились одежда и обувь людей ранней весной? Что ты снял и что надел? Нравится ли ребенку это время года, почему? (выслушайте ответ, предложите свой вариант).
ПОИГРАЙТЕ в игру на внимание «Это правда или нет?».
Взрослый говорит фразу, а ребенок должен согласиться или опровергнуть ее, объяснив свой ответ.
Весной мы встречаем Новый год. Весной тает снег, бегут ручьи. Ранней весной дети купаются в реке. Скоро прилетят из теплых стран перелетные птицы. Сегодня мы наденем валенки. На деревьях весной желтеют листья.
ТРАНСПОРТ
Настало время поговорить обо всем, что помогает человеку передвигаться по воде, земле, воздуху и даже под землей. Любимая тема наших мальчишек!
ПОНАБЛЮДАЙТЕ с ребенком на улице за движением транспорта, рассмотрите картинки с изображением различных транспортных средств.
РАССКАЖИТЕ ребенку, что транспорт бывает разных видов: наземный, воздушный, водный, подземный. Вместе с ребенком назовите по нескольку примеров каждого вида транспорта.
ВАЖНО умение выделять части из целого: попросите ребенка назвать части грузового автомобиля, корабля, самолета (кабина, кузов, колесо, руль, сиденье, бампер, якорь, крыло, хвост, винт, иллюминатор, шасси).
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – их знание необходимо нашим детям. ПОВТОРИТЕ с ребенком название, очередность и значение сигналов светофора.
Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно.
Желтый свет – предупрежденье,
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
ПРОФЕССИИ на транспорте: вспомните и назовите людей, благодаря которым транспорт работает. Кто водит трамвай? Кто продает билеты в автобусе? Кто управляет самолетом? Поездом? Кораблем? Кто проверяет билеты? Кто регулирует движение транспорта, особенно, если сломался светофор?
НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ
.
РАССМОТРИТЕ с ребенком на улице (в интернете, в журналах) насекомых: пчелу, шмеля, муравья, кузнечика, стрекозу, гусеницу, бабочку, божью коровку, муху, комара, паука, клеща, жуков.
РАССКАЖИТЕ ребенку, пользу или вред они приносят.
УЧИТЕ ребенка бережному отношению к природе: не ловить насекомых ради забавы, не убивать.
ОБСУДИТЕ внешний вид насекомых: у всех насекомых 6 ног (кроме паука – у него 8 ног), есть голова, грудь и брюшко, усики. У некоторых есть крылья. Рассмотрите окраску, объясните, для чего у многих насекомых она яркая (предостерегающая).
РАССКАЖИТЕ о пользе, которую приносят многие насекомые: муравей – санитар леса, работяга. Пчела – лечит людей (мед и пчелиный яд). Божья коровка уничтожает вредную тлю – губителя смородины и малины. Бабочки и шмели – опыляют многие деревья и кустарники, поля и сады. О вредных насекомых: муха – разносчик микробов, клещ- его слюна источник тяжелых болезней, майский жук (его личинки) – уничтожители корней растений и т.д.
ПОИГРАЙТЕ:
· «летает – не летает»: взрослый называет насекомых, ребенок отгадывает, летает это насекомое или нет;
∙ «сосчитай-ка до 5»: согласование числительных и существительных: один кузнечик, два кузнечика,…, пять кузнечиков и т.д.
· Что правильно? Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. Бабочка поймана девочкой. Девочка поймана бабочкой.
Поиграем
материал по словообразованию и словоизменению.
* Игра "Назови ласково".
Стихотворение "Одуванчик".
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик - первый, молодой.
У него красивый золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
.
Из каких цветов составлен букет? - Следите за окончаниями существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...