План по самообразованию педагога на тему: "Сенсорное развитие детей младшего возраста 2 – 3 лет с помощью дидактических игр"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Самобразование Сенсорное развитие детей младшего возраста 2 – 3 лет с помощью дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saobrazovanie_sensornoe_razvitie_detey_mladshego_vozrasta_2_-_3_let_s_pomoshchyu_didakticheskih_igr.docx | 23.14 КБ |
kons_sentyabr.docx | 96.82 КБ |
kons_oktyabr.docx | 189.51 КБ |
kons_dekabr.docx | 76 КБ |
kons_yanvar.docx | 206.89 КБ |
kons._fevral.docx | 528.29 КБ |
kons_aprel.docx | 222.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского городского округа
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Индивидуальный план по самообразованию
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста 2 – 3 лет с помощью дидактических игр»
Разработала воспитатель:
Царёва Руслана Ивановна
Первая младшая группа
Пушкино, 2020-2021
Введение
«Самые далеко идущие успехи науки
и техники рассчитаны не только
на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания, окружающего", - говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет с помощью дидактических игр».
Перспективный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет с помощью дидактических игр на 2020- 2021 учебный год
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие
будет обуславливаться возрастом ребенка.
Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей младшего возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию.
- совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех
органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
- приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Месяц | Работа с детьми | Форма работы | Работа с родителями |
Сентябрь | Дидактические игры на развитие тактильных ощущений; Игры на развитие моторики рук | - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» | Проведение Консультации на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» |
Октябрь | Дидактические игры на закрепление цвета | - «Какого цвета не стало?» - «Поле чудес» - «Собери гирлянду» | Консультация на тему: «Значение сенсорного воспитания» |
Ноябрь | Дидактические игры для закрепления понятия формы, правильное соотнесение нескольких предметов с геометрическими образцами | - «Какая фигура лишняя?» - «Катится- не катится» | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала |
Декабрь | Дидактические игры на закрепления понятия величины | - «Сравни предметы по высоте» - «Построй дорожку» | Оформление письменных Консультаций в родительском уголке по теме : «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» |
Январь | Упражнения на развитие и закрепление тактильных ощущений | - «Найди пару» - «Бирюльки» - «Сделаем кукле бусы» | Беседа на тему: «Игра – спутник детства» |
Февраль | Упражнения на закрепление цвета | - «Волшебные лепестки» - «Цветные жалюзи» | Консультация на тему: «Сущность дидактических игр» |
Март | Упражнения на закрепления понятия величины | - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» | Буклет: «Дидактические игры для развития сенсорики» |
Апрель | Упражнения для закрепления понятия формы | - «Разложи фигурки по домикам» - «Найди предмет такой же формы» | Беседа на тему: «Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию детей» |
Май | Игры на слуховое восприятие | - «Шумящие коробочки» - «Определяем музыкальный инструмент» | Выставка на тему: «Дидактические игры нашей группы» |
Вывод: Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
Список использованной литературы:
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
- Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988;
- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
- Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
- Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
- «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
- Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
- Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
- Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 — 3 лет» ТЦ М. 2011.
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Консультация на тему:
Выполнила воспитатель:
Царёва Руслана Ивановна
Первая младшая группа
Пушкино, 2020
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет.
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.
Дидактические пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Консультация на тему:
«Значение сенсорного воспитания»
Выполнила воспитатель:
Царёва Руслана Ивановна
Первая младшая группа
Пушкино, 2020
Быть родителями - одно из самых важных занятий в мире. Именно родители становятся первыми и самыми лучшими воспитателями.
Любовь, понимание понятия «детство», знание каждого периода развития ребенка делают ребенка счастливым. Ж. Ж. Руссо сказал «Любите детство: будьте внимательны к играм и забавам ребенка, к его милому инстинкту».
Ребенок - это маленький исследователь. Он наделен такими возможностями, которые есть только у ребенка. Он всем телом впитывает в себя всю информацию, как губка. У него есть внутренние помощники, которые помогают ребенку развиваться. Главное - создать определенную среду и свободу выбора в ней, чтобы ребенок мог себя в ней познать.
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д., вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.). Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.). Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.
Возьмите на заметку:
• Позвольте ребенку самому выбирать игрушку, не настаивая, но направляя
• Обращайте внимание на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
• Делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов. Например, из игрушек отобрать круглые и квадратные.
• Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
• Если ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
• Обращайте внимание на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
•Слушайте разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Консультация на тему:
«Значение дидактической игры в жизни ребёнка»
Выполнила воспитатель:
Царёва Руслана Ивановна
Первая младшая группа
Пушкино, 2020
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя. С помощью дидактических игр педагог осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.
Структурные компоненты дидактической игры. Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний. Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания, общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные вначале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Роль дидактических игр:
1) являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;
2) выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
3) развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
4) развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
5) формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
6) воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
7) свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;
8) способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Беседа на тему:
«Игра - спутник детства»
Выполнила воспитатель:
Царёва Руслана Ивановна
Первая младшая группа
Пушкино, 2021
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."
В.А. Сухомлинский.
Игра-слово магическое, оно завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и обучением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно содействовать с игровой оболочкой.
Играя – обучать, играя –воспитывать, играя –развивать, играя- оздоравливать: яркой нитью проходит в процессе развития и воспитания в моей работе.
Игра-это единственный универсальный инструмент, который позволит сохранить детям ощущение детства, сохранит их физическое и психологическое здоровье, социально адаптирует к жизни и при этом не оторвёт детей от корней, от тех традиций, на которых воспитываются целые поколения
Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем: родители или заняты, или не умеют и не хотят играть. У традиционных сюжетно-ролевых игр появился «соперник»- компьютерные игры. В большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в уничтожении врага. Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочным эффектом видеоигр. Исследователи детских игр нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивают с экологическим бедствием -разладился механизм передачи игры.
А значит, нужно помочь детям, ведь игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действия и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха (из «Декларации прав ребёнка на игру», принятой международной Ассоциацией игр в 1977г.).
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к «неиграющему» поколению: их детство тоже прошло без игр, было насыщено обучающими элементами. Они часто сами не умеют играть. К тому же у взрослых регулярно не хватает времени на занятия и игры с детьми. Родители иногда даже не знают, о чем можно поговорить с ребенком — общение сводится к вопросам "Что ты ел?", "Как ты себя чувствуешь?", "Почему ты плачешь?".
В-третьих, отсутствие возможности передавать игровой опыт от старших детей к младшим. Увы, но дворовые компании разновозрастных детей в настоящее время редкость. А если и есть, то родители боятся отпускать детей в силу разных причин.
Тем не менее, единственный язык, который даётся детям легко – язык игры. В игре малыши узнают мир и устанавливают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. У игры в этом возрасте очень много функций, поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей приводит к серьёзным проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей.
Для современных детей и родителей особенно актуальны игры один на один со взрослым, которые организуются мимоходом, т.е. по дороге в детский сад, в очереди в поликлинику, в машине.
Актуальными становятся игры, развивающие мелкую моторику и способствующие развитию речи. Сюжетно-ролевые игры перестают быть похожими на игры их пап и мам. Попробуйте поиграть с детьми в «советский» магазин с очередями у прилавка, не электронными весами и подсчётом сдачи на деревянных счётах. Или обыграть им работу портного в ателье, в котором они никогда не были.
Нельзя не сказать о том, насколько от прежних игрушек отличаются современные. Во-первых, их очень много, поэтому ребёнку трудно не только выбрать то, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких игрушек и зайчиков, ребёнок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов.
Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками: это нельзя игнорировать. Необходимо менять всё - уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентировать в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, инновационными технологиями обучения и развития. С помощью игры развитие ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее.
Игра-средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, это прекрасный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игра-путь детей к познанию мира, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.
Для достижения хороших и положительных результатов в своей работе я стараюсь всю работу проводить на образно-игровой основе, максимально приблизив тему знакомой ребёнку обстановки. Например, при проведении НОД на тему: «У кого какая мама»- я предлагаю детям построить детский сад для маленьких животных. Мамы-животные (коза, кошка, корова) приводят в детский сад своих детёнышей, а затем после нескольких игровых заданий забирают их домой. На таком занятии у детей развивается умение не только узнавать и называть детёнышей животных, но ещё раз убеждаются в том, что всех детей мамы забирают домой. Это создаёт им дополнительный психологический комфорт.
Особое место уделяется играм с дидактической куклой. Куклы участвуют в утренниках, развлечениях, на занятиях. Мы водим их в «супермаркет», «салон красоты», катаем на различных видах транспорта. Очень эффектно присутствие куклы во время одевания, умывания, приёма пищи.
Уже во второй половине учебного года, могу отметить, что дети охотнее играют вместе, договариваются об использовании игрушек, развёртывают небольшие пока сюжеты. Моё участие в игре теперь вполне естественно, малыши с удовольствием меня лечат, угощают чаем. К тому же я стараюсь перевести в современную игру все области развития, создавая в группе доброжелательную обстановку, положительный микроклимат. Вся ежедневная работа с детьми строится на образно-игровой основе, с использованием всех видов игр, пальчиковой, фонематической, дыхательной гимнастики, народного фольклора (песенки, потешки, шутки, прибаутки).
Очень хорошо воспринимают дети современные игры, сопровождаемые потешками в сочетании с движениями, и малыши с удовольствием выполняют все одновременно. Это и игры с пальчиками «Сорока-сорока», и прибаутки «Ладушки-ладушки», в которых я использую имена всех детей: «…маслом поливала, деток угощала: Кате два, Егору два, Насте два.», при этом своими руками касаюсь ладошек каждого ребёнка. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребёнок чувствует внимание к себе лично. Игровые действия стимулируют память и речевую активность детей.
К концу года мои малыши, как правило, почти все говорят, к тому же видно насколько полученные знания восприняты, усвоены и перенесены в повседневные игры, в общение со сверстниками и взрослыми. Дети научились играть не только рядом, но и вместе. У большинства детей (81%) произошли положительные изменения нравственных представлений: доброжелательные отношения друг к другу, появилось чувство сопереживания друг другу, желание помочь.
И от того, что вошло в сердце и разум ребёнка из окружающего мира через игру, в решающей степени, зависит каким человеком станет сегодняшний малыш. Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относится к ним, вдумчиво, умело руководить ими. Играя, дети учатся жить!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Консультация на тему:
«Сущность дидактических игр»
Выполнила воспитатель:
Царёва Руслана Ивановна
Первая младшая группа
Пушкино, 2021
«Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре».
А. С. Макаренко
Учить знаниям — учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.
Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться».
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
Недостаточно сформирована познавательная мотивация
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей
Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Виды дидактических игр:
Дидактические игры различаются:
- по обучающему содержанию,
- познавательной деятельности детей,
- игровым действиям и правилам,
- организации и взаимоотношениям детей,
- по роли воспитателя.
Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.
Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настольно–печатные игры, также, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.
Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями.
Можно группировать игры и так: А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
игры-путешествия - игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. игры-поручения - игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
игры-предположения - игры-предположения («что было бы.»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
игры-загадки - игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
игры-беседы - игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение.
Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в занятие, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения».
Структура дидактической игры:
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача - Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. игровая задача - Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
игровые действия - Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.
Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.
правила игры - Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
результат (подведение итогов) - Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Игры на занятиях позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%.
Поэтому необходимо оживить и разнообразить жизнь воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.
В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основных группы:
- Методы организации учебно-познавательной деятельности.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- Методы контроля и самоконтроля.
Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.
Всякая игра есть испытание воли.
В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.
Интеллектуальные игры могут быть полезны детям, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.
Интеллектуальные игры могут помочь:
- активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;
- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
- улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;
- укрепить дружеские отношения в коллективе.
Игра одновременно преследует три цели:
- воспитательную,
- игровую,
- учебную.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной.
Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.
Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.
Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на занятиях:
учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;
аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;
ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами;
и некоторые другие.
Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.
Основными требования к организации
дидактических игр являются:
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Игра — древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев.
Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок:
1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).
2. Игра не знает возрастных границ.
3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.
4. Игра — более активная форма работы с дошкольниками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия, а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.
6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.
7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.
Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.
Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их – на участке.
Остановимся подробнее на видах дидактических игр, применяемых в дошкольной педагогике.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку
(цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, т. к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе в играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусины, выкладывать узоры из разнообразных форм
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических итогах широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
Игры, которые учить группировать предметы по цвету, создавая заданный образ.
Игры, которые помогают воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине».
Игры с предметами могут иметь много функциональных назначений: «Кто быстрее?» - развивает мышцы рук, усидчивость.
Игра «Осьминог»- многофункциональная: «Какой звук слышишь» «Какой цвет?», «Дождик» и т. п.
Игра «Солнышко» - показать все функции игры – воспитатель.
Настольно-печатные игры.
Настольно печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам.
Самое простое задание в такой игре –нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку. (классификация)
Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу (в саду, огороде?», дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «Кто это ест?»
Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок.
Игры проводятся так же, как с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков.
Задача такого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинно. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части
то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку из ее частей.
Очень интересная игра «Часы и время» - на карточку с циферблатом часов накладывается карточка с изображением какого же времени на электронных часах.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, лягушки и др.).в более старших группах дети изображают действия: тушат пожар, строят дом, лечат пациента.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.
В младших и средних группах игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке ребят к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 15 «Аистёнок»
_____________________________________________________________________________
Беседа на тему:
«Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному развитию детей»
Выполнила воспитатель:
Царёва Руслана Ивановна
Первая младшая группа
Пушкино, 2021
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно она оказывает наиболее значимое влияние на становление психологических новообразований, перестройку основных психических процессов, особенностей личности ребёнка в целом. Усваивая способы действия с предметами, ребёнок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности; у него развивается восприятие, память, внимание, речь, начинают складываться элементарные формы мышления, происходит становление различных видов деятельности. С предметным миром ребёнок знакомится на протяжении всего периода раннего детства, потому что потребность в познании свойств и качеств окружающих предметов является одной из главных потребностей ребёнка раннего возраста!
Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством игровой деятельности будет эффективней при реализации следующих условий:
• подбор системы игровой деятельности, соответствующей по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
• работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности, прочности, систематичности и последовательности;
• содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться не только в игровой деятельности, но и в других разных видах деятельности детей;
• просвещение педагогов и родителей в области развития сенсорных способностей у детей;
• создание развивающей среды в группе детского сада.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них полностью возлагалась задача формирования сенсорной культуры ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством и звуком.
Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.
Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время проведения непосредственно образовательной деятельности нужно развивать сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, являлось единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям детей.
Таким образом, активное привлечение родителей, педагогов к проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста способствует более успешному умственному развитию дошкольников.
Рассмотрим первое психолого-педагогическое условие – развивающая предметно-пространственная среда ДОО со специальными сенсорными уголками и элементами системы М. Монтессори.
Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором сенсорного развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности. Большое значение предметно-развивающей среде в развитии детей раннего возраста отмечается и в нормативно-правовых документах.
В Концепции дошкольного образования сказано, что организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к построению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Она должна:
1. Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Предоставить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Современный ребёнок испытывает недостаток слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий линейно, однобоко.
Вернуть всю полноту взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсорного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сенсорный уголок предназначен главным образом для:
1. Стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
2. Снятия мышечного и психоэмоционального достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
3. Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
4. Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
5. Повышения мотивации к самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка.
При организации сенсорного уголка с элементами системы в первую очередь
необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Полки с материалами должны быть на уровне глаз ребенка.
Каждый материал должен быть в единственном экземпляре и полностью скомплектован, вымыт и готов к работе. Лежать он должен на отдельном подносе, в коробке либо корзине, чтобы ребенку было удобно перемещать.
Все дидактические пособия изготавливаются из естественных материалов – дерева, картона и т.п.
Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это и следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.
Специально созданные условия, как в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, позволяют обеспечить накопление разнообразных слуховых, зрительных, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных характеристиках величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, синий). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.
Специально созданные условия сенсорного развития, педагогическое воздействие, индивидуальное сопровождение в мир чувственности, познания окружающего и осознания себя – все это задачи взрослого.
Насколько успешно будет реализован намеченный образовательный план, зависит от профессиональной компетентности педагога в сфере сенсорного воспитания.
Рассмотрим второе психолого-педагогическое условие – компетентность педагогов в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
В российском образовании принят Профессиональный стандарт, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.
Так же компетенции педагогов, реализующих образовательные программы дошкольного образования, раскрыты в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности.
Компетентность педагога предполагает:
1. Мотивацию ведущей деятельности ребенка;
2. Раскрытие личностного смысла конкретной непосредственно- образовательной деятельности;
3. Понимание ребенка в вопросах, необходимых для реализации индивидуального подхода в развитии, воспитании и обучении;
4.Компетентность в основных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Следовательно, педагог в области сенсорного развития детей раннего возраста должен владеть основными понятиями этого процесса, знать особенности сенсорного воспитания в разные возрастные этапы, использовать методики, программы, пособия и технологии данной проблемы и уметь создавать необходимые условия для эффективного развития восприятия и усвоения сенсорных эталонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монт...
Работа по теме самообразования. КАРТОТЕКА игр на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...
план по самообразованию педагога по теме "Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном во...
План по самообразованию педагога на тему «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» (2018 - 2019 учебный год), (дети раннего возрас...
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"...
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори».
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»....
План по самообразованию педагога Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей, создание предметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования....