План по самообразованию педагога на тему «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
методическая разработка
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
(2018 - 2019 учебный год),
(дети раннего возраста)
Цель:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobr._tarasevich_lv_2019.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ушьинская СОШ»
«План по самообразованию педагога»
Тарасевич Любовь Владимировна
Тема:
«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
01.09.2018г – 01.09.2019г
Дети раннего возраста
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
(2018 - 2019 учебный год),
(дети раннего возраста)
Цель:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Актуальность темы:
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка трех лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, включая все виды восприятия.
Определённые знания по сенсорике дети получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.
Таким образом, дидактическая игра у детей младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.
Форма самообразования: индивидуальная
Литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
Формы работы | ||||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь | ||||
Пальчиковые игры в разных видах занятий, физминутки, в свободную деятельность детей. | Обсуждение и создание в группе раннего возраста предметно - развивающей среды по теме: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» | Изготовление картотеки игр и физминуток для развития мелкой моторики рук. | Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» | |
Октябрь | ||||
Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей. | Презентация книги: Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - «Мозаика-Синтез» | Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. | Консультация для родителей «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры » | |
Ноябрь | ||||
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» | Совместное оформление «сенсорной зоны» | Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | |
Декабрь | ||||
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Найди предмет указанной формы» «Найди предмет такой же формы» «Какая фигура лишняя?» | Сообщение на МО «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» (из опыта работы) | Изготовление дидактической игры: «Божья коровка», «Паровозик» | Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | |
Январь | ||||
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» | Оформление фотовыставки: «Страна сенсорики» | Изучение статей в журналах по данной теме, знакомство с передовым педагогическим опытом других педагогов в данной теме. | Анкетирование родителей | |
Февраль | ||||
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет» | Памятки для педагогов « Зачем нужны пальчиковые игры?», «Как организовать пальчиковые игры?» | Изготовление карточек-схем и подбор картотеки по возрасту. | Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей младшего дошкольного возраста». | |
Март | ||||
Специальные занятия по сенсорному воспитанию. | Консультация для педагогов: «Для чего необходимо сенсорное развитие?» | Изучение научно-методической литературы; Дидактические игры по математике, обучающие карточки, геометрические фигуры, дидактические игры по экологии. Математика для детей 3-4 лет Е. В. Колесникова ФГОС ДО «ТЦ Сфера», 2015г. | Мастер-класс для родителей «Развиваем математическое представление через цветовое восприятие» | |
Апрель | ||||
Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры. | Совместная работа: Подбор потешек, чистоговорок, стихотворений соответствующих возрасту. | Альбом устного народного творчества. | Презентация для родителей: «Один день из жизни нашей группы» | |
Май | ||||
Творческие сенсорные игры. Игры с логическими блоками Дьенеша. | Проведение викторины для педагогов: «Дети в возрасте 2-3 лет» | Знакомство с блоками Дьенеша. И подбор схем -карточек по данной теме. | Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» | |
Июнь, июль, август | ||||
Закрепить знания детей полученные в течении года. | Обсуждение плана работы по теме «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» | Подбор литературы, иллюстраций, игр, бесед, консультаций на следующий учебный год. | Памятка для родителей и родительское собрание на тему «Сенсорное развитие ребёнка дома» |
Литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
план по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте вы...
План По самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)- образовани...
план по самообразованию педагога по теме "Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном во...
План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...
План по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» на 2022 – 2023 г.
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорногоразвития ...