План по самообразованию педагога Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей, создание предметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 16

города Белореченска, муниципального образования Белореченский район

План  

по самообразованию педагога

 

Алферовой Ирины Александровны

 (Ф.И.О. педагога)

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

(название темы)

2024-2025 г.г

(учебный год)

 

 г. Белореченск

 

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста»

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей, создание предметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

  1. Изучить необходимые документы: справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать перспективный план по данной теме. 
  3. Овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими формировать нравственные качества личности дошкольника.
  4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  5. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
  6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  7. Систематизировать и обобщить опыт работы по формированию нравственных качеств личности.

Актуальность: Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине.

Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально-необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка, такие как: долг, честь, совесть, достоинства. Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения.

Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношения к взрослым и сверстникам, нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат. И воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам и может сам убедиться в их необходимости. Поэтому духовно-нравственному воспитанию детей в педагогическом процессе уделяется все больше внимания.


План работы

Месяц

Формы работы с

 детьми

педагогами  

самообразование  

родителями

Сентябрь

Провести диагностику детей по нравственному воспитанию.

Беседы и рассматривание иллюстраций с детьми. Беседы: «Добрые дела»; «Вежливая просьба» Иллюстрации: «Хорошие и плохие поступки», «Помощники», «Народные традиции», «Моя семья».

Подготовить диагностическую карту

Составить план работы с детьми по теме "Духовно-нравственное становление детей 6-7 лет. Изучить литературу по духовнонравственному становлению дошкольников.

Познакомить родителей с планом работы по духовно- нравственному становлению дошкольников

Октябрь

 «Культура поведения»: 1. Беседа :"Еще один секрет вежливости

«У истоков русской народной культуры»: Беседа: "Что такое культурное наследие. О русской культуре " 2.Русская народная игра "Горелки

3. Беседа "Как мы можем заботиться о старших"

4.Беседа "Что такое семья"

5.Рисование "Моя семья"

6.Дидактические игры "Я живу на улице.."; "Мой адрес".

7. Рассматривание фотографий нашего города.

Тематические альбомы: "Древняя Русь", "Православные храмы" 

Оформление стенда «Моя Родина – Россия»

Подготовить и изучить конспект мероприятий Изучить материал по теме "Русская народная культура"

Памятка: «О воспитании доброты в детях»

Консультация для родителей: «Будем добры»

Ноябрь

1.Беседа "Правила разговора по телефону" (дидактическая игра "У меня зазвонил телефон")

2.«У истоков русской народной культуры»:

3.Беседа "Великие города России"

4.Беседа "Что такое дружба"

5.Рисование "Дерево дружбы"

6.Дидактическая игра "Добрые слова дедушке и бабушке"

7.Чтение и обсуждение сказки "Ежихапортниха"

8.Имя. Мое имя" «Гражданская принадлежность» :

9.Природа родного края (рассматривание иллюстраций и фотографий)

10.«Духовно-нравственные чувства» Беседа "Ознакомление с символами крещения (крест, икона, церковь)"

1. Оформление папки. Тема: «Великие города России»

2. Фотографии природы родного края

Обогатить свои знания о великих городах России,  изучая книги

Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Декабрь

1.«Культура поведения»:  Беседа "Когда вокруг никого, или Зачем соблюдать правила, если тебя не видит мама?"

2.«У истоков русской народной культуры»: Беседа на тему "Народы России 3.«Положительные моральные качества»: "Учимся понимать переживания родных и близких нам людей"

4.«Этические представления»:  "Добро и зло" Чтение стихотворения "Доброта"

5.«Семейная принадлежность»:  "Моя родословная" Разучивание пословиц и поговорок о семье 6.«Гражданская принадлежность»: Беседа "Новый год в России и других странах"

7.Продуктивная деятельность: изготовление игрушек - самоделок на ёлку"

Иллюстрации о праздновании Нового года;

Оформить в группе уголок….. 

Консультация «Праздник Новый год» 

Январь

1.«У истоков русской народной культуры»: Беседа "Накануне Рождества". Беседа "Совесть". Чтение и обсуждение сказки "Голос сердца". Упражнение "Послушаем сердце"

2.«Этические представления»:  "Жадность и щедрость".

3.«Семейная принадлежность»: Беседа "Традиции семьи"

 4. Рисование "Наш праздник"

5. «Гражданская принадлежность»: "Государственные символы" 6.«Духовно-нравственные чувства»: Беседа "Крещение"

 

Доклады, выступления на родительских собраниях. 

Памятка: «Искусство наказывать и прощать»

Февраль

1.«Культура поведения»: "Нарочно и нечаянно"

2.«У истоков русской народной культуры»:  Рассматривание жилища русских людей Беседа "Предметы быта и утварь" 3.«Положительные моральные качества»: Беседа: "Справедливость", Чтение и обсуждение сказки "Честное слово"  4.«Семейная принадлежность»: "Кто главный в семье?" 5.«Гражданская принадлежность»: "Наш город "- рассказ воспитателя о возрождении города Рассматривание фотографий нашего города

6.«Духовно-нравственные чувства»: 1. Беседы на темы "Защитники земли русской", "Славные люди России"

 

 

Памятка: «10 заповедей родителей»

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Март

1.«Культура поведения»: Беседа "Что такое гостеприимство". Чтение стихотворения "По выходным" Игра "Гостеприимный теремок"

2.«У истоков русской народной культуры»: Викторина "Знаешь ли ты произведения устного народного творчества?" Музыкальная деятельность : обучение игре на народных музыкальных инструментах (дудочки, ложки, трещотки)) 3.«Положительные моральные качества»: Беседа "Можно ли обидеть словом?" 4.«Этические представления»: Беседа о честности. Чтение и обсуждение сказки "Честное слово". Игра "Круг честности" 5.«Семейная принадлежность»: Заучивание стихотворений О.Григорьева "Бабушка". Рисование "Портрет мамы (бабушки)" 6.«Гражданская принадлежность»: Беседа "Международный женский день". СРИ "Семейные праздники" 7.«Духовно-нравственные чувства»: Беседа "Гордость". Рассматривание иллюстраций из детской библии. Рисование по мотивам библейских сюжетов

 

обзор в интернете информации по образовательным областям

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех» 

Апрель

1.«Культура поведения»:Беседа "Наши добрые дела" Беседа на тему "Традиции и обряды русского народа". Рисование " Украсим рубаху узором" 2.«Положительные моральные качества»: Беседа "Зависть - доброжелательность" 3.«Семейная принадлежность»: Беседа "Блюда русской кухни". Трудовая деятельность: изготовление кулинарных изделий из соленого теста

4.«Гражданская принадлежность»: Беседа "Что такое Родина?". Чтение стихотворения "Наша прекрасная земля" 5.«Духовно-нравственные чувства»: Беседа на тему "Во что верили русские люди" Рассматривание альбома "Храмы России"

 

Изготовление панно "Добрые дела" «У истоков русской народной культуры»:

Памятка: «Этикет для родителей и детей»

Акция «Посади цветок»

Работа по благоустройству территории детского сада.

Май

1.«Культура поведения»: Беседа "Ответственность". Чтение и обсуждение сказки "Волшебная ресничка".  Упражнение "Кто поступил ответственно" 2.«У истоков русской народной культуры»: Беседа "Игрушки древних славян" 3.«Положительные моральные качества»: 1 Беседа "Хвастовство" 4.«Этические представления»: Беседа "Трудолюбие". Чтение и обсуждение сказки "Трудолюбивые пчелки". Творческое задание "Маленькое дело"

5.«Семейная принадлежность»: "Международный день семьи"-15 мая 6.«Гражданская принадлежность»: Беседа "Что такое героизм"  Рассматривание альбома "Мы помним героев"

7.«Духовно-нравственные чувства»: Беседа "Правила Христианской жизни"

 

разработка новых форм, методов и приѐмов обучения

Памятка:"9 Мая. День Победы» 

Выход темы:

  1. Оформление папки передвижки. Тема: «Великие города России»
  2. Сборник консультаций для родителей: памятка: «О воспитании доброты в детях», консультация для родителей: «Будем добры», памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы», консультация «Праздник Новый год», памятка: «Этикет для родителей и детей»
  3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
  4. Оформить в группе центр «Литературный уголок».
  5. . Провести педагогическое мероприятие для педагогов ДОУ по теме самообразования (март).
  6. Оформление папки передвижки. Тема: «Детские сказки».
  7. Совместная работа с родителями (проведение совместного проекта: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы), организация тематических выставок «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья».
  8. Подбор методических пособий и дидактических игр по теме.
  9.  Отчёт о проделанной работе за учебный год 

Литература:

  1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Е.А. Алябьева.
  2. Голубков, В. О., Кузнецова, А. В., Ушков, М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В. Кузнецова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева,», 2012
  4. Занятия, игры, упражнения / под. ред. Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой2002
  5. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 1999.
  6. Комарова, Н.В. Перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей / Н.В. Комарова // Воспитатель ДОУ. – 2013.
  7. Малова, О.А., Скворцова, О.В. Формируем представления о дружбе. Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / О.А. Малова, О.В. Скворцова // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №5
  8. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 16

города Белореченска, муниципального образования Белореченский район

 

 Тетрадь  по самообразованию

_________________________________ (Ф.И.О. педагога)

________________

(начата с …)

 

г.  

 

 

1 страница –  

 

Тема самообразования: «…»    (учебный год), (возрастная группа)

 

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы с

детьми

       педагогами  

самообразование  

родителями

сентябрь 

 

 

 

 

 

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

 

Требования к педагогам по самообразованию:

  • Работа по теме самообразования не менее 1 года;
  • Изучение научно-методической литературы;
  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;  Проведение открытых просмотров в ГБДОУ или на уровне района;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
  • Активное участие в работе РМО района;
  • Обобщение опыта работы по теме самообразования.

 

Перспективный план самообразования педагога  

 

ФИО ____________________________________  

Группа______________________________    Стаж работы______________

 

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата заполнения  «____» ___________________ 20____ год

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

План по самообразованию педагога Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».  Цель...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...