презентация "Сиквейн-игровая технология познавательно-речевого развития"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
В презентации кратко изложено как можно использовать такую технологию как "сиквейн" в работе с детьми с ОНР для развития лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sikvein-master-klas_vc53d.pptx | 1.67 МБ |
sikveyn_kak_priem_poznavatelno.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. « Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский
Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
1 строка - одно слово (кто, что?), название предмета, явления – название темы; 2 строка - два слова, признаки предмета (какой, какая, какое?); 3 строка - три слова, обозначающие действие предмета, явления (что делает?); 4 строка – фраза (предложение) из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5 строка - одно слово или несколько, отражающие сущность темы, резюме сказанному (синоним, ассоциация или обобщающее слово).
Педагогическая ценность Обогащает словарный запас. Активизирует и развивает мыслительную деятельность. Является игровым приемом. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи: Уточнение, расширение, активизация словаря старших дошкольников; Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; предложение. Закрепляется умение составлять предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений; Дети учатся выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме .
Синквейн для закрепления изученной темы 1. Машина 2. Быстрая, синяя. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Я люблю играть с машинами. 5. Транспорт. 1 . Кукла 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну Морозная Наступила Засыпала снегом Завьюжила Так морозно, светло и бело! Время года Снежная Зима
Синквейн – описание литературного персонажа:
Синквейн про персонаж мультфильма Лунтик Большой Добрый Играет Помогает бабе Капе Дружит с Кузей и Милой Я бы хотел дружить с Лунтиком Инопланетянин
Синквейн – загадка. Угадай кто это? ? Добрая Умная Воспитывает Помогает Заботится Любит учить Буратино . Девочка с голубыми волосами .
Синквейн по отрывку из прослушанного произведения, как результат обсуждения проблемной ситуации «Что и почему произошло с зайчиком» Зайчик Хромой Бежал Не смотрел Пострадал На дороге надо быть осторожным! Бедняжка Бедный
Синквейн как игра- соревнование «Кто больше слов назовет?» Кто? Еж, ежик, ежонок, ежиха Какой? Какая? Колючий, маленький, веселый, лесной и т.д. Что делает? Собирает (грибы), сворачивается, катится и т.д.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Синквейн - свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Предварительный просмотр:
Синквейн -игровая технология познавательно-речевого развития
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает возможность логопедам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.
Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Вывод: Если применять методику синквейн в коррекционно- развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль
«Сиквейн - игровая технология познавательно-речевого развития»
СЛАЙД 2
Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский
СЛАЙД 3
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
СЛАЙД 4, 5
1 строчка - одно слово (кто, что, название предмета, явления – название темы;
2 строчка - два слова, признаки предмета (какой, какая, какое);
3 строчка - три слова, обозначающие действие предмета, явления (что делает);
4 строчка – фраза (предложение) из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5 строчка - одно слово или несколько, отражающие сущность темы, резюме сказанному (синоним, ассоциация или обобщающее слово).
СЛАЙД 6
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Педагогическая ценность
• Обогащает словарный запас.
• Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
• Является игровым приемом.
• Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
• Получается у всех.
СЛАЙД 7
Решаются следующие задачи:
Уточнение, расширение, активизация словаря;
Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; предложение.
Формирование умения подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
СЛАЙД 8
Виды работы над синквейном.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну
(с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.
3. «Кто или что это?» Сиквейн-загадка.
Совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Использование синквейн для закрепления изученной темы;
5.При составлении синквейнов можно использовать игру-соревнование: «кто назовет больше слов».
Синквейн – это способ контроля и самоконтроля
(дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
СЛАЙД 9
Примеры сиквейна для закрепления изученной темы: «транспорт», «игрушки».
СЛАЙД 10
Составление краткого рассказа по готовому синквейну
(с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
СЛАЙД 11
Сиквейн описание литературного персонажа
Слайд12
Про персонажа мультфильма
СЛАЙД 13
Сиквейн-загадка «Кто это может быть?»
СЛАЙД 14
Сиквейн по прослушанному отрывку произведения К. Чуковского «Айболит», как итог обсуждения ситуации «Что и почему произошло с зайчиком?»
СЛАЙД 14
Сиквейн как игра- соревнование «Кто больше слов назовет?»
СЛАЙД 14
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.
Сиквейн - свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
СЛАЙД 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...
Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников
Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...
из опыта работы: "Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей ясельной группы"
опыт работы...
использование игровых технологий познавательно-речевого развития у детей раннего возраста.
"В гости к бабушке"...
«ТРИЗ – технология познавательно-речевого развития»
Материал будет полезен воспитателям....
ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников
ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников...