Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников
методическая разработка на тему

Орлова Наталья Геннадьевна

Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий познавательно-речевого развития дошкольников;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_v_dou_poznavatelno-rechevoe_razvitie_.docx22.59 КБ
Файл peds_pozn-res_tehn.pptx84.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

Современные технологии

познавательно-речевого развития дошкольников

Цель: совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий познавательно-речевого развития дошкольников;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы познания и развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

План проведения педсовета:

1 О выполнении решений заседания №1 – заведующий Зотова М.Н.

2 Вступительное слово - старший воспитатель Орлова Н.Г.

3 ДЕЛОВАЯ ИГРА

  • Разминка (участвуют все педагоги)
  • Экспресс-опрос «Развитие речи» (участвуют все педагоги)
  • Сочини стихотворение
  • Сочините маленький рассказ из 20 слов, чтобы все слова в нем начинались на букву «п» и «д»
  • Попробуйте сказать, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл предложений.
  • Аукцион методических находок
  •  «Мозговой штурм»

4 Обсуждение проекта решения педсовета.

 

Предварительная работа:

Консультация «Оснащение центра речевого развития детей в группах»

Открытые просмотры НОД.

Анализ  планирования НОД  по речевому развитию

Подготовка презентаций современных технологий познавательно-речевого развития детей.

Ход педсовета:

1 Вступительное слово

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования, и как следствие этого перед нами возникает вопрос: «Как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, какие знания ему дать в дорогу? » осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников.

Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка идет по двум направлениям:

Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это стимулирует познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Нам представляется важным мнение целого ряда исследователей (Г. Репина, С. Самарцева, А. Страунинг) о том, что на современном уровне развития психолого-педагогической мысли интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной для детей. Однако это может произойти лишь в том случае, когда усилия педагогов и родителей направляются на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Для решения указанной проблемы представляется весьма целесообразным использовать в развитии ребенка современные технологии познавательно-речевого развития.

Итак, уважаемые педагоги, проблема познавательно-речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день, что и определило тему нашей деловой игры.

 

Деловая игра

2 Разминка

1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2 Сообщение, в котором факты следуют один за одним. (повествование)

3 Связное развернутое изложение какого-либо факта.(рассказ)

4 Литературное произведение для пересказа.(сказка)

5 Тип связной речи.(диалог)

6 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек.(образец)

7 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

8 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения.(вопрос)

9 Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

10 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)

11 Прием, используемый  в старших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)

12 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи.(рассуждение).

13 Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)

14 Что должно предусматриваться в структуре непосредственно-образовательной деятельности для снятия умственного и физического напряжения? (физминутки: пальчиковая гимнастика, динамические словесные упражнения).

3 Экспресс – опрос «Развитие речи»

 Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка?

2 Что такое наблюдение?

3 Почему коньки так назвали?

4Почему говорят «дело в шляпе»?

5 Почему говорят «Время истекло»?

6 Почему красный цвет так назвали?

7 Как понять выражение «лубяная избушка»?

8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

4 Досочини строки, чтобы получилось смешное четверостишие

Вы слыхали на базаре,

Чудо-птицу продовали?

 -------------------------------

В зоопарке плачет слон

Увидал мышонка он…

------------------------------ 

Удивился народ:

Почему сердит Федот?

 ----------------------------

Шла собака по роялю

Говоря примерно так…

 

5 Сочините маленький рассказ, чтобы все слова в нем начинались на букву «п» и «д».

6 Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать , не повторив ни одного слова , но сохраняя смысл следующие предложения:

Муха села на варенье.

 На столе стоит стакан.

7 Аукцион методических находок

Все педагоги должны представить любую технологию познавательно-речевого развития.

  • Метод проектов как технология познавательно-речевого развития воспитанников.
  • «ТРИЗ технологии как средство Познавательно-речевого развития дошкольников»
  • Формирование познавательно-речевой активности у детей в ходе игровой деятельности.
  • Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников 
  • Технологии Воскобовича в познавательно-речевом развитии дошкольников.
  • Использование ИКТ в познавательно-речевом развитии дошкольников.
  • Блоки Дьенеша в познавательно-речевом развитии дошкольников

 8 «Мозговой штурм»

Цель:  организация умственной деятельности педагогов, направленная на поиск новых идей, путей, видов деятельности для решения проблемы педсовета.

Ход игры:

Генерирование идей

Оценка и анализ этих идей

Ранжирование и выделение значимых для решения проблемы идей.

Выбор и вербальное оформление идеи или предложения.

Важной составляющей успешного проведения «Мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила:

- отсутствие всякой критики

- поощрение предлагаемых идей

-равноправие участников мозгового штурма

- свобода ассоциаций и творческого воображения

- творческая атмосфера

-обязательная фиксация всех высказанных идей.

 

Все присутствующие делятся на 4 группы:

-Администрация ДОУ

-Педагоги

-Родители

Каждая группа составляет список того, что с их точки зрения не устраивает в работе детского сада по речевому развитию детей. Когда списки составлены, группы по очереди озвучивают выдвинутые ими проблемы. Представители других групп могут соглашаться или не соглашаться с выдвинутыми проблемами. Выбираются общие проблемы.

Далее каждая группа описывает пути совершенствования системы работы по речевому развитию детей с точки зрения контингента, который они представляют. Пути совершенствования озвучиваются, принимаются путем обсуждения с остальными группами и ложатся в основу решения педсовета.

 

Проект решения педсовета:

1. Продолжать самообразование, совершенствовать имеющиеся знания через изучение новинок современных педагогических технологий.

Все педагоги, постоянно

2. Использовать эффективные формы работы с дошкольниками для развития познавательно-речевой активности детей.

Все педагоги, постоянно

3…(по выводам МОЗГОВОГО ШТУРМА)

Что Вас не устраивает в работе детского сада по речевому развитию детей?

Пути решения проблемы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников Педсовет

Слайд 2

План проведения педсовета : 1 О выполнении решений заседания №1 – заведующий Зотова М.Н. 2 Вступительное слово - старший воспитатель Орлова Н.Г. 3 ДЕЛОВАЯ ИГРА Разминка (участвуют все педагоги) Экспресс-опрос «Развитие речи» (участвуют все педагоги) Сочини стихотворение Сочините маленький рассказ из 20 слов, чтобы все слова в нем начинались на букву « п » и « д » Попробуйте сказать, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл предложений. Аукцион методических находок «Мозговой штурм» 4 Обсуждение проекта решения педсовета.

Слайд 3

« От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям ». В. А. Сухомлинский

Слайд 4

Современные технологии активного обучения позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный , идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума.

Слайд 5

Досочини строки, чтобы получилось смешное четверостишие Вы слыхали на базаре, Чудо-птицу продавали? … Удивился народ: Почему сердит Федот? … В зоопарке плачет слон Увидал мышонка он… Шла собака по роялю Говоря примерно так…

Слайд 6

Скажите другими словами Муха села на варенье. На столе стоит стакан.

Слайд 7

«Мозговой штурм» правила: отсутствие всякой критики поощрение предлагаемых идей равноправие участников мозгового штурма свобода ассоциаций и творческого воображения творческая атмосфера обязательная фиксация всех высказанных идей.

Слайд 8

Алгоритм действий

Слайд 9

Проект решения: 1. Продолжать самообразование, совершенствовать имеющиеся знания через изучение новинок современных педагогических технологий. Все педагоги, постоянно 2. Использовать эффективные формы работы с дошкольниками для развития познавательно-речевой активности детей. Все педагоги, постоянно 3...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.

«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57       Современные...

Современные программы речевого развития дошкольников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИГАПоу СО  «ВПК им.ф.и.паНФЁРОВА»    КОРНЕВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

"Современные технологии познавательного развития дошкольников".

В основе обучения детей лежит учет-познавательных интересов детей,неодинаковость усвоения информации-это естественное явление,поскольку все дети разные....

Современный центр математического развития дошкольников

презентация математического уголка для старших дошкольников...

"Современный центр математического развития дошкольников"

Паспорт математического уголка в старшей группе детского сада....

Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников

   Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет ряд требований к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения, в том числе и к организации пред...

«Современные технологии речевого развития дошкольников»

В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...