Консультация для родителей «Учим детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Материал для ознакомления родителей с возможностями приемов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_opisatelnyy_rasskaz.docx | 230.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Учим детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице»
Одна из основных задач по развитию речи детей дошкольного возраста – обучение связной речи, умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связная речь – это развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.
При составлении различных по сложности высказываний, усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т.к. отсутствуют готовые авторские формы. Это требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, т.е. сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а, следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.
Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ, он вызывает наибольшие затруднения у дошкольников.
Особенности описательного рассказа:
- в отличие от повествовательного рассказа, описательный рассказ не имеет сюжета;
- в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном - события передаются в определенной временной последовательности;
-речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);
Эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование планов - схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
1.Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.
2.В качестве второго вспомогательного фактора является план высказывания (схема), где есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.
Примерная структура описательного рассказа:
- название предмета или явления, описываемого в рассказе;
- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);
- назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;
- какую пользу приносит;
- отношение к данному предмету или явлению.
Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:
1. Кто это или что это?
2. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….).
3. Характерные признаки предмета или явления.
4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).
5. Отношение к описываемому предмету или явлению.
Закрепить с детьми полученные ими навыки в детском саду по составлению описательных рассказов вы можете дома, по дороге домой, в детский сад, используя уже не сами схемы, а игры, основанные на них.
Подготовила воспитатель Козлова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...
Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».
Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.Це...
Тема: «Обитатели морских водоемов» Цель: научить детей составлять описательные рассказы по плану –схеме. Целевые ориентиры: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать вывод
Конспект образовательной деятельности по познавательной речевой деятельности в подготовительной логопедической группе ОНРТема: «Обитатели морских водоемов» ...
Консультация для воспитателей "Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью схем", 2020
Слово, опирающееся на ясные и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания....
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице»
Целевые ориентиры: - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; - сохранение и воспроизведение информации; - развитие речи. Задачи: - развитие памяти; - логического...
Консультация для родителей Учим детей пересказывать рассказы"
ПЕРЕСКАЗ - это связное выразительное творческое воспроизведение литературного образца в устной речи, один из видов монологической речи.Это сложный умственный навык, который формируется постепенно...
Консультация для родителей "Учим детей составлять рассказы по картинкам"
Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых....