Консультация для родителей Учим детей пересказывать рассказы"
консультация (подготовительная группа)
ПЕРЕСКАЗ - это связное выразительное творческое воспроизведение литературного образца в устной речи, один из видов монологической речи.
Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения.
Для овладения навыком пересказа необходимы речевые навыки и умения: умение прослушать произведение, понять его основное содержание и пережить, прочувствовать его; умение осмысленно и выразительно передать произведение устно, свободно излагая мысли, сохраняя характерные выражении автора, но, в то же время, пользуясь своим активным словарём; умение рассказывать в коллективе, адресуя свою речь слушателям.
Как подбирать тексты?
Для пересказа мы подбираем тексты разного содержания: повествовательные, описательные, тексты со скрытым смыслом. Все они должны быть познавательными, способствовать нравственному воспитанию детей.
Как учить пересказывать:
- сначала нужно подготовить детей к восприятию нового произведения, т.е. давай послушаем сказку о …;
- затем родитель читают текст без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить детям свободное художественное восприятие.
- потом родители беседуют (разбор произведения) по содержанию рассказа, при этом они задают вопросы, помогающие детям сосредоточиться на основных моментах рассказа, уточняется характеристика образов.
- затем повторное чтение текста, с установкой на пересказ: послушай сказку ещё раз, а потом ты её расскажешь.
- непосредственно пересказ.
Рекомендуем начинать работу по пересказу уже с младшего дошкольного возраста. Можно использовать для этого прием «договорилок», например: посадил дед … (репку), и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_detey_peresskazyvat.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Учим детей пересказывать»
Очень важно научить детей пересказывать тексты. При этом нужно:
- стремиться соблюдать последовательность событий
- создать внутренний план рассказа
ПЕРЕСКАЗ - это связное выразительное творческое воспроизведение литературного образца в устной речи, один из видов монологической речи.
Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения.
Для овладения навыком пересказа необходимы речевые навыки и умения: умение прослушать произведение, понять его основное содержание и пережить, прочувствовать его; умение осмысленно и выразительно передать произведение устно, свободно излагая мысли, сохраняя характерные выражении автора, но, в то же время, пользуясь своим активным словарём; умение рассказывать в коллективе, адресуя свою речь слушателям.
Как подбирать тексты?
Для пересказа мы подбираем тексты разного содержания: повествовательные, описательные, тексты со скрытым смыслом. Все они должны быть познавательными, способствовать нравственному воспитанию детей.
Как учить пересказывать:
- сначала нужно подготовить детей к восприятию нового произведения, т.е. давай послушаем сказку о …;
- затем родитель читают текст без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить детям свободное художественное восприятие.
- потом родители беседуют (разбор произведения) по содержанию рассказа, при этом они задают вопросы, помогающие детям сосредоточиться на основных моментах рассказа, уточняется характеристика образов.
- затем повторное чтение текста, с установкой на пересказ: послушай сказку ещё раз, а потом ты её расскажешь.
- непосредственно пересказ.
Рекомендуем начинать работу по пересказу уже с младшего дошкольного возраста. Можно использовать для этого прием «договорилок», например: посадил дед … (репку), и т.д.
Со средней группы, можно предложить следующие виды пересказа (объём текста увеличивается в зависимости от возраста):
— Подробный, или близкий к тексту пересказ. Во время беседы по содержанию сказки родители задают как можно больше вопросов для того, чтобы ребёнок передал текст сказки как можно подробнее, близко к содержанию произведения. (Например: сказка «Курочка Ряба». Вопросы: кто жил? Кто у них был? Что снесла курочка? и т.д.)
— Пересказ с изменением лица. Произведение написано от первого лица, а передаётся от третьего и наоборот(Например: У Лиды есть коньки. Лида пошла на каток. Один раз Лида упала. Потом она каталась хорошо. Родители предлагают рассказать такую историю о себе: У меня есть коньки. …)
— Пересказ фрагментов произведения. (Например: сказка «Колобок». Родители предлагают рассказать только о встрече колобка и медведя)
— Пересказ по аналогии (с заменой героя или времени года). (Например: сказка «Колобок». Для детей средней – старшей группы. Родители предлагают: расскажи сказку, только дело было зимой. (заяц будет белым, медведя колобок не встретит)).
— Пересказ с инсценировкой. Ребёнок сам изображает героев сказки, как в театре. Используются игрушки, разные атрибуты, наряды, костюмы. Этот вид пересказа очень близок к игровой деятельности. В то же время, он помогает вникнуть в содержание образа, передать интонационно характер действующих лиц.
— Пересказ по цепочке. По очереди: ребёнок начинает пересказывать, а мама продолжает. При этом части рассказа должны быть логически завершёнными. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать, следить за речью другого. (например, сказка «Лиса и Журавль».
Мама Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Ребенок Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.
Подала и потчует:- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.
Мама Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!
Ребенок А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. И т.д.
— Пересказ по опорным сигналам (картинки, иллюстрации), которые направляют процесс пересказа текста ребёнком.
Например: Родители читают текст. Затем, выставляя поочередно картинки предлагают ребенку вспомнить предложения по ним.
Мама с утра хлопочет. Румяные пироги с разными начинками уже лежат на блюде. Папа купил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушка накрывает в гостиной стол. Вот и собралась за столом вся семья. Даже ленивый кот Тишка перебрался в кресло поближе к столу. Маша задула все свечки на торте. «С днём рождения, Машенька, ты стала совсем большой!»
Для детей старшей подготовительной группы можно предложить:
пересказ по готовому плану. Например, сказка «Лиса и Журавль». Родители предлагают: расскажи сказку по плану – кто жил-был? Кто пришел? Что случилось? Чем дело кончилось?
пересказ текста со скрытым смыслом, в котором нужно ответить на вопрос, объяснить, почему и выбрать любой вышеперечисленный прием пересказа
Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы:
- Краткий пересказ (передача главной мысли без подробностей). Родители во время беседы задают вопросы только об основных событиях рассказа.
- Творческое рассказывание.
а) продолжение с добавлением фактов. Например, родители задают вопрос после рассказа: а что было дальше?
б) составление рассказа на основе личного опыта. Очень полезно родителям, после любых каких-либо событий, предлагать ребёнку рассказать об этом (встретили кого-то, сходили в магазин и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Учим детей пересказывать"
Это развивает связную монологическую речь. Вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых. Тренируется память ребенка....
Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы»
Предлогаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых можно научить ребенка пересказывать тексты....
Консультация для родителей;Учите детей пересказывать.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем м...
Консультации для родителей "Учим детей пересказывать"
Для родителей будущих школьников...
Консультация для родителей «Учим детей пересказывать»
Консультация для родителей «Учим детей пересказывать» Очень важно научить детей пересказывать тексты. При этом нужно:стремиться соблюдать последовательность событийсоздать внутр...
Консультация для родителей "Учим детей пересказывать"
В статье даются советы родителям как научить ребенка пересказывать короткие рассказы...
Консультация для родителей "Учим детей составлять рассказы по картинкам"
Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых....