Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Ирина Сергеевна

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.

Целевые ориентиры:

- это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание;

- сохранение и воспроизведение информации;

 - развитие речи.

Задачи:

- развитие памяти;

- логического мышления;

-  воображения;

-  внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки – символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.

Например: схема «Овощи, фрукты»: составляем описательный рассказ  о овощах  или фруктах.  Н – р : « яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко это фрукт, потому что растёт на дереве.

Мнемотаблица «Дикие, домашние животные»: рассказать о диком или домашнем животном.  Н – р: «медведь». Медведь коричневого (бурого)  цвета; он большой; у медведя густая шерсть; передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь это дикое животное, потому что живёт в лесу.

Схема «Времена года»: составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.

Н – р: «Осень». Осенью солнце редко появляется из – за туч; по небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты; животные готовятся к зиме: белка меняет рыжую шубку на серую, заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке; насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.

              

 

 

 

 

 

 

«Овощи, фрукты»                                    «Дикие, домашние животные»

 

image

Цвет

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRAiFkWgz1Nx8OBqv_0FTY2ZMk9UqAHRJdige_cvxNSCrCi3-U7https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRAiFkWgz1Nx8OBqv_0FTY2ZMk9UqAHRJdige_cvxNSCrCi3-U7Величина

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/300/86300712_46.jpghttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSktJRALaVX4jrbBEryz-5OYdtXkiVdqbC9iZjDD1-dH44VMCA3

 

Чем покрыт

http://piterhunt.ru/Library/formozov/sputniksledop/5/1.gifhttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSTNgK3I1ktVuqvECu4QtMvTvrMrNwq6mkrzIPCfYfXO0YEB5ZA4Q

 

На чем передвигается или с помощью чего

http://thumbs.dreamstime.com/t/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%B5-%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1-%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%8C-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8-42356859.jpghttp://hipermir.ru/image/rastenija/zemljanika.jpghttps://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTQ5qcra_EhyfGDMFNGhDTz8ZlJIwri4xc09b9DP4ztErzEJE7fhttps://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSHgvLlpEEHw4pApQs--1CcmctvqBxQXu6E67euL0Alu9hSdKYF

Чем питается

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSh-aSySdllIy6txOeV4BZfm1i7lrNAiCer5kVoQZQbh4gfi6Vyhttp://raskraski-online-besplatno.ru/raskraski/zima/winter-forest.jpg

Какое это животное и почему

 

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ2lHXbfrC0fweJB8SMwDC3vxa7ZTyIbNqHCfyh3A_pOx3S035zog

Цвет

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQYUk7ymNjixr3k3hF8JREzD1fFDKKheZdb_7O9XgzOhWgnKNbthttp://900igr.net/datas/tsvet-i-forma/Figury-1.files/0007-007-Figura-Krug.jpgimage           Форма

https://colorindodesenhos.files.wordpress.com/2010/05/desenhodenozesparaimprimirecolorir2.gif

Вата

 

Какой на ощупь

http://img2.cliparto.com/pic/xl/185416/3752984-chocolate-bar.jpg          https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ_P3YI94TgRUKVbfksKIvRH-NcYmY9sQbxm9sbtAKGxDCkb9pyPA   

 

 

 

Какой на вкус

 

                                           

 

                                    

 

 

 

«Времена года»

 

image

Какое солнце

image

Какое небо

image

Какая земля, почва

imageЧто

происходит с деревьями

image         Что происходит с птицами

image

Как стали одеваться люди

imageimageimage

Что происходит с животными

image   Что происходит с

насекомыми

 

 

Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы -  инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masster-klass_mnemotehnika.docx306.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице». 

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.

Целевые ориентиры: 

- это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание;

- сохранение и воспроизведение информации;

 - развитие речи.

Задачи: 

- развитие памяти;

- логического мышления;

-  воображения;

-  внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки – символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.

Например: схема «Овощи, фрукты»: составляем описательный рассказ  о овощах  или фруктах.  Н – р : « яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко это фрукт, потому что растёт на дереве.

Мнемотаблица «Дикие, домашние животные»: рассказать о диком или домашнем животном.  Н – р: «медведь». Медведь коричневого (бурого)  цвета; он большой; у медведя густая шерсть; передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь это дикое животное, потому что живёт в лесу.

Схема «Времена года»: составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.

Н – р: «Осень». Осенью солнце редко появляется из – за туч; по небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты; животные готовятся к зиме: белка меняет рыжую шубку на серую, заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке; насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.

               

«Овощи, фрукты»                                    «Дикие, домашние животные»

Цвет

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRAiFkWgz1Nx8OBqv_0FTY2ZMk9UqAHRJdige_cvxNSCrCi3-U7https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRAiFkWgz1Nx8OBqv_0FTY2ZMk9UqAHRJdige_cvxNSCrCi3-U7Величина

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/300/86300712_46.jpghttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSktJRALaVX4jrbBEryz-5OYdtXkiVdqbC9iZjDD1-dH44VMCA3

Чем покрыт

http://piterhunt.ru/Library/formozov/sputniksledop/5/1.gifhttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSTNgK3I1ktVuqvECu4QtMvTvrMrNwq6mkrzIPCfYfXO0YEB5ZA4Q

На чем передвигается или с помощью чего

http://thumbs.dreamstime.com/t/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%B5-%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1-%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%8C-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8-42356859.jpghttp://hipermir.ru/image/rastenija/zemljanika.jpghttps://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTQ5qcra_EhyfGDMFNGhDTz8ZlJIwri4xc09b9DP4ztErzEJE7fhttps://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSHgvLlpEEHw4pApQs--1CcmctvqBxQXu6E67euL0Alu9hSdKYF

Чем питается

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSh-aSySdllIy6txOeV4BZfm1i7lrNAiCer5kVoQZQbh4gfi6Vyhttp://raskraski-online-besplatno.ru/raskraski/zima/winter-forest.jpg

Какое это животное и почему

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ2lHXbfrC0fweJB8SMwDC3vxa7ZTyIbNqHCfyh3A_pOx3S035zog

Цвет

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQYUk7ymNjixr3k3hF8JREzD1fFDKKheZdb_7O9XgzOhWgnKNbthttp://900igr.net/datas/tsvet-i-forma/Figury-1.files/0007-007-Figura-Krug.jpg           Форма

https://colorindodesenhos.files.wordpress.com/2010/05/desenhodenozesparaimprimirecolorir2.gif

Вата

Какой на ощупь

http://img2.cliparto.com/pic/xl/185416/3752984-chocolate-bar.jpg          https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ_P3YI94TgRUKVbfksKIvRH-NcYmY9sQbxm9sbtAKGxDCkb9pyPA   

Какой на вкус

                                           

                                   

«Времена года»

Какое солнце

Какое небо

Какая земля, почва

Что

происходит с деревьями

         Что происходит с птицами

Как стали одеваться люди

Что происходит с животными

   Что происходит с

насекомыми

Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы -  инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Учим детей составлять загадки»

сформировать у участников мастер-класса представления о  способах составления загадок;• содействовать практическому освоению этих способов...

Мастер-класс для родителей «Учите детей пересказывать».

Пересказ — это умение рассказать прочитанное своими словами, уловив суть текста.Родители усвоили простые советы:Больше общайтесь с ребенком. Малышу полезно слушать устную связную речь, а не...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице»

Целевые ориентиры: - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; - сохранение и воспроизведение информации; - развитие речи. Задачи: - развитие памяти; - логического...

Мастер класс для педагогов. "Учим детей играя".

Представить педагогам опыт работы по воспитанию нравственно-эстетических норм через игровую деятельность...

Консультация для педагогов: «Учимся составлять описательный рассказ»

Описательный рассказ – это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности....