Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.
Целевые ориентиры:
- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание;
- сохранение и воспроизведение информации;
- развитие речи.
Задачи:
- развитие памяти;
- логического мышления;
- воображения;
- внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки – символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.
Например: схема «Овощи, фрукты»: составляем описательный рассказ о овощах или фруктах. Н – р : « яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко это фрукт, потому что растёт на дереве.
Мнемотаблица «Дикие, домашние животные»: рассказать о диком или домашнем животном. Н – р: «медведь». Медведь коричневого (бурого) цвета; он большой; у медведя густая шерсть; передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь это дикое животное, потому что живёт в лесу.
Схема «Времена года»: составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.
Н – р: «Осень». Осенью солнце редко появляется из – за туч; по небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты; животные готовятся к зиме: белка меняет рыжую шубку на серую, заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке; насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.
«Овощи, фрукты» «Дикие, домашние животные»
Цвет | Величина |
Чем покрыт |
На чем передвигается или с помощью чего |
Чем питается | Какое это животное и почему |
Цвет | Форма | |
Какой на ощупь |
Какой на вкус |
«Времена года»
Какое солнце | Какое небо |
Какая земля, почва | Что происходит с деревьями |
Что происходит с птицами | Как стали одеваться люди |
Что происходит с животными | Что происходит с насекомыми |
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masster-klass_mnemotehnika.docx | 306.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.
Целевые ориентиры:
- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание;
- сохранение и воспроизведение информации;
- развитие речи.
Задачи:
- развитие памяти;
- логического мышления;
- воображения;
- внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки – символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.
Например: схема «Овощи, фрукты»: составляем описательный рассказ о овощах или фруктах. Н – р : « яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко это фрукт, потому что растёт на дереве.
Мнемотаблица «Дикие, домашние животные»: рассказать о диком или домашнем животном. Н – р: «медведь». Медведь коричневого (бурого) цвета; он большой; у медведя густая шерсть; передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь это дикое животное, потому что живёт в лесу.
Схема «Времена года»: составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.
Н – р: «Осень». Осенью солнце редко появляется из – за туч; по небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты; животные готовятся к зиме: белка меняет рыжую шубку на серую, заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке; насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.
«Овощи, фрукты» «Дикие, домашние животные»
Цвет | Величина | |
Чем покрыт | На чем передвигается или с помощью чего | |
Чем питается | Какое это животное и почему | |
Цвет | Форма | |
Какой на ощупь |
Какой на вкус |
«Времена года»
Какое солнце | Какое небо |
Какая земля, почва | Что происходит с деревьями |
Что происходит с птицами | Как стали одеваться люди |
Что происходит с животными | Что происходит с насекомыми |
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Учите детей говорить правильно"
Мастер-класс...
Тема: «Обитатели морских водоемов» Цель: научить детей составлять описательные рассказы по плану –схеме. Целевые ориентиры: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать вывод
Конспект образовательной деятельности по познавательной речевой деятельности в подготовительной логопедической группе ОНРТема: «Обитатели морских водоемов» ...
Мастер-класс для педагогов «Учим детей составлять загадки»
сформировать у участников мастер-класса представления о способах составления загадок;• содействовать практическому освоению этих способов...
Мастер-класс для родителей «Учите детей пересказывать».
Пересказ — это умение рассказать прочитанное своими словами, уловив суть текста.Родители усвоили простые советы:Больше общайтесь с ребенком. Малышу полезно слушать устную связную речь, а не...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице»
Целевые ориентиры: - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; - сохранение и воспроизведение информации; - развитие речи. Задачи: - развитие памяти; - логического...
Мастер класс для педагогов. "Учим детей играя".
Представить педагогам опыт работы по воспитанию нравственно-эстетических норм через игровую деятельность...
Консультация для педагогов: «Учимся составлять описательный рассказ»
Описательный рассказ – это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности....