Конспект занятия по развитию речи «Поляна сказок
план-конспект урока по развитию речи (средняя, старшая группа)

Авраменко Елена Сергеевна

Программное содержание: 

1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
2. Развивать мышление, память, воображение.
3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично.
5. Формирование навыка координации движения руки при письме.
6. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Оборудование: 
Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;
игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи 
«Поляна сказок»

Программное содержание: 
1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
2. Развивать мышление, память, воображение.
3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично.
5. Формирование навыка координации движения руки при письме.
6. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Оборудование: 
Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;
игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы:
- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица, 
По комнате ходит сказка ...

Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…
Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть:
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). 
Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
** Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
**Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
**Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
**Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).

Игра: «Узнай сказку по картинке»
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) 
Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка») 
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка») 
- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок. 
Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха) 
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)

3. Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

4. Продолжение работы:
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - - )
Репка; Кошка; Мышка.
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.
1) \- - - . 
2) \- - -.
3) \- - - .
- Из какой сказки этот отрывок? («Репка») Молодцы!

5. Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои, 
Их как хочешь, поверни.
По дороге бело, гладкой 
Скачут пальцы, как лошадки. 
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, 
Скачет резвый табунок.
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку. 
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

6. Самостоятельная работа в тетрадях: 
- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. (Столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.
7. Подведение итогов:
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Список использованной литературы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Угадай по описанию»

Наталья Клюненкова 
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Угадай по описанию»

Цель игры: Формировать умение у детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые правила:Рассказывать о предмете надо так,чтобы дети не сразу догадались о нем,поэтому нельзя смотреть на предмет. На полочке лежат различные предметы.

Игровые действия:Передача ленточки. Отгадывание,о чем рассказал участник игры.

Материал:ленточка,игрушки.

Литература: А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

Ход игры-занятия:

1. Организационный момент:

-Ребята,уберите игрушки и подойдите,пожалуйста, ко мне.

-Встаньте,пожалуйста, в круг. Посмотрите на себя, на соседа,приведем себя в порядок. Успокоились и послушайте меня внимательно!

-К нам пришли гости,давайте поздороваемся!

-Ребята, мы сейчас будем играть и с вами будем описывать предметы.

-Нас окружает много предметов. Предметы бывают одинаковые и быввают отличаются друг от друга. Каждый предмет имеет свою форму,цвет,величину. Он для чего-то нужен человеку. В нашей группе тоже много предметов,которые нам нужны. И вам предметы все уже знакомы. Предметы как бы сами рассказывают о себе.

Мы с вами уже рассказывали о знакомых предметах, загадывали о них загадки.

Я сейчас вам расскажу про предмет,а вы должны отгадать.

-Прямоугольный,гладкий,имеет четыре ножки,за ним сидят,кушают,рисуют,лепят. Что это?

Блестящий,с носиком. В нем кипяченая вода. Как называется предмет?

Они квадратные,разноцветные. Из них можно построить домик, башню. Что это?

Сейчас мы с вами поиграем. .Теперь сели на стульчики.

2. Основная часть.

- Ребята,пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе,а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только соблюдать надо правила игры:когда будете рассказывать о предмете,не смотрите на него,чтобы мы сразу не отгадали. И говорите только о тех предметах,которые находятся в комнате. Я кладу ленточку в руки любому играющему,он встает и дает описание предмета,а затем передает ленточку тому,кто будет отгадывать.

- Ребята,я вам даю время,чтобы выбрать предмет для описания и приготовиться к ответу.

-Первым описывать буду я. Послушайте меня внимательно.

-Он разноцветный,круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле,а в группе нельзя им играть,так как можно разбить окно. С ним любят играть все дети. (передаю ленточку,кто будет отгадывать.)

Р:-Мяч.

Р:-Круглое,гладкое,зеленое,а с одного бока красное,откусишь его-вкусное, сочное. (передает ленточку тому кто будет отгадывать.)

Р: -Это яблоко.

Р:Блестящий,с носикоми ручкой,в нем кипяченая вода. (передает ленточку тому,кто будет отгадывать.)

Р:- Чайник.

Р:-В ней много листочков,на которых слова и картинки. Взрослые читают детям сказки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)

Р: -Это игрушка,она пушистая, оранжевая. У нее длинный красивый хвост,узенькая мордочка,хитрые глазки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)

Р:-Прямоугольный,гладкий. Имеет четыре ножки,за ним сидят, кушают,рисуют,лепят. (передает ленточку тому,кто будет отгадывать.)и. т. д.

Физминутка.

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Игра «Назови и опиши предмет»

А теперь,ребята,поиграем в такую игру. Вы должны называть предмет,который лежит на полочке,

Тот,кому передадут ленточку,будет описывать предмет. Поиграем?

(3-4 ребенка опишут предметы.)

Игра «Чудесный мешочек»

-Ребята,посмотрите что у меня в руках (Чудесный мешочек)

У меня в мешочке лежат игрушки. Кого я вызову,тот опустит руку в мешочек и на ощупь берет одну игрушку и расскажет о ней. Мешочек откроется, если по описанию отгадаете предмет. Тот,кто отгадает получит ленточку.

(3-4 ребенка)

Рефлексия:

-Ребята,чем занимались на занятии?

-Во что мы играли?

-Ребята,Вам понравилась игра?

-Чье описание предмета вам больше понравилось?

-Почему?

-Молодцы,дети!На следующем занятии поиграем в другую игру. Она тоже будет интересная. Занятие окончено.

«Путешествие в страну сказок и приключений». Сценарий праздника для детей среднего дошкольного возраста

Галина Чистякова 
«Путешествие в страну сказок и приключений». Сценарий праздника для детей среднего дошкольного возраста

Путешествие в страну сказок и приключений для детей среднего дошкольного возраста.

Звучит музыка из передачи «По дорогам сказки». На мультимедиа заставка с названием праздника.

Ведущая:

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Мир, озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна как в речку глядятся.

А Золушку выручит Фея…

Не станет Горыныча-зпея…

Сказки со мною по всюду,

Их никогда не забуду.

«Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает ДОБРО!»

Ребята, вы хотите отправиться в страну сказок? Для этого нужно сказать волшебные слова и несколько раз повернуть.

Звучит сказочная музыка.

Вед: Повторяйте за мной волшебное заклинание:

Маятник качается,

Сказка начинается.

Крибли, крабли, бумс!

И покружились.

Вот мы и в сказочной стране, а какой сказочный герой нас встретит вы узнаете, отгадав загадку.

Смешной человечек на крыше живет,

Смешной человечек ириски жует.

Смешной человечек скучать не привык.

Смешной человечек большой озорник.

Кто это? Вы узнали? Правильно это Карлсон.

Встречайте. (Влетает Карлсон).

Карлсон: Здравствуйте, я мужчина, приятной наружность в полном расцвете сил. А как называется сказка из которой я к вам прилетел?

(«Малыш и Карлсон»).

Карлсон: Ребята, а вы знаете сказки, любите их как люблю их я?

Тогда мы с вами сегодня поиграем и пошалим,

Попробуем отгадать героев разных сказок.

I. 1 «Назови героя и название сказки»

Карлсон: 1Отгадайте загадку и на экране увидите отгадку.

Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живет

В деревне кур крадет (лиса)

А из какой она сказки? («Лисичка сестричка и серый волк»)

2 Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Утром рано встает,

Голосисто поет (Петух). Из какой сказки? («Заюшкина избушка»)

3 Кто от бабушки ушел,

Кто от дедушки ушел.

По амбару метен,

На сметане мешен.

Ну- ка, дети дети не зевайте, а загаду отгадайте. (колобок)

4 В красной шапочке своей,

К бабушке ходила,

Пирожки с горшочком масла

Ей всегда носила. (Красная шапочка)

5 Всех излечит, исцелит

Добрый доктор (Айболит)

6 Кто доброй сказкой входит в дом,

Кто с детства каждому знаком

И Дуремар и Карабас им околпачены не раз

В его руках от счастья ключ и потому он так везуч. Скажите, как его зовут? (Буратино)

Карлсон: А наше путешествие продолжается.

Скажем волшебные слова:

Маятник качается

Сказка начинается.

Крибли, крабли, бумс!

II. И мы попадаем в страну музыкальных сказок.

Вам нужно по мелодии узнать героя и сказку из которой он.

1 Пусть бегут неуклюжи.

2 Антошка

3 Облака.

4 Какой чудесный день.

5 Гуси

6 Чебурашка.

Карлсон: А наше путешествие продолжается.

Скажем волшебные слова:

Маятник качается,

Cказка начинается.

Крибли, крабли, бумс!

III. Попадаем в сказочную страну мультфильмов.

На крыше, где я живу, я нашел очень интересный сундучок.

А что в нем мы сейчас отгадаем. (Вынимаем вещи из разных мультфильмов и по ним отгадываем персонажа)

Вещи:

Карлсон – пропеллер.

Мойдодыр - мочалка, мыло.

Ослик - хвостик.

КарлсонСказкасказка появисьсказка, покажись!

Повторяйте дружно за мной.

Маятник качается,

Cказка начинается.

Крибли, крабли, бумс!

IV. Мы попадаем в сказочную страну Выдумщиков.

В ней вы проявите свое творчество и воображение.

Из геометрических фигур соберите сказочного героя.

Дети собирают и рассказывают, кого они собрали и из каких фигур.

Карлсон: Вы не устали?

V. Тогда, мы отправляемся на сказочный танцевальный

марафон.

Карлсон: Сегодня в сказках побывали,

Мы с вами пели и плясали,

Загадки все мы отгадали.

Но время весело бежит

И в садик путь у нас лежит.

Все вместе говорим волшебные слова:

Крибли, крабли, бумс!

Вот мы и опять в нашем зале. До встречи с новыми сказками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Поле чудес"

на тему: Конспект занятия по развитию речи       "Поле чудес" Выполнил:Филиппова Е.ВНабережные Челны 2014г.Конспект занятия по развитию речи«Поле чудес».Программное соде...

конспект занятия по развитию речи "Калейдоскоп сказок"

Тема: «Калейдоскоп сказок»Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках; развивать связную речь с помощью пересказа сказки; воспитывать любовь к художественной литературе.Материал:  ка...

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"

Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок" младшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Сундучок сказок».Основная образовательная деятельность: речевое разв...

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"...

конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"

Конспект занятия по развитию речи для младшей группы с использованием игровых технологий "Сундучок сказок"...