Программа дополнительного образования "Пальчик, ручка, язычок"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Программа дополнительного образования "Пальчик, ручка, язычок"
Содержание рабочей программы:
- Пояснительная записка………………………………………………….3 с.
- Учебно - тематический план……………………………………………6 с.
- Содержание изучаемого курса……………………………………….7 с.
- Учебно - методическое обеспечение программы дополнительного образования……………………………………………………………..15 с.
- Список литературы……………………………………………………16 с.
Пояснительная записка
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её, развивать. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним, из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.
Актуальность проблемы. Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук значимо и актуально в работе воспитателя, поэтому мы подробно занялась ее изучением и внедрили в свою работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Программа дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок», предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Пальчик, ручка, язычок» по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, расширяет и дополняет общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, разработана для первой младшей группы Структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» МБДОУ «Детский сад «Планета Детства» комбинированного вида», Чамзинского района, пгт. Комсомольский РМ.
Цель: Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Обучающие:
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Формы и режим занятий
Возраст детей участвующих в реализации программы дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок» – 2-3 года.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 32 занятия. Занятия проходят с октября по май месяц один раз в неделю во второй половине дня по 15 минут, с 16 ч 00 мин. до 16 ч.15 мин.
занятие | количество занятий в месяц | длительность занятия | объем нагрузки в месяц | всего занятий в год |
4 | 15 минут | 60 минут | 32 занятия (480 мин – 8 часов) | |
Итого | 4 | 15 минут | 60 минут | 32 занятия - 8 часов. |
Форма обучения:
1) индивидуальная;
2) подгрупповая.
Форма работы программы дополнительного образования в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта.
Программа дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок» способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Первая часть программы – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- развитие речевой деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики;
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Формы подведения итогов реализации кружка «Пальчик, ручка, язычок»:
- открытое занятие «Цветы» для родителей;
- выступление на педсовете с презентацией (годовой отчёт) программы дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок»;
- выставка – фотоотчет на родительском собрание (май) о реализации программы дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок».
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема | Общее количество занятий |
октябрь |
| |
1 | «Зайка» | 1 |
2 | «Друзья» | 1 |
3 | «Капуста» | 1 |
4 | «Фрукты» | 1 |
ноябрь |
| |
1 | «Обувь» | 1 |
2 | «Осень» | 1 |
3 | «Овощи» | 1 |
4 | «Карандаши» | 1 |
декабрь |
| |
1 | «Одежда» | 1 |
2 | «Пирожки» | 1 |
3 | «Цыплятки» | 1 |
4 | «Дедушка Мороз» | 1 |
январь |
| |
1 | «Зима» | 1 |
2 | «Что зимой мы любим делать?» | 1 |
3 | «Мамы и малыши» | 1 |
4 | «Я с игрушками играю» | 1 |
февраль |
| |
1 | «Лесные звери». | 1 |
2 | «Зима - белоснежная» | 1 |
3 | «Богатырь» | 1 |
4 | «Наш дом» | 1 |
март |
| |
1 | «Мамочка» | 1 |
2 | «Ёжик». | 1 |
3 | «Весна». | 1 |
4 | «Кошечка» | 1 |
апрель |
| |
1 | «Дятел» | 1 |
2 | « Бусы» | 1 |
3 | «Красивый домик» | 1 |
4 | «Машины» | 1 |
май |
| |
1 | «Бабушки» | 1 |
2 | «Насекомые» | 1 |
3 | «День - ночь» | 1 |
4 | «Цветы» | 1 |
ИТОГО |
| 32 занятия |
Содержание изучаемого курса
№ занятия | тема | цель | содержание | |
октябрь |
|
| ||
1 | «Зайка»
| Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Развивать артикуляционный аппарат детей. | Массаж пальчиков карандашами; Пальчиковая гимнастика «Зайка»; Артикуляционное упражнение «Улыбка». | |
2 |
«Друзья»
| Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Друзья». Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке». Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | |
3 |
«Капуста»
| Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. Развивать артикуляционный аппарат детей. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Капуста». Шнуровка «Овощи». Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка». | |
4 |
«Фрукты» | Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений, широко и спокойно открывать и закрывать рот. Обогащение словарного запаса. Развивать сенсомоторную координацию. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.
Пальчиковая гимнастика «Лимон». Шнуровка «Фрукты». Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». | |
ноябрь |
|
| ||
1 |
«Обувь»
| Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Обувь». Разбери пуговицы по цвету. Артикуляционное упражнение «Лопата» | |
2 |
«Осень»
| Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. Закреплять правильное произношение звуков. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастка «Осень». Собери бусы. Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко» | |
3 |
«Овощи» | Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения действий с текстом. Выработка подвижности и точности языка | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Овощи». Обведи по контуру овощи. Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки». | |
4 |
«Карандаши» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика «Карандаши». Разбираем счётные палочки по цвету. Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами». | |
декабрь |
|
| ||
1 |
«Одежда»
| Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Одежда». Шнуровка «Пришей пуговицу». Артикуляционное упражнение «Иголочка» . | |
2 |
«Пирожки» | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творчес-кие способности. Развивать моторику обеих рук. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили». Рисуем пальчиком по манке. Артикуляционное упражнение «Расчёска». | |
3 |
«Цыплятки»
| Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Цыплятки». Игра «Поможем Золушке разобрать крупу». Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» | |
4 |
«Дедушка Мороз» | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Дедушка Мороз!» Игра «Собери бусы». Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | |
январь |
|
| ||
1 |
«Зима»
| Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом. Развивать речевое дыхание. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастка «Зима». Игра «Застегни и расстегни». Артикуляционное упражнение «Шарик». | |
2 |
«Что зимой мы любим делать?»
| Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика. «Что зимой мы любим делать?» Шнуровка «Ёлка». Артикуляционное упражнение «Лошадка». | |
3 |
«Мамы и малыши»
| Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши». Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». Артикуляционное упражнение «Качели». | |
4 |
«Я с игрушками играю»
| Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Катаем карандашики» Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю». Игра «Найди, что спряталось в фасоли» Артикуляционное упражнение «Заборчик» | |
февраль |
|
| ||
1
|
«Лесные звери».
| Активизировать движение пальцев рук. Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика. «Лесные звери». MAXI – пазлы «Зоопарк». Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку». | |
2 |
«Зима - белоснежная»
| Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Зима». Игры с пробками. Артикуляционное упражнение «Качели». | |
3 |
«Богатырь»
| Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Богатырь». Сматывание нитки в клубок. Артикуляционное упражнение «Пятачок». | |
4 |
«Наш дом»
| Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Наш дом». Игра «Выложи по контуру». Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». | |
март |
|
| ||
1 |
«Мамочка»
| Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика «Мамочка». Штриховка «Цветы для мамы». Артикуляционное упражнение «Блинчик». | |
2 |
«Ёжик».
| Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную коорди-нацию рук, умение действовать согласно тексту. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика «Ёж» Шнуровка «Ёжик». Артикуляционное упражнение «Иголочка». | |
3 |
«Весна».
| Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориен-тацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Весна». «Развесь бельё на верёвочку». Артикуляционное упражнение «Маляр».
| |
4 |
«Кошечка»
| Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков колечком. Пальчиковая гимнастика «Кошечка». Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу. Артикуляционное упражнение «Орешки» | |
апрель |
|
| ||
1 |
«Дятел»
| Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творчес-кие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков. Пальчиковая гимнастика «Дятел». Составление контуров предметов из счётных палочек. Артикуляционное упражнение «Пароход гудит». | |
2 |
«Бусы» | Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Ягодки». Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. Артикуляционное упражнение «Улыбка». | |
3 |
«Красивый домик» | Активизировать движение пальцев рук методом штриховки. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика «Дом». Штриховка «Домик». Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». | |
4 |
«Машины»
| Развивать мелкую моторику рук (застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок). Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков надевание и снимание колечка. Пальчиковая гимнастика «Машины». Панно «Теремок». Артикуляционное упражнение «Заборчик». | |
май |
|
| ||
1
|
«Бабушка» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Игра «Бусы для бабушки». Артикуляционная гимнастика «Часики». | |
2 |
«Насекомые»
| Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно. Развитие речевого дыхания. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Игра «Найди, что спряталось в фасоли». Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | |
3 |
«День - ночь»
| Развивать мелкую моторику рук, навык сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «День - ночь» Стирание ластиком нарисованных предметов. Артикуляционное упражнение «Киска сердится». | |
4 |
«Цветы»
| Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика «Цветы». Игра «Самый ловкий». Артикуляционное упражнение «Барабанщик». | |
Методическое обеспечение кружка «Пальчик, ручка, язычок»
- картотека пальчиковых игр;
- консультации для родителей;
- предметно развивающая среда, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики».
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины.
Список использованной литературы:
- Ермакова. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / О. Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 2004.- 20 с.
- Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 768 c.
- Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Куликовская. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 119 c.
- Мальцева, И. В. Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет / И. В. Мальцева . – СПб. : Азбука-Классика, 20с.
- Рыжова, Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н.В. Рыжова. - М.: Сфера, 2017. - 869 c.
- Умные ручки : пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет : практ. пособие / авт.-сост. Андрей Хвостовцев. - Новосибирск : Сибир. университет. изд-во, 2008. – 151 с. : ил. - (Умница : для детей и взрослых).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pyanzina_t.a.docx | 57.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы:
- Пояснительная записка………………………………………………….3 с.
- Учебно - тематический план……………………………………………6 с.
- Содержание изучаемого курса……………………………………….7 с.
- Учебно - методическое обеспечение программы дополнительного образования……………………………………………………………..15 с.
- Список литературы……………………………………………………16 с.
Пояснительная записка
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её, развивать. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним, из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.
Актуальность проблемы. Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук значимо и актуально в работе воспитателя, поэтому мы подробно занялась ее изучением и внедрили в свою работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Программа дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок», предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Пальчик, ручка, язычок» по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, расширяет и дополняет общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, разработана для первой младшей группы Структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» МБДОУ «Детский сад «Планета Детства» комбинированного вида», Чамзинского района, пгт. Комсомольский РМ.
Цель: Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Обучающие:
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Формы и режим занятий
Возраст детей участвующих в реализации программы дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок» – 2-3 года.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 32 занятия. Занятия проходят с октября по май месяц один раз в неделю во второй половине дня по 15 минут, с 16 ч 00 мин. до 16 ч.15 мин.
занятие | количество занятий в месяц | длительность занятия | объем нагрузки в месяц | всего занятий в год |
4 | 15 минут | 60 минут | 32 занятия (480 мин – 8 часов) | |
Итого | 4 | 15 минут | 60 минут | 32 занятия - 8 часов. |
Форма обучения:
1) индивидуальная;
2) подгрупповая.
Форма работы программы дополнительного образования в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта.
Программа дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок» способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Первая часть программы – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- развитие речевой деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики;
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Формы подведения итогов реализации кружка «Пальчик, ручка, язычок»:
- открытое занятие «Цветы» для родителей;
- выступление на педсовете с презентацией (годовой отчёт) программы дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок»;
- выставка – фотоотчет на родительском собрание (май) о реализации программы дополнительного образования «Пальчик, ручка, язычок».
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема | Общее количество занятий |
октябрь | ||
1 | «Зайка» | 1 |
2 | «Друзья» | 1 |
3 | «Капуста» | 1 |
4 | «Фрукты» | 1 |
ноябрь | ||
1 | «Обувь» | 1 |
2 | «Осень» | 1 |
3 | «Овощи» | 1 |
4 | «Карандаши» | 1 |
декабрь | ||
1 | «Одежда» | 1 |
2 | «Пирожки» | 1 |
3 | «Цыплятки» | 1 |
4 | «Дедушка Мороз» | 1 |
январь | ||
1 | «Зима» | 1 |
2 | «Что зимой мы любим делать?» | 1 |
3 | «Мамы и малыши» | 1 |
4 | «Я с игрушками играю» | 1 |
февраль | ||
1 | «Лесные звери». | 1 |
2 | «Зима - белоснежная» | 1 |
3 | «Богатырь» | 1 |
4 | «Наш дом» | 1 |
март | ||
1 | «Мамочка» | 1 |
2 | «Ёжик». | 1 |
3 | «Весна». | 1 |
4 | «Кошечка» | 1 |
апрель | ||
1 | «Дятел» | 1 |
2 | « Бусы» | 1 |
3 | «Красивый домик» | 1 |
4 | «Машины» | 1 |
май | ||
1 | «Бабушки» | 1 |
2 | «Насекомые» | 1 |
3 | «День - ночь» | 1 |
4 | «Цветы» | 1 |
ИТОГО | 32 занятия |
Содержание изучаемого курса
№ занятия | тема | цель | содержание | |
октябрь | ||||
1 | «Зайка» | Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Развивать артикуляционный аппарат детей. | Массаж пальчиков карандашами; Пальчиковая гимнастика «Зайка»; Артикуляционное упражнение «Улыбка». | |
2 | «Друзья» | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Друзья». Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке». Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | |
3 | «Капуста» | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. Развивать артикуляционный аппарат детей. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Капуста». Шнуровка «Овощи». Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка». | |
4 | «Фрукты» | Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений, широко и спокойно открывать и закрывать рот. Обогащение словарного запаса. Развивать сенсомоторную координацию. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика «Лимон». Шнуровка «Фрукты». Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». | |
ноябрь | ||||
1 |
«Обувь» | Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Обувь». Разбери пуговицы по цвету. Артикуляционное упражнение «Лопата» | |
2 | «Осень» | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. Закреплять правильное произношение звуков. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастка «Осень». Собери бусы. Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко» | |
3 | «Овощи» | Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения действий с текстом. Выработка подвижности и точности языка | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Овощи». Обведи по контуру овощи. Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки». | |
4 | «Карандаши» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика «Карандаши». Разбираем счётные палочки по цвету. Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами». | |
декабрь | ||||
1 | «Одежда»
| Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Одежда». Шнуровка «Пришей пуговицу». Артикуляционное упражнение «Иголочка» . | |
2 | «Пирожки» | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творчес-кие способности. Развивать моторику обеих рук. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили». Рисуем пальчиком по манке. Артикуляционное упражнение «Расчёска». | |
3 | «Цыплятки» | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Цыплятки». Игра «Поможем Золушке разобрать крупу». Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» | |
4 | «Дедушка Мороз» | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Дедушка Мороз!» Игра «Собери бусы». Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | |
январь | ||||
1 |
«Зима» | Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом. Развивать речевое дыхание. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастка «Зима». Игра «Застегни и расстегни». Артикуляционное упражнение «Шарик». | |
2 | «Что зимой мы любим делать?» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика. «Что зимой мы любим делать?» Шнуровка «Ёлка». Артикуляционное упражнение «Лошадка». | |
3 | «Мамы и малыши» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши». Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». Артикуляционное упражнение «Качели». | |
4 | «Я с игрушками играю» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Катаем карандашики» Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю». Игра «Найди, что спряталось в фасоли» Артикуляционное упражнение «Заборчик» | |
февраль | ||||
1 |
«Лесные звери».
| Активизировать движение пальцев рук. Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика. «Лесные звери». MAXI – пазлы «Зоопарк». Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку». | |
2 |
«Зима - белоснежная» | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Зима». Игры с пробками. Артикуляционное упражнение «Качели». | |
3 |
«Богатырь» | Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Богатырь». Сматывание нитки в клубок. Артикуляционное упражнение «Пятачок». | |
4 | «Наш дом» | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Наш дом». Игра «Выложи по контуру». Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». | |
март | ||||
1 | «Мамочка» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика «Мамочка». Штриховка «Цветы для мамы». Артикуляционное упражнение «Блинчик». | |
2 | «Ёжик». | Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную коорди-нацию рук, умение действовать согласно тексту. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика «Ёж» Шнуровка «Ёжик». Артикуляционное упражнение «Иголочка». | |
3 | «Весна». | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориен-тацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Весна». «Развесь бельё на верёвочку». Артикуляционное упражнение «Маляр». | |
4 | «Кошечка» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков колечком. Пальчиковая гимнастика «Кошечка». Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу. Артикуляционное упражнение «Орешки» | |
апрель | ||||
1 |
«Дятел» | Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творчес-кие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков. Пальчиковая гимнастика «Дятел». Составление контуров предметов из счётных палочек. Артикуляционное упражнение «Пароход гудит». | |
2 | «Бусы» | Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Ягодки». Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. Артикуляционное упражнение «Улыбка». | |
3 | «Красивый домик» | Активизировать движение пальцев рук методом штриховки. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика «Дом». Штриховка «Домик». Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». | |
4 | «Машины» | Развивать мелкую моторику рук (застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок). Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков надевание и снимание колечка. Пальчиковая гимнастика «Машины». Панно «Теремок». Артикуляционное упражнение «Заборчик». | |
май | ||||
1 | «Бабушка» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Игра «Бусы для бабушки». Артикуляционная гимнастика «Часики». | |
2 | «Насекомые» | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно. Развитие речевого дыхания. | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Игра «Найди, что спряталось в фасоли». Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | |
3 | «День - ночь» | Развивать мелкую моторику рук, навык сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом. Закреплять правильное произношение звуков, слов. | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «День - ночь» Стирание ластиком нарисованных предметов. Артикуляционное упражнение «Киска сердится». | |
4 | «Цветы» | Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев. Выработка подвижности и точности языка. | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика «Цветы». Игра «Самый ловкий». Артикуляционное упражнение «Барабанщик». |
Методическое обеспечение кружка «Пальчик, ручка, язычок»
- картотека пальчиковых игр;
- консультации для родителей;
- предметно развивающая среда, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики».
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины.
Список использованной литературы:
- Ермакова. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / О. Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 2004.- 20 с.
- Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 768 c.
- Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Куликовская. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 119 c.
- Мальцева, И. В. Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет / И. В. Мальцева . – СПб. : Азбука-Классика, 20с.
- Рыжова, Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей / Н.В. Рыжова. - М.: Сфера, 2017. - 869 c.
- Умные ручки : пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет : практ. пособие / авт.-сост. Андрей Хвостовцев. - Новосибирск : Сибир. университет. изд-во, 2008. – 151 с. : ил. - (Умница : для детей и взрослых).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"
Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"...
Программа дополнительного образования "Непослушный язычок"
Оглавление 1. Пояснительная записка 2.Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей 3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития...
Программа дополнительного образования «Веселый язычок»
Специалисты логопеды повсеместно сталкиваются с проблемами, во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи; во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от...
Программа дополнительного образования "Волшебный язычок"
Программа дополнительного образования кружок "Волшебный язычок" для детей 5-6 лет...
Конспект ООД по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»...
Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...