Сочинение сказки на предложенный сюжет (об инструментах)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи «Сочинение сказки на предложенный сюжет»
(подготовительная к школе группа)
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интегрированные задачи:
образовательные:
- связная речь: продолжать совершенствовать умение составлять короткие сказки об инструментах;
- словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; активизировать глаголы; помогать осваивать образные слова и выражения;
- ЗКР: тренировать в дифференциации звуков [С], [Ц];
развивающие:
- развивать фантазию, воображение, мышление, внимание;
воспитательные:
- воспитывать уважение к труду.
Оборудование: демонстрационное: слайды; раздаточное: паровозы.
Словарная работа:
обогащение словаря: белоручка, золотые руки.
активизация словаря: фермер, парфюмер, программист, дизайнер, фармацевт, ветеринар, менеджер.
Предварительная работа: беседы о профессиях и орудиях труда, инструментах, чтение художественной литературы, рисование, лепка.
Ход
Воспитатель приглашает детей в круг.
Проговаривание чистоговорки
Ас-ас-ас, у меня контрабас.
Ес-ес-ес, очень острый стеклорез.
Сли-сли-сли, зазвучали гусли.
Сти-сти-сти, красят крышу кисти.
Ска-ска-ска, мне нужна стамеска.
Ски-ски-ски, сжали мы тиски.
Цы-цы-цы, режут ножницы.
Иц-иц-иц, продают в аптеке шприц.
Цет-цет-цет, положи пинцет.
Игра «Паровоз»
В: Найдите и покажите, где находится, звук [С] или [Ц]: стремянка, плоскогубцы, сверло, тиски, кусачки, микроскоп, циркуль, пинцет, шприц, скальпель, контрабас, скрипка.
Как можно назвать эту группу слов?
Д: Орудия труда, инструменты.
Слушание истории об одной девочке
В: Послушайте об одной девочке, которую зовут Леночка.
«Леночка, - говорит ей мама, - вымой руки. Они у тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
Как вы думаете, что значит слово белоручка?
Д: Тот, кто не умеет и не любит трудиться, ленится.
В: Какое два слова соединили и получили слово белоручка?
Д: Белые руки.
Чтение стихотворения Е. Серовой «Ветерок»
В: Послушайте стихотворение Е. Серовой.
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
Какое слово повторялось в этих стихах?
Д: Золотая.
В: Почему так говорят – золотые руки? Что это значит?
Д: Так говорят про того, кто умеет трудиться и все делает хорошо, умело.
В: Да, про того, кто любит трудиться и трудится хорошо, говорят: «У него золотые руки». А того, кто ленится, ничего не умеет делать, называют белоручкой.
В: А что помогает людям в труде?
Д: Орудия труда, инструменты.
Игра «Найди сходства и отличия»
В: Что здесь изображено?
Д: Отвертки.
В: Что между ними общего? Чем они похожи?
Д: У них одинаковая рукоятка.
В: А теперь скажите, чем отвертки отличаются друг от друга.
Д: У них стержень разной длины и формы.
Аналогично рассматриваются плоскогубцы, барабаны, молотки.
Игра «Четвертый лишний»
В: Какой предмет лишний? Почему?
Детям предлагается группа орудий труда, инструментов, используемых почтальоном, шахтером, продавцом, врачом, швеей, строителем, поваром, полицейским, пожарным.
Игра «Придумай предложение»
В: Придумайте предложение по картинке. Кто изображен на картинке? Что он делает? Какой инструмент использует?
Побуждать детей использовать названия профессий: фермер, парфюмер, программист, дизайнер, фармацевт, ветеринар, менеджер.
Зрительная гимнастика «Маляры»
Нет забавнее игры: (садятся прямо и настраиваются)
Наши глазки – маляры.
Мы заборы красим (движения глаз вверх – вниз, плавно, 8-10 раз)
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два.
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии. (легко моргают)
Чтение сказки Л. Черского «Метла и старый барабан»
Послушайте сказку Л. Черского «Метла и старый барабан».
Стояли в углу старый поломанный барабан и метла. И жаловался барабан:
- Обидно мне рядом с метлой стоять! Ведь я – вещь нужная, а тобой, метла, только сор выметают.
Метла выслушала и ответила:
- Ты, барабан, правду говоришь. Мое дело – выметать сор и такие ненужные вещи, как старый поломанный барабан.
В: Что за предметы стояли в углу?
Д: Барабан и метла.
В: На что жаловался барабан?
Д: Обидно мне рядом с метлой стоять.
В: Что сказала на это метла?
Д: Ты, барабан, правду говоришь. Мое дело – выметать сор и такие ненужные вещи, как старый поломанный барабан.
В: Каким был барабан?
Д: Барабан старый, поломанный, высокомерный, ворчливый.
В: А что вы можете сказать о метле?
Д: Метла старая, трудолюбивая, ответственная, у нее есть самоуважение.
Физминутка «Дрова»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки руками)
За дровами мы идем (ходьба)
И пилу с собой несём.
Вместе пилим мы бревно, (движения пильщиков)
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку, (движения рубщиков)
Их разрубим на дощечки.
А теперь их соберём (наклоны)
И в сарайчик отнесём.
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (садятся за столы)
Сочинение индивидуальных сказок про орудия труда, инструменты
В: Предлагаю вам сочинить маленькие сказки про орудия труда, инструменты. Расскажите, какие они, что за история с ними произошла. Может быть, они кому-то помогли. А может, встретились уже старые и рассказывают друг другу о себе.
Работа над пословицами
В: Какие пословицы вы знаете о труде?
В: Прочитайте пословицы и закончите их.
Д: Кончил дело – гуляй смело. Терпение и труд все перетрут. Глаза боятся, а руки делают. Труд человека кормит, а лень портит.
Рефлексия
Чем вам понравилось больше всего заниматься? А какая сказка вам понравилась больше всего? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Фрукты. Сочинение сказки по сюжетным картинкам
Программное содержание:Закреплять название фруктов, умение их узнавать. Согласовыватьназвание фруктов с числительными.Учить сочинять сказки по сюжетным картинкам, связно отвечать на вопрос...
Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".
Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.
Конспект занятия по развитию речи с использованием интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...
Информация на тему: « Обучение рассказыванию по картине, из личного опыта, по предложенным сюжетам»
материал из личного опыта...
Игры по предложенному сюжету
Содержание игр по предложенному сюжету в 1 младшей группе...
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы «Сочинение сказки на предложенную тему»
Развитие связной речи. Сочинение сказки, опираясь на серию сюжетных картинок....
Сочинение сказки на предложенный сюжет
Развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по набору картинок с персонажами сказок....