Активизация словаря дошкольников
консультация по развитию речи
Данный материал содержит описание приемов активизации речи дошкольников и примеры их использования. Материал может быть полезен для воспитателей и специалистов детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_slovarya_doshkolnikov.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Активизация словаря. Обогащение словаря с детьми на занятиях и в повседневной жизни»
автор: воспитатель МБДОУ ДС КВ №5
Пелипенко Наталья Алексеевна
Для свободного владения речью ребенок, прежде всего, должен овладеть достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выразить свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. Поэтому не следует жалеть сил и времени на упражнения по обогащению словарного запаса слов.
Усвоение ребенком грамматических форм языка происходит поэтапно. Сначала он механически употребляет слова, затем грамматические средства начинают приобретать для ребенка смысловую нагрузку и употребляться им осмысленно. Усвоение ребенком грамматических форм языка происходит поэтапно. Сначала он механически употребляет слова, затем грамматические средства начинают приобретать для ребенка смысловую нагрузку и употребляться им осмысленно.
Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря предлагает активное и действительное познание им окружающей действительности, она входит в различные виды деятельности: в игровую, бытовую, трудовую, учебную и следовательно, осуществляется в различных формах: и в быту, и на занятиях. Так с предметами, с явлениями живой и неживой природы, со свойствами и качествами материалов дети знакомятся на занятиях.
Ведущим на занятиях выступает метод наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования (практических действий: надавить на предмет, согнуть его, потянуть, измерить и т.д., сравнение с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т.д.) дети вычленяют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен, открывают предметы времени года и т.д. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводит в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные, знакомит с различными оттенками значения слова.
Для обогащения и уточнения словаря детей могут быть использованы следующие приемы:
- употребляя в своей речи новые для детей слова, выделить их интонационно («Мальчик вот-вот заплачет. Он чем-то сильно огорчен... Посмотрите, какой неуклюжий щенок). Объяснить их смысл и, если возможно происхождение.
- Организуя действия детей по обследованию объекта, добиваться, чтобы новое слово и понятие, которое оно обозначает, выступали для ребенка в единстве. («Пластинка не гладкая, не ровная. Она шершавая. Проведите по ней рукой, и вы убедитесь в этом»).
- Предложить речевой образец для точного воспроизведения детьми слова для небольшой фразы («скажите «неуклюжий»». Предложите медвежонку: ляг на бочок.)
- Предусмотреть возможности для использования нового слова в различном речевом контексте («Пластина металлическая. Какая? У меня ложка. Она тоже ... металлическая. А из чего сделана машина? Из металла»).
Помимо ознакомления с предметами и материалами, свойствами и качествами, необходимо предусматривать пополнение словаря детей в процессе их ознакомления с явлениями общественной жизни и в первую очередь с трудом людей. С этой целью проводятся различного рода наблюдения, которые осуществляются в форме экскурсий и целевых прогулок. Наблюдения должны отражать сегодняшние дела и заботы окружающих ребенка людей. Рассказывая о труде — родитель, сотрудник детского сада, воспитатель пробуждает в каждом ребенке помощь взрослым, сделать для них что-то приятное. Параллельно закрепляется освоение правил бережного отношения к вещам, как к результату человеческого труда.
Очень важно, чтобы впечатления, полученные детьми, находили отражение в их играх. Большую роль в этом принадлежит воспитателю. Он может подсказать сюжет и интересный ход игры, показать иллюстрации, подобрать игрушки. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения. Это игры — инсценировки, участвуя в которых, дети учатся отвечать на телефонные звонки, принимая гостя и т.д.
Целям обогащения и активизации словаря служат также занятия по рассмотрению сюжетных картин. Детям свойственно бессимметричное перечисление изображенных объектов. Поэтому вопросы должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку осмыслить ситуацию в целом, понять причины связи в зависимости. Вопросов не должно быть много. Обобщая ответы на них, целесообразно использовать различные образные средства,‚ которые впоследствии помогут детям характеризовать содержательную и эмоциональную сторону изображенного. Для уточнения представления детей об окружающем и активизации словаря проводятся занятия в виде Д/и/ «Лето-осень», В саду - на огороде», «Одежда-обувь- головные уборы» и т.д.) и беседы о временах года (Д/и «Когда это бывает? и т.д.). При их проведении можно использовать следующие приемы активизации словаря:
- Вопросы к детям, требующие ответа, консультации (как?, почему?, зачем?);
- Напоминание, косвенный подсказ известного ребенку слов («Красная шапочка верила волку. Она была ...» - «Доверчива»);
- Образование слов по аналогии («Для сахара — сахарница, для сухарей — сухарница);
- Подбор прилагательных и глаголов характерных для объекта («Какой
рассказ?» - «Веселый, смешной, похожий на сказку»);
- Договаривание и подговаривание детьми слов, пропущенных воспитателем (у нее иголки зимой...» «В серебре», «Медведя в тележке по… (потряхивает».).
Д/и «Какой?» (рассматривание игрушки, предмета, растения), учатся вычленять и называть его характерные признаки: черный, большой, лохматый, сердитый (медведь), фикус — высокое растение с крупными ЛИСТЬЯМИ И Т.Д.).
Д/и «Чудесный мешочек» - определяют на ощупь предметы, обозначает овощи, различают материалы: резиновый, деревянный, бумажный и т.д.) и фактуру (мягкий, гладкий, пушистый...).
Д/и «Как назвать вторым словом» (сделана из дерева — ложка, матрешка, пирамидка; можно пришить пуговицу, кнопку; можно есть — хлеб, огурец, яблоко и т.д.).
Параллельно дети упражняются в согласовании местоимения с существительным в роде и числе. И у ребенка за каждым употребленным словом будет стоять достаточно отчетливое представление об обозначаемом словом предмете или явлении, что сделает его речь более осознанной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.
Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....
Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.
Данная статья рассказывает об обыте работы по использованию народной педагогики, материала устного творчества, народных традиций для решения воспитательных, образо...
Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами
В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...
Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"
Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....
Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников.
Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников....
Активизация словаря дошкольника 3-4 лет
Консультация для педагогов по самообразованию...
«Активизация словаря дошкольника через рассматривание картинок»
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знан...