«Активизация словаря дошкольника через рассматривание картинок»
статья по логопедии

Зиниченко Юлия Борисовна

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии и, напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация словаря дошкольника через рассматривание картинок летней тематики»

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии и, напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет отметить, что в словарной работе с дошкольниками существует два аспекта. Первый аспект связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. Этот аспект представлен прежде всего в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной. Второй аспект: здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, точным по смыслу использованием антонимов, синонимов, многозначных слов. Это направление представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны, поскольку работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова. Ведущим средством развития словаря детей можно считать игровую деятельность, в процессе которой ребенка учат дифференцировать слова и активно употреблять их в речи.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. Различные части речи представлены в их словаре неравномерно: избыточны существительные, недостаточно глаголов, крайне мало прилагательных, отсутствуют многие предлоги, наречия, местоимения. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний, в частом употреблении одной и той же группы слов, что наиболее явно обнаруживается при обозначении действий и признаков предметов. Необходимо отметить так же значительный разрыв между пассивным словарём и активным.

И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Активизация словаря – увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых понимается ребенком. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Усложнение содержания словарной работы наблюдается по следующим направлениям:

1) овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

2) рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс способности к расчленённому восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;

3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей. В соответствии с первым условием гипотезы, обогащается предметно-пространственная среда дидактическими играми, материалами, книжками с иллюстрациями, картинками предметными и сюжетными, комплектами дидактических игрушек, лото различного типа («Зоологическое лото», «Веселое лото», «Дикие животные») и др.

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; Они проводятся во всех группах и имеют цель уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделяя существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с мало знакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнений.

Существует три основные группы методических приёмов: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

1. Речевой образец–правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2. Повторное проговаривание–преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3. Объяснение–раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследований предметов.

4. Указания–разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5. Вопрос–словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими –"Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?" и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями –"Почему? Зачем? Чем похожи?" вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития. Наглядные приёмы–показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей.

Для формирования словаря используют дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Чтобы речь взрослого была четкой, выразительной, неторопливой. Каждый сюжет преподносился в живой, эмоциональной форме. Особое внимание уделяли приемам обогащения и уточнения словаря (показ с называнием, многократные повторения нового слова или фразы, хоровые и индивидуальные ответы, объяснение назначения предмета, поручения, предполагающие ответ действием, а также приемам активизации словаря (вопросы, сочетание показа и объяснений воспитателя и т. д.).

На прогулках организовывали наблюдения за явлениями неживой (облаками, дождем, снегопадом, снежинками, листопадом, погодой, солнцем и т. д.) и живой природы (деревьями, кустарниками, цветами, животными, птицами, насекомыми, за явлениями социальной жизни (трудом взрослых, пешеходами, за транспортом (автобусами, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями). Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это?», «кто это?», «какой?», «что делает?», «что с ним можно делать?».

– на активизацию названий предметов, их частей и деталей, действий, качеств и свойств (например, «Какое небо (чистое, голубое? Какая погода? (Ясная, солнечная). А если небо закрыто тучами? Тогда оно какое? (Хмурое, серое). А какая погода? (Пасмурная)»;

– помогающие осознать прямое и переносное значение слов («Почему сосульки на солнечной стороне «плачут»? Как они это делают? Посмотрите, как цветет береза. Почему цветы у берез называются сережками? Какие еще бывают сережки?»);

– на подбор сравнений («Какой ствол у березы (белый, с черными полосками). На что он похож? (На сарафан)»).

От называния видимых и ярких признаков изображаемого предмета на иллюстрации нужно переходить к перечислению свойств и качеств. Например, в игре по иллюстрации В. Лебедева к сказке «Три медведя» можно обратить внимание детей на «сказочность» медвежьей комнаты и задать вопрос «Кто больше скажет слов о предметах, какие они?». При рассматривании действий объекта детей учат видеть начало и конец действия в игре с картинками «Что сначала, что потом?». Например, в сказке «Репка» по серии сюжетных картинок Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Прогулки и экскурсии создают условия, в которых дети проводят анализ, сравнение и обобщение предметов и явлений, выдвигают предположения, делают выводы, то есть решаются познавательные задачи. При этом, важное значение имеет организация взаимодействия воспитателя с детьми. Непринужденный разговор и заранее подготовленная беседа педагога с детьми способствует систематизации знаний и представлений детей об окружающей действительности, а также успешному формированию речевых навыков и умений.

Практически на любом наглядном материале могут быть проведены такие речевые игры как:
-«Чьи детки?»;

- «Высокие башни»»

- «На птичьем дворе»»

- «Петушок»;

- «Что за предмет?»;

- «Угадай игрушку»;

- «Кто больше увидит и назовёт»;

- «Назови как можно больше предметов»;

- «Садовник и цветы»;

- «Кто больше действий назовёт»;

- «Разбуди кота»;

- «Четвёртый лишний»;
- «Чего не стало?»;
- «Что поменялось местами?»;
- «Что изменилось?»;
- «Подбери пару»;
- «Назови ласково»;
- «Скажи наоборот»;
- «Посчитаем»;
- «Действие» (что делает?);
- «Один – много»;
- «Кто где спрятался» (употребление предлогов);

Методика занятия по рассматриванию картины подчиняется общим дидактическим требованиям, которые были уже раскрыты, когда говорилось о непосредственных наблюдениях (так же подготавливается внимание детей до момента внесения картины, дается время для первоначального ее созерцания, затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними).
Основной словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов:
            1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?
            2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?
            3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?
            4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?
            5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?
              Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Не смелая, робкая, испуганная и др.)  Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?
             В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?»

            Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).
           Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

Таким образом, приведенные нами примеры методических приемов, способствующих обогащению словаря детей, должны быть использованы педагогом в образовательной работе с детьми. Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать при этом законченной. Необходимо собственно языковая работа над словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.

Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....

Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Данная статья рассказывает об обыте работы  по использованию  народной педагогики, материала устного  творчества, народных традиций  для решения   воспитательных,  образо...

Консультация для педагогов " Активизация словаря детей через родственные слова".

Цель консультации: Обратить внимание педагогов на специфику словарной работы с детьми;-Задачи:- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониман...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"

Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников.

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников....

Активизация словаря дошкольников через рассматривание картинок

Активизация словаря является важнейшей задачей словарной работы. В ходе данной деятельности педагоги побуждают детей к употреблению в речи максимально точные, подходящие по смыслу слова. Специальные м...