Активизация словаря дошкольника 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Консультация для педагогов по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_samoobrazovaniyu.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по самообразованию

«Обогащение и активизация словаря детей 3- 4 лет»

 

В системе дошкольного образования развития речь занимает важное место. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря проводится на основе углубления знаний и представлений ребёнка об окружающем.

Для обогащения и уточнения словаря используются приёмы:

1. Показ с названием при рассматривании окружающих предметов. Например: "Наши игрушки", "Что стоит и лежит в буфете". Дидактические игры: "Чудесная коробка" (В коробке находятся наборы одежды, обуви, овощей и фруктов). Называя предмет, воспитатель уточняет представление детей о его назначение, и характеризует цвет, размер.

2. Показ предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию. Например: в дидактических играх "Чудесный мешочек". (Ребёнок на ощупь определяет материал, из которого сделана вещь).

3. Сравнение сходных по внешнему виду предметов: Например «шуба-пальто», «Чайник-Кофейник», «Туфли-Босоножки».

4. Задания, предполагающие ответ действием (Например «Принеси, найди, покажи).

5. Создание воображаемых ситуаций. Воображение ребёнка 4-го года жизни развито слабо, но наличие способности к подражанию, копированию, помогают широко использовать эти ситуации на самых разнообразных занятиях (Например: приготовление куклам еды), эти предложения учат детей импровизировать, доставляя им большую радость.

Приемы, которые используются для формирования звукопроизношения.

1. Сочетания хорового повторения с индивидуальными повторениями (3-4 повторения). Например: Воспитатель говорит «у-у-у» - сигналит паровоз, скажите все, как он сигналит. А теперь послушаем, как сигналит Серёжин паровоз, Сашин.

2. Использование дидактических игр. Например: «Заводные игрушки». 3.Повторение детьми чисто говорок, например: лю-ли, лю-ли, лю-ли - куколки уснули.

Формирование грамматического строя речи - речь ребёнка становится полноценным средством общения. Правильно называть животных и их детёнышей, (утка – утки – утёнок - утята).

Развитие связной речи

Детей следует учить:

- Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них. Задавать вопросы разного характера.

- Активно включаться в разговор.

Развитие связной речи особенно эффективно осуществляется на занятиях, по рассматриванию сюжетных картин. Например: «Дети кормят курицу и цыплят». Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и сверстников. Для этого используется игровые ситуации. Например, дети называют предмет, а Мишка показывает игрушку или картинку с его изображением. Время от времени Мишка «ошибается» - показывает не тот предмет. Малыши должны уметь заметить ошибку.

Обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет происходит во время прогулки и экскурсии. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми. Дети знакомятся с понятием живой - неживой природы.

В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи.

Используемая литература.

Программа  «От  рождения  до  школы» под  ред.  Н.Е. Вераксы, 

Г.Я. Затулина  «Конспекты  комплексных  занятий  по  развитию  речи» 

В.В. Гербова  «Занятия  по  развитию  речи  во  второй  младшей  группе  детского  сада» 

О.Е.Громова,  Г.Н.Соломатина  «Лексические  темы  по  развитию  речи  детей  3-4  лет» 

О.В  Дыбина  «Занятия  по  ознакомлению  с  окружающим  миром  во  2  младшей группе» 

Г.Г. Галкина,  Т.И.Дубинина  «Пальцы  помогают  говорить» 

 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2014.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя.         

Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года

Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей

Интернетресурсы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.

Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....

Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Данная статья рассказывает об обыте работы  по использованию  народной педагогики, материала устного  творчества, народных традиций  для решения   воспитательных,  образо...

Использование краеведческого материала в работе учителя – логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом», «Моя семья», так как  этот мат...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"

Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников.

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников....

Активизация словаря дошкольников

Данный материал содержит описание приемов активизации речи дошкольников и примеры их использования. Материал может быть полезен для воспитателей и специалистов детского сада....