Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Екатерина Владимировна Лукашенко

Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokl.na_ped.s.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги.

Я хочу представить вашему вниманию опыт работы нашей группы по обогащению и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.

  Обратите внимание на задачи словарной работы, которые мы решали на протяжении учебного года с детьми средней группы:

1.  Уделяли особое внимание правильному пониманию слов, их употреблению и                 расширению активного запаса дошкольников.

2.  Вели работу над активизацией словаря детей названиями предметов , их качеств, свойств, действий.

3.  Уточняли обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда).

4.   Учили понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету.

5.  Учили замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения.

Используем для этого игры:

Д/и «Какое что бывает»

Д/и «Что умеет делать»

Д/и «Шиворот- навыворот» и др.

6. Знакомили детей с многозначными словами, используя при этом наглядный материал, оформляем дидактические альбомы. Н-р, находим на рисунке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны)

7.  Кроме того, мы знакомили детей с происхождением некоторых слов. (Почему грибы называют …подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором, почему шапку называют «ушанкой», цветок «подснежником».        

  • Одним из основных ведущим методом, который мы используем  своей работе – это наблюдение. Ежедневно на прогулках мы наблюдаем за живой и неживой природой. Обязательным при этом является использование и разучивание художественного слова. Задаем ребятам  большое количество вопросов, отвечая на которые дети подмечают характерные особенности предметов и явлений.
  • Большое внимание в нашей группе уделяется организации и проведению досугов, праздников, развлечений, на которых наши ребята проявляют свои знания по словарной работе: разучивая и читая стихи, играя  в словесные игры, отвечая на вопросы ведущего, героев, разгадывая загадки, договаривая слова в незаконченных фразах. А также разучиваем  и запоминаем текст песен, театрализованных представлений.
  • Обязательным в нашей группе является соблюдение традиции «Утро радостных встреч». Дети после выходного дня делятся своими яркими впечатлениями из опыта.    
  • Ежегодно мы активные участники  «Театральной недели», где мы показываем яркие театрализованные представления, в которых наши ребята демонстрируют высокие показатели словарной работы.
  • Словарной работе мы уделяем внимание и при организации режимных моментов. Так на утренней гимнастике используем заклички, дети при помощи считалок выбирают ловишек на подвижную игру. Во время одевания на прогулку читаем стихотворения, во время  которой нужно успеть одеться. Перед организацией обеда, чтобы дети не толпились в умывальной комнате перед входом, играем в д/и «Назови ласково», «Детеныши», «Наоборот» и т.д.
  • Наша группа активно сотрудничает по данному вопросу с родителями. Мы выпускаем для родителей стендовые консультации, беседуем с ними индивидуально, активно интерактивные формы сотрудничества. Наши родители совместно с детьми выпускают газеты, фоторепортажи, дают интервью, в которых обмениваются опытом работы по обогащению словаря в домашних условиях. Последний выпуск газеты « Помоги жителям страны слов», в которых дети вместе с родителями подбирали слова-предметы, слова признаки, слова-действия.
  • Также мы являемся активными разработчиками нетрадиционных пособий, в т.ч. и по развитию речи. Мы смастерили «Логокуб» многофункционального назначения. Используя это пособие можно решать следующие задачи:  1.Закреплять обобщающие понятия, 2.Упражнять в выделении первого звука в слове, 3.Закреплять представления о цвете, учить использовать в речи качественные прилагательные, 4.Закреплять представления о геометрических фигурах, 5.Формировать умение делить слова на слоги.

Более подробно мне хочется поделиться опытом работы по обогащению и активизации словаря дошкольников при ознакомлении со свойствами и качествами предметов. Одним из видов занятий по развитию речи, которой мы используем в своей  практике является ознакомление с качествами предметов. Качествами называют те особенности предметов, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета (твердый, холодный, мягкий и др.)

При проведении занятий мы учитываем ряд положений:

1.Организовываем тщательное сенсорное обследование предмета.

2. Даем четкие указания к использованию обследовательского  действия  (надави, погладь)

3. Наглядный материал предоставляется для активных обследовательских действий каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества, свойства предметов.

4. Вычленении каждого качества или свойства достигается в сравнении с противоположным качеством (гладкая поверхность-шероховатая).

5. Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т.. включить в результативную деятельность.

6.Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит от  подбора наглядного материала. Он должен быть ярким и красочным.

Занятия такого рода имеют определенную структуру. Первая часть занятия обычно посвящается вычленению качеств предмета в той или иной деятельности. Целью второй части является обучение обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком. На этой основе вводиться слово, обозначающее данное качество, В третьей части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Усложнение занятий этого вида идет по линии увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Завершающим в системе занятий, посвященных  формированию словаря на основе углубления знаний о предметах  и их качествах, являются занятия по сравнению предметов. Так при сравнении предметов дети опираются на части и детали предмета, а это под силу только старшим дошкольникам. Занятия по ознакомлению с частями, качествами и свойствами предметов  и материал  позволяет вводить в речь детей широкий спектр слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действия с ними), прилагательные (названия качеств).

 Таким образом, словарь расширяется, и становится богаче. В результате работы над понятиями предметного и природного мира словарь дошкольника становится разнообразнее, ярче.  

   

  1. 1.
  2. 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Данная статья рассказывает об обыте работы  по использованию  народной педагогики, материала устного  творчества, народных традиций  для решения   воспитательных,  образо...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"

Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников.

Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников....

Активизация словаря дошкольника 3-4 лет

Консультация для педагогов по самообразованию...

Активизация словаря дошкольников

Данный материал содержит описание приемов активизации речи дошкольников и примеры их использования. Материал может быть полезен для воспитателей и специалистов детского сада....

«Активизация словаря дошкольника через рассматривание картинок»

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знан...