Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития
методическая разработка по развитию речи
Рост числа детей с задержкой речевого развития является серьезной проблемой, и для ее преодоления необходимо применение разнообразных и эффективных методов и приемов стимуляции речевой активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrr.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми
с задержкой речевого развития.
В последнее время недоразвитие или вообще отсутствие речи у 2-3 летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется прежде всего тем, что у работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Поэтому главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение детей со своими родителями.
Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Задержка речевого развития встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Дети с диагнозом «задержка речевого развития» имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения. У одних детей серьезным препятствием для развития речи может стать повышенная импульсивность и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети гипервозбудимы, чрезвычайно активны, подвижны, они несутся, куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Другие дети, наоборот, пассивны, инфантильны.
Внимание у всех детей с ЗРР (задержкой речевого развития) непроизвольное, неустойчивое. Часто они моторно неловкие, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев. В общении с окружающими преимущественно использует неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
Коррекционно-развивающая работа осуществляется комплексно, для стимуляции речевой деятельности необходимо, прежде всего, развитие у ребенка неречевых психических функций, общей и мелкой моторики.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Формирование положительной мотивации к занятиям.
На начальном этапе работы занятия насыщаются невербальными заданиями, что необходимо для установления контакта с детьми, преодоления негативизма. Можно предложить ребенку любимую игру: покатать машинку, постучать молоточком. Учитываем особенности поведения ребенка. В работе с гиперактивными детьми нужно вернуться к играм более раннего возраста, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Это игры типа «Ку-ку» или «Сорока-ворона». Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машину и вести ее в гараж, лечить мишку и т.д. В работе с пассивными детьми большое значение придаем частой похвале, ободрению детей.
- Развитие общей моторики. Желательно включать в занятия упражнения на развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Упражнения, направленные на развитие координации ребенка, учат его сочетать движения со стихотворным текстом, развивают понимание речи.
- Развитие мелкой моторики
Развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем речевые и двигательные центры, следовательно, развиваем речь.
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, шишки, ореха.
Для развития движений пальцев:
- Делаем массаж ладони и пальцев ребенка.
- Развиваем движения пальцев с разнообразными предметами: вкладышами, палочками, шнурами, прищепками, бусинками, мозаикой, пластилином и т.д.
Используем перекладывание мелких предметов, формируя пинцетный захват; действия с крупой: пересыпание крупы из одной емкости в другую, действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами предмета по контуру и др.
Знакомим ребенка с тактильными ощущениями, формируем представление на основе восприятия о свойствах предмета, что необходимо для развития словаря. Используем тактильные дорожки, используем пальчиковый бассейн с крупой, где находим спрятанные мелкие предметы, используем игры с песком и др. При этом вызываем звукоподражания: касаемся колючей поверхности ладошкой и каждым пальцем отдельно: произносим «ай, ой», трогаем мягкое, пушистое, приговаривая: «мяу, мяу». Дотрагиваемся до пальца, руки ребенка при этом находятся под салфеткой или за спиной, ребенок показывает палец, до которого дотронулся взрослый.
Проводим пальчиковые игры:
1. Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «зайка», «коза», «елка», «замок».
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «тук-тук, я стучу, новый домик сколочу», «кулачок, ладошка, я иду как кошка».
При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности - ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой.
Большое значение для речевого развития имеет проведение Су-Джок терапии с использованием массажного шарика «Су-Джок». Внутри пластмассового шарика с шипиками находятся 2 металлических массажных кольца. Массируя кисти рук с помощью шарика, мы «массируем» все свои внутренние органы, оказывая оздоровительное действие. Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие речи (от пальчиков поступают импульсы в речевые области коры головного мозга, в результате чего активизируется развитие речи ребенка). Массажные шарики привлекают внимание ребенка яркими разнообразными цветами, формируют усидчивость даже у гиперактивных детей, способствуют развитию умения соотносить цвета, когда ребенок собирает вместе половинки от шариков.
- Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по трем разделам:
1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Дети определяют предмет по характеру звучания, направление звучания.
2. Игры со звучащими игрушками. Ребенок обязательно должен уметь сам производить звуки с помощью игрушки.
Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:
- долгие - короткие;
- высокие - низкие;
- громкие - тихие.
Ребенок учится передавать ритм, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом, угадывать звучащий предмет.
3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей: различение звукоподражаний, выполнение инструкций, выделение данного слова из ряда других слов.
- Развитие зрительного восприятия.
Для развития зрительного восприятия полезно развитие остроты зрения: умения находить нужную игрушку, предмет в окружающем пространстве, например: «Найди, где сидит мишка», «Найди среди листиков шишку». Проводим игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур. Начинаем работу с классификации игрушек, даем задание:
- выбери все машинки;
- выбери всех кукол.
- выбери все шарики, все кружки;
- выбери все кубики, все квадраты.
Выполнение заданий на соотнесение предметов по цвету начинаем с усвоения слова «такая(ой)»: «Где такой же кружок?» Ребенок отбирает по 2 кружка одинакового цвета и показывает 2 пальчика, обозначающие количество кружков одного цвета, выполняет задания: разложи грибки по «домикам» соответствующего цвета.
У детей с задержкой речевого развития затруднено восприятие картинок, поэтому сначала показываем изображение предмета, обводя его пальцем, а затем, то же самое, делаем с помощью пальчика ребенка. Изображаемый объект сначала называем словом, и только после этого произносим звукоподражание. Например, рассматривая с ребенком картинку «кораблик», говорим: «Это кораблик. Кораблик плывет, кораблик гудит «ТУ-ТУ-ТУ». Полезно предлагать ребенку не один вариант названия предмета, но и другие варианты: кот – котик; кошка – киса – котик. При названии действия, изображенного на картинке, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие: Шарик лопнул – «Бах!», а не просто «Бах!»
Устанавливаем соответствие между двумя изображениями, используя одинаковые изображения предметов, как в игре «Лото».
Сравниваем две элементарные картинки и находим в них несоответствия.
Различаем персонажей сюжетных картинок: покажи, где девочка умывается, где мальчик умывается, действия персонажей.
- Дыхательная гимнастика. Для того, чтобы малыш начал говорить, и впоследствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо выполнять дыхательные упражнения в игровой форме: «Подуй на шарик», «Кто спрятался за листиком?», «Подуй на кораблик», «Подуй на листики».
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения артикуляционной гимнастики помогут улучшить подвижность артикуляционных органов, выработают позы губ, языка, необходимые для произнесения звуков, а позже и слов ребенка. Эффективным является использование нетрадиционного метода - биоэнергопластики – соединения движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. При этом развитие артикуляционной моторики у детей ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Для детей данного возраста используем самые простые сочетания движений руки и языка.
Кроме традиционных упражнений для развития подвижности губ, используя методику О.А.Новиковской, проводим упражнения с элементами массажа для губ:
- «Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
Упражнения для языка:
- «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
- «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык, шлепать по нему верхней губой, произнося: «пя-пя-пя», затем слегка покусывать его, произнося «та-та-та».
- Развитие импрессивной речи
Важным условием появления активной речи является владение ребенка достаточным пассивным словарем. Для этого необходимо, чтобы слово было не просто выучено, а включалось в жизнь и деятельность ребенка. Необходимо, чтобы ребенок как можно полнее воспринимал предмет: ощупывал его, мял, слышал издаваемые им звуки, проделывал с ним разнообразные действия. Все слова проговариваются с естественной интонацией, с несколько нарочитым выделением ударного слога.
Используем игры: «Поручения», «Выбери картинку». На столе разложены картинки с изображением предметов. Ребенок должен выбрать по слову педагога картинку: «Покажи кошку, покажи зайку…» Далее проводится игра «Лото». Игры способствуют развитию понимания названий предметов.
Для развития понимания действий проводится работа с картинками, изображающими действие: «Выбери картинки: кто сидит, кто летит». Затем различаются действия разных персонажей на сюжетных картинках: «Покажи, где мальчик стоит, где девочка сидит...»
- Развитие экспрессивной речи
Поощряем любое проявление речевой активности ребенка, но не принуждаем ребенка к повторению. Если ребенок не проявляет речевой активности, произносим необходимое слово вместо него, но одобряем его, как если бы он произнес слово самостоятельно. Целесообразно повторять за ребенком звукоподражания, однако нельзя повторять сокращенные и искаженные слова.
Ответственный момент в работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать звукам и словам взрослого. Эффективным средством развития подражания звукам является фонетическая ритмика. При этом гласные пропеваются с движениями рук:
- «А»: широко разводим руки вперед - в стороны.
- «У»: плавное движение обеих рук вперед.
- «О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
- «И»: плавное движение обеих рук в стороны.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры: «АУ», «УА», «ИА»; «НА»; «МАМА», «МАНЯ».
Детская психика устроена так, что при эмоциональном возбуждении, в игровой деятельности у ребенка повышается двигательная активность, возникает сильный двигательный импульс, который совмещается с непроизвольным резким выдохом. Резкий выдох сопровождается непроизвольной голосовой реакцией, и таким образом движение сопровождается звуком. Это мы используем для вызывания звукоподражаний.
Игровые приемы, стимулирующие произнесение звукоподражаний: ребенок подбрасывает шар вверх, одновременно произносит: «ух», мяч бросает вперед сначала со звуком «а», затем со слогом «на», крутит юлу: «у-у-у», бросает мелкие предметы в воду: «буль-буль», строит из мозаики дорожку и ведет по ней игрушку: «топ-топ», катает машинку: «би-би». В игре «Кто у нас хороший, кто пригожий?» добиваемся от ребенка ответной реакции: «Я!» Также задаем разные вопросы, на которые ребенок может ответить «Я»: «Кто будет сидеть на этом стуле?», «Кто достанет картинку?»
Игра «Живые звуки»: паровоз – ребенок резко разжимает кулаки со звуком «п», крышка на чайнике – стучит ладошкой по кулаку: б-б-б, дождик – стучит пальцами по столу: к-к-к, закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце или разматывает ленточку, произнося протяжный звук: гласный или согласный звук.
Игра "Дождь и ветер": рисуем на листе большого формата непрерывные круговые линии с протяжным звуком ветра: у-у-у-у. Потом вертикальные короткие черточки со звуком дождя - кап-кап-кап. Дождик капает в лужу, ребенок рисует маленькие кружочки со словами «буль-буль-буль». Изображает, как пищит мышка, проводя прямую непрерывную линию с многократным произнесением «пи-пи-пи» или рычит мишка: «э-э-э».
При проведении массажа пальцев ребенком стимулируем произнесение звуков: ребенок большим, указательным и средним пальцами правой руки захватывает большой палец левой руки и произносит «а», захватывает указательный и произносит «о», средний – «у», безымянный – «ы», мизинец – «э», сжимает все пальцы, нажимает ими на ладошку и произносит «и». Руки меняются. Другой вариант – ребенок совершает ползущие массирующие движения по пальцам от кончика к основанию, произнося непрерывные звуки: А-А-А, О-О-О, У-У-У, Ы-Ы-Ы, Э-Э-Э, потирает ладошки: И-И-И. Вызываем произнесение гласных звуков при прикасании пальцев друг к другу, ударяем 2 раза пальцами и произносим по 2 звука: А, А; О, О; У, У; Ы, Ы; Э, Э; И, И.
При переходе от произношения звукоподражаний к словам начинаем с работы над именами собственными. Например, ребенок может произнести звуки «А, ня» - это слово Аня. Выстраиваем цепочку слов, где каждое последующее слово отличается от предыдущего на один звук: «Аня-Таня-Ваня-Даня-Маня» и т.п. Далее переходим к обычным словам: кошка, зайка, собака. В целях предупреждения пропуска слогов, сокращения слов прохлопываем слова по слогам.
Если даже вначале ребенок будет произносить слова по слогам, то затем пауза между слогами исчезнет, и слово буде произноситься целиком. Важным этапом в развитии речи является раннее введение в активную речь ребенка глаголов, возможно даже в лепетном варианте. Главное, что соединяя глагол с существительным (даже если оба эти слова лишь лепетные), даем образец ребенку и получаем фразу: «На, Таня. Иди, Таня! На, пей, Таня! Спи, Ваня»
Для развития речевого общения:
- вначале учим ребенка выражать свою просьбу одним словом: «Дай, помоги, надень, пойдем».
- затем учим ребёнка выражать свою просьбу предложением, словосочетанием: «Давай играть, дай мне мяч».
По сюжетным картинкам составляем простые предложения сначала из 2 слов, отвечая на вопрос: «Кто что делает?»: «Мальчик рисует», «Машина едет». Далее распространяем предложения до 3 и более слов, добавляя дополнения: «Мальчик рисует яблоко», определения: «Мальчик рисует красное яблоко», однородные члены предложения: «Мальчик рисует яблоко, грушу, апельсин», и наконец, переходим к сложным предложениям: «Коля нарисовал яблоко, а Юля нарисовала грушу».
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Литература:
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
- Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при алалии. – М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для детей с особенностями речевого развития
в данной программе представлен опыт работы по составлению рабочей программы логопеда. выделены предпосылки создания программы, определена цель программы, средства реализации, разделы. каждый раждел ра...
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития (3-4 лет)...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с задержкой психического развития в старшей группе
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с задержкой психического развитияв старшей группе (второй год обучения) компенсирующей направленности (с методическим...
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа для ребенка с задержкой психического развития 6 - 7 лет.
Предполагаемый результат: Сформированность компонентов психологической готовности к школе, расширение уточнение, увеличение объема внимания и памяти, устойчивости внимания, развитие интегративных каче...
Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ....
КОНСПЕКТ подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет «СКОРО В ШКОЛУ»
Цель занятия: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников с ЗПР....