Лексические темы по развитию речи детей "Семья"
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)
В методической разработке представлены дополнительный материал для занятий по развитию речи с детьми с ТНР 4 - 7 лет по лексической теме "Семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 885.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР
«Семья»
Составитель:
Учитель-логопед: Упалева Анастасия Геннадьевна
Санкт - Петербург 2021
Семья
Развитие артикуляционного аппарата. Мимики
- Артикуляционная гимнастика
Упражнения для мышц шеи
Малыш отказывается от манной каши. Повороты головы направо - налево: «Не хочу есть кашу!»
Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц.
Жуем орехи. Имитация жевания.
Упражнения для щек и губ
Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к губам и деснам верхней и нижней челюсти.
Малыш захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».
Упражнения для языка
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до 5 -10).
Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами - «пирожок с брусникой».
Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
Игра «Я не я». Улыбнуться, опустить кончик языка на нижние зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье» «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. дети отвечают: «Я!» или «Не я!».
Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.
Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
Развитие общих речевых навыков
- Развитие речевого дыхания и голоса
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! у-у-ух!»
Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу.: кты, кта-кту».
2. Развитие речевого слуха (развитие умения различать изменения высоты голоса).
«Угадай, кто говорит»
Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения.
Задание.
Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.
Задание можно усложнить, предложив прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).
Или попросить ребенка произнести эту фразу, разными голосами.
Развитие внимания. Памяти. Мышления
- Близняшки
Цель: Развитие зрительного внимания.
Ход: Найди двух одинаковых близнецов.
- Мультфильм
Цель: Развитие логического мышления.
Ход: Решил Егорка мультфильм нарисовать, да только перепутал все. Поможешь исправлять.
Развитие лексики и грамматического строя речи
- Назови ласково
Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ход: Воспитатель называет слово и передает ребенку мяч. Ребенок это слово называет ласково и возвращает мяч воспитателю.
Мама – мамочка
Папа – папочка
Бабушка – бабуля
Дедушка – дедуля
Тетя – тетенька
Дядя – дяденька
Сестра – сестренка
Брат – братик
Сын – сынок
Дочь – доченька
Семья – семейка
- Один – много
Цель: Учить детей употреблять существительные во множественном числе Именительного падежа.
Ход: Воспитатель бросает мяч, называя существительное в единственном числе Именительного падежа. Дети, поймав мяч, называют существительное во множественном числе Именительного падежа.
Мама – мамы
Папа – папы
Сестра – сестры
Брат - братья
Сын – сыновья
Дочь – дочери
Тетя - тети
Дядя – дяди
Бабушка – бабушки
Дедушка – дедушки
Семья – семьи
- Скажи наоборот
Цель: Обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.
Ход: Воспитатель называет детям прилагательные, наречия. Дети подбирают антонимы к прилагательным, наречиям.
Чистый – грязный
Старый – молодой
Высокий – низкий
Большой – маленький
Старший – младший
Добрый – злой
Старше – моложе
Добрее – злее
Тепло - холодно
- Кто больше?
Цель: Расширение словарного запаса за счет прилагательных, согласование существительных с прилагательными.
Ход: Взрослый называет члена семьи и предлагает ребенку описать его, употребив как можно больше слов.
Мама – веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная…
Бабушка - ….
Дедушка - …
Папа - ….
Брат - ….
Сестра - …
- Скажи со словом «Много»
Цель: Учить детей употреблять существительные во множественном числе Родительного падежа, со словом много.
Ход: Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч, называют родительный падеж существительного во множественном числе.
Семья – много семей
Ребенок – много детей
Работа – много работы
Мама – много мам
Папа – много пап
Дедушка – много дедушек
Бабушка – много бабушек
Сын – много сыновей
Дочь – много дочерей
Брат – много братьев
Сестра – много сестер
Внук – много внуков
Младенец – много младенцев
- Чей , чья, чьё?
Цель: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Ход: Взрослый просит детей ответить на вопрос: «Чей ты?»
Мама – (значит, ты чей? Чья?) мамин (а).
Папа – папин(а).
Бабушка – бабушкин(а).
Дедушка – дедушкин(а).
Дядя – дядин(а).
Тетя – тетин(а).
- Закончи предложение
Цель: Склонение существительного.
Ход: Взрослый читает предложение, а дети заканчивают предложение словом «мама».
У каждого малыша есть … (мама). Каждый человек любит свою … . на свете очень трудно жить без … на праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы … я люблю гулять со своей … я очень горжусь своей …
- Кто где спрятался
Цель: Развитие зрительного внимания, логического мышления, употребление предлога За
Ход: Ты помогай, кто где спрятался – отвечай.
Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением
- Пальчиковая гимнастика
Мама в дом войдет и ахнет:
- Чем у нас в квартире пахнет?
- Много чем, - ответим маме. –
Раз – горелыми блинами,
Два – разбитыми духами,
Три – штанами в рыбьем жире…
Мама скажет:
- А четыре –
Пахнет стиркой и уборкой.
А еще - хорошей поркой!
(Шагают пальцами обеих рук
по столу.)
(Пожимают плечами.)
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
(Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счет.)
- Обводи и карандаш не отрывай. Всех, кто смотрит телевизор, называй.
(иллюстрация из книги Кисилёва Г. А. «Книжка - учишка» Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4 - 6 лет Книголюб 2003)
Развитие связной речи.
- Расскажи о семье
Цель: Построение монолога по плану.
Ход: Взрослый просит детей рассказать о своей семье по плану.
- Сколько в семье человек
- С кем живет ребенок
- Как зовут родителей (имя, отчество)
- Кем работают родители
- Сколько лет брату 9сестре)
- В каком классе учится брат (сестра)
- Какая у тебя семья (добрая, дружная, трудолюбивая)
- Беседа о семье
Цель: Поиск соответствующих понятий, развитие диалогической речи.
- Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку
- Кто ты маме, папе (сын, дочь)
- Кто ты бабушке, дедушке
- Кто старше мама или бабушка, папа или дедушка
- Кто младше мама, папа или бабушка, дедушка
Литература
- Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда. Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ОНР; СПБ 2009.
- Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста; СПБ 2006.
ТЕМА: МОЯ СЕМЬЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека загадок к лексическим темам по развитию речи( средняя группа)
Надеюсь ,что этот материал может быть использован педагогами в занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой....
Лексические темы по развитию речи в логопедической группе
Лексические темы по развитию речи в логопедической группе 6-7лет с итоговым занятием...
Лексические темы по развитию речи
Картотека дидактических игр по развитию речи...
Лексическая тема по развитию речи "Путешествие в пустыню" старшая группа
Картотека содержит речевые игры, дыхательную гимнастику, стихи, загадки ,скороговорки....
лексическая тема по развитию речи "Перелетные птицы" старшая группа
В помощь воспитателю логопедической группы...
Лексическая тема "Мебель". Развитие навыка употреблять в речи простые предлоги "ПОД", "ИЗ-ЗА".
Лексическая тема "Мебель". Развитие навыка употребления в речи простые предлоги "ПОД", "ИЗ-ЗА"....
. Лексические игры на развитие речи детей 2-3 лет на тему "ВЕСНА" (материал для речевой газеты)
Данный материал представлен для речевой газеты, где родители с детьми могут поиграть в лексические игры на развитие речи детей на тему "Весна", а так же выучить с детьми стихи, потешки...