Семинар-практикум для педагогов ДОО по теме: «Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

 Кошелева Татьяна Алексеевна

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться друг к другу, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается.Они не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Большую практическую помощь в социализации детей оказывают коммуникативные игры. Именно через сюжет игры педагог вводит в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей посредством реализации игровых действий. Представленные игры и примеры их использования помогут начинающему воспитателю формировать коммуникативные навыки детей и одновременно развивать их речевые способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_igry_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад   «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля

Семинар-практикум  для педагогов ДОО по теме:

«Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей»

Подготовила:  Учитель-логопед Кошелева Т.А.

  Кинель

 Ноябрь 2020

«Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным.

Красноречие и есть голос внутреннего совершенства».

Виноградов В.В.

1. Теоретическая часть

Умение контактировать с окружающими – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться друг к другу, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается. Они не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Детей с ОНР отличает то, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность.

Большую практическую помощь в социализации детей оказывают коммуникативные игры. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Принимая в игре на себя какие-то роли, дети вступают в определенные взаимоотношения с окружающими. Именно через сюжет игры педагог вводит в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей посредством реализации игровых действий. Основные задачи коммуникативных игр:

- совершенствовать умение общаться: отвечать и задавать вопросы собеседнику, выслушивать собеседника до конца, поддерживать беседу;

- развивать все стороны речи: обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй и навыки связной речи;

- формировать навыки сотрудничества;

- развивать эмоционально-волевую сферу детей;

- развивать креативность, самостоятельность, ответственность;

- формировать положительную самооценку, уверенность в собственных силах.

Для формирования коммуникативных умений и навыков воспитанников педагогам дошкольной образовательной организации необходимо:

•         включать в педагогический процесс интересные, привлекательные для детей  игровые методы и приемы,  направленные на взаимодействие в совместной деятельности;

•         создавать предметно-пространственную среду в группе, обеспечивающую возможность совместной деятельности детей и взрослых, уделять большое внимание ее оснащению и своевременному обновлению;

•         осуществлять взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует от него высокого уровня сформированности социальных навыков по выбору способов и форм воздействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата, а также умения договариваться, уступать, разрешать конфликты.

Современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений, создают детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности.

Например, создание проблемных игровых ситуаций типа: «Позвони другу», «Вызови скорую помощь», «Пригласи друга в гости», «Поздравление с днем рождения» и т.д. С помощью этих упражнений ребята учатся вести диалог по телефону, закрепляют свой адрес, осваивают навыки объяснительной речи (как пройти к моему дому и т.п.).

Интересный прием -  создание лингвистических коллекций. Дома вместе с родителями или в группе с воспитателем  дети записывают  вежливые слова и выражения, с помощью которых можно обратиться с просьбой к другому человеку, задать вопрос, поздороваться или попрощаться. Затем в группе, в игровой, реальной ситуации побуждаем детей использовать эти   выражения: «Будьте добры…», «Скажите, пожалуйста…», «Я очень  благодарен…», «Извини, я сожалею…», «Не будете ли Вы так любезны..», «Могу я чем-нибудь помочь?» и т.д.

Желание играть возникает у всех детей группы, но не каждый умеет организовать игру, предложить тему, придумать интересный сюжет. Поэтому вместе с ребятами можно разработать технологическую карту «Хочу играть!», которая содержит пошаговую инструкцию в виде картинок — символов: «Пригласи друзей», «Распределите роли», «Выбери игрушки», «Поиграйте», «Уберите игрушки на место».

Коммуникативные игры – совместная деятельность детей, в которой воспитанники учатся учитывать интересы других детей, согласовывать свои действия, знакомятся с разными  способами общения. Такие коммуникативные игры, как «Доброе утро», «Телеграмма», «Комплименты» — создают положительный эмоциональный настрой на целый день, формируют доброжелательное отношение к окружающим людям. Для детей старшего дошкольного возраста будет интересна сюжетно-ролевая игра «Журналисты».  Журналисты берут интервью у сверстников, интересных людей. В рамках лексической темы или в ходе реализации какого-либо мероприятия у детей возникает множество вопросов, и интервью – один из способов получить  полезную интересную информацию об окружающем мире. Эта игра учит детей общению, умению вести беседу, формулировать вопросы, отвечать на них. В игре закрепляются  словесные формулировки вежливости, дети приобретают навыки культуры общения.

Для развития сферы общения организуются игры типа «Волшебный сон», «Улиточка», «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Слепой и поводырь». Эти игры также способствуют развитию у детей доверия друг к другу. Причём использовать можно  не только игру в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники…), такие как Рождество, Масленица и др.. Их особенность – нравственная основа, обучающая детей социальной гармонизации. Проживая с детьми, любимые в народе праздники, педагоги воздействуют на эмоциональную сферу детей, оставляя в их памяти глубокий след. Например, занятия «Помоги Незнайке», «В гости к бабушке и дедушке», «Федорино горе», «В гости к Лесовичку», «Вечная слава, Вечная память», «Поможем птицам» и другие воспитывают у детей чувства ответственности, сопереживания, любви к родным, своей Родине.

Практическая часть. 

Примеры игр на нравственное развитие старших дошкольников:

Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:

  Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

   Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

   Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.  

   Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

 Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

   Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

    В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Ход игры:

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

 Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

   В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

 Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

 Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

  Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Мешок плохих поступков»

Ход игры: Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

 «Цветок добрых дел»

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие - либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:  Педагог приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания: « Я желаю тебе….»

Литература:

1. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

2.  Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», Академия развития, Ярославль, 2005;

3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Москва, обруч, 2012.

4.Скородумова Л.С. Использование технологии сотрудничества для развития коммуникативных способностей дошкольников.// Дошкольная педагогика № 1-2020.

5. Удова О.В., Чапчикова О.И. Особенности поддержки инициативы дошкольников в специфических  видах детской деятельности.// Детский сад: теория и практика. № 6- 2016.

   6. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении», Творческий центр, Москва, 2011

 Интернет ресурсы:

https://mdobuds5.edusite.ru/p188aa1.html

https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"

Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности.  Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...

Консультация на тему: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум имеет практическую направленность. Целью данного семинара является активизация родителей в процессе коррекции и развития речи детей с ТНР. Одним из средств коррекции и развития реч...

Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: Активизировать позицию родителей в коррекции и развитии речи дошкольников с ТНР.Задачи:1. Познакомить родителей с понятиями: «нейропсихологические игры и упражнения», «реч...