Мастер - класс для воспитателей по теме: "Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста".
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для воспитателей на тему:
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Пальчиковые игры бывают нескольких видов. Рассмотрим их.
Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок и т.д. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Группа игр с предметами.
а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
б) игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
• выполнить узор после выкладывания его взрослым;
• по конечному результату (образцу);
• по уменьшенной схеме;
• по словесной инструкции;
• выкладывание букв и цифр из веточек.
«Спички - невелички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное, чтобы не упали.
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»;
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;
• нанизывание колец на тесьму, стержень;
• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.
•бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.
• упражнения с поролоновыми губками(сжимание- разжимание, «Утята», «Бабочка», «Бантик», «Лягушка», «Резинка», «Колбаска», «Секрет» .
•чудесный мешочек.
•игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев: «Закопай игрушку в сугроб», «Огород», «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; аппликация и оригами, лепка из пластилина и глины.
Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру, коллеги, мы сейчас с вами поиграем. «В гости к кошке».
Группа игр с речевым сопровождением.
С веток ягоды снимаю
и в лукошко собираю.
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
(щепотку поднести ко рту)
Я поем ещё чуть - чуть -
легче будет к дому путь!
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
(загибаем пальчики)
Снова буду собирать!
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке перебирая пальчиками
продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(Как кошка царапать пальчиками ладошку,
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)
«Куклы на пальчике». Нарисовать на картоне верхнюю часть туловища героя без ножек, вырезать 2 отверстия для указательного и среднего пальца, пальцы дорисовать красками на водной основе (туфли, сапожки, копытца и т.д.)
Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире»,
«Пальчики пошли гулять» и т.п.. Как видно на слайде данные игры мы тоже используем в своей работе.
«Пишем на ладошке» (можно на спине) Ребенок закрывает глаза и отгадывает цифру, букву, геометрическую фигуру, затем меняетесь.
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми .
Следующий вид – это пальчиковые кинезиологические игры или по- другому их называют «гимнастика мозга»
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д. Упражнения с поролоновыми губками: «бантик», «лягушка», «бабочка».
Следующий вид - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги (воспитатели) используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:
•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
•если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Полуторагодовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
Стоит уделять большое внимание пальчиковым играм в разных видах деятельности. На занятиях по ФЭМП с помощью пальчиковой гимнастики обучаю детей счёту. На занятиях по развитию речи, например, «Путешествие колобка», можно использую пальчиковую игру «Колобок», тем самым формируя слуховое восприятие, память и мышление.
С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащается словарный запас детей, развивается их воображение и речь.
На занятиях по рисованию можно использовать пальчиковые гимнастики: «Красивые цветы», «Наши ручки», они нужны для расслабления кисти руки.
Вывод:
Очень важно использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное время от занятий.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...
Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Мастер-класс "Пальчиковые игры как способ развития речи детей раннего дошкольного возраста реализуя ГОС ДОУ ЛНР"
Мастер-класс по использованию пальчиковых игр на занятиях в доу...
Статья для родителей: "Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего дошкольного возраста"
quot;Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего возраста"...
Мастер-класс для конкурсантов «Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: познакомить педагогов с видами пальчиковых игр, и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»...
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи &mda...