Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"
материал по теме
Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности. Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать лишь на основе игровой. Сущность дидактической - игры в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, и сами находят решения. Это повышает их умственную активность.
Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 52.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
« Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях ДОУ».
ВВЕДЕНИЕ
Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности. Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать лишь на основе игровой. Сущность дидактической - игры в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, и сами находят решения. Это повышает их умственную активность.
Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре.
В дидактических играх по развитию речи ребёнок развивает внимание, мышление, фантазию, память, речь, закрепляет умение обобщать на основе сходства и различия.
В процессе речевых игр дети понимают и употребляют термины - слово, буква, звук, вслушиваются в звучание звука и слова.
Ребёнок понимает значение слов, учится составлять предложения, рассказы.
Цель – речевое развитие детей.
Задачи:
- Развивать звуковую культуру речи,
- Расширять словарь детей,
- Формировать грамматические навыки устной речи,
- Развивать связную речь,
- Создавать в окружении ребёнка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активации детской речи.
- Развитие звуковой культуры.
1.1.Подготовка артикуляционного аппарата.
Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано.
Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Для более четкого зрительного восприятия я применяю артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кистей рук. Этот способ позволяет продемонстрировать как статику, так и динамику артикуляции, а также смоделировать упражнения, направленные на повышение тонуса языка.
По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Поэтому для меня очень важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее упражнениям. Здесь мне на помощь приходит сказка.
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные - они всегда интересны. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет. Так почему бы не использовать его для исправления детской речи?
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединяю в небольшие сказки, весёлые истории.
- Закрепление звуков родного языка.
Задача закрепления звуков сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. При работе с дошкольниками развиваю артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учу детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, М.Л. Генинг, Н.А. Герман, М.Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который использую в своей работе.
Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка - сапка), [ж] на [з] (жук - зук), [ч] на [ц] (чайник - цайник), [щ] на [с'] (щетка - сетка); сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] - [ш], [ж] (шумка вместо сумка).
В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово температура они произносят как тематура. Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.
Сложность моей работы состоит в том, что занимаюсь не с подгруппами, а со всеми детьми одновременно. Это затрудняет контроль за правильностью произношения звуков. Работу по выработке четкой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде провожу не реже двух раз в неделю в течение 2-3 минут. Для этого использую звукоподражания, которые дети произносят в различных игровых ситуациях.
Занятие по звуковой культуре речи состоит из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием.
Тема: Отработка звука «С»
Цели:
- добиваться правильного звучания звука «С»,
- тренировать подвижность артикуляционного аппарата
- развивать мелкую моторику рук
- закрепить умение расслабиться,
- развить фонематический слух,
- обогащать словарь ребенка.
Оборудование: кукла «Степашка», настольная игра «мама и детеныши».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Посмотри, кто пришел к нам на занятия.
- Как тебя зовут?
(Фтипан)
-Что-то мы не поняли как тебя зовут?
(Фтипан)
- А я кажется догадалась, как тебя зовут.
- А Лера догадалась?
- Тебя зовут Степан?
-Да, да. Машет заяц головой. Фтипан, Фтипан!
-Лера, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
-Ну конечно звук «С».
-Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук «С».
II. Артикуляционная гимнастика.
- Давай сделаем упражнения, которые любит ваш веселый язычок.
1. Улыбка.
- Улыбнись, рот приоткрой, чтобы были видны зубки. Всем стало весело от твоей улыбки.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.
(Упражнение выполняют 5-7 раз).
1. «Заборчик» (5 раз)
- Делаем заборчик, чтобы серый волк не украл нашего Степашку.
3. «Трубочка» (5-7 раз)
Мои губы –трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду-ду.
Ду-ду-ду.
4.«Заборчик-требочка» 5-7 раз.
5. «Часики».
6. «Чищу зубы» 5-7 раз.
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
III. Диафрагмальное дыхание.
- А теперь закрой глазки и представь, что мы пошли гулять.
- Гуляли, гуляли, и твои начали замерзать («Погрей ручки» - дует на ручки).
- Смотри какой цветок с бабочкой нашел зайчик. Ручки погрели. Давай сорвем цветок и сдуем с него бабочку.
Упражнение «Зайчик и бабочка».
IV. Фонематический слух.
1. Упражнение «Внимательные ушки»
- Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (Зимой)
- Я буду называть слова, связанные с этим временем года, если услышишь звук «С» - хлопай.
(Снег, мороз, снеговик, метель, снегурочка, лед, снежинка).
2. Найди картинкуна звук {С}.
-Раскладывай картинки, а Лера будет выбирать, которая начинается на звук {С} и называет это слово.
3. Составление предложений: Что подарить Степашке? Я подарю Степашке санки.
V. Моторика пальцев рук.
Давай покажем Степашке, как работаю наши ручки:
Упражнения «Зайцы», «Козы», «Вышли пальчики гулять».
VI.Детская игра. «Найди маму»
- Степашка хочет поиграть. Помогу ему найти для этих детенышей маму.
VII. Итог.
- Молодец! Все сделали правильно.
- Ну, что Степашка, научился произносить красиво и правильно свое имя?
Правильно, молодец!
- Развитие фонематического слуха.
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха уделяю много времени. Но не всегда моя работа протекает легко и успешно.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираю контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.
- Расширение словаря детей
2.1. Обогащение словарного запаса
Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.
Я считаю, что важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие-развитие значений слов. Наиболее правильно дошкольники понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, игрушка, одежда). Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называют «самолетчик».
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу, сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: « Нет, они заклюют»).
Значения детских слов динамичны. Заметила, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира « значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. На разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет - системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет и ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общения. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным.
- Знакомство с антонимами, синонимами
Для того чтобы восприятие литературных произведений было более глубоким, а речь более образной, яркой, даю детям различные задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение, на подбор рифмы к заданному слову.
Конечно, детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.
Общепризнано, что синонимические возможности языка исключительно велики. Знакомство с синонимическим богатством родного языка открывает перед детьми пути к сознательному совершенствованию своей речи. Особенно важно это овладение для самостоятельной словесной деятельности, когда ребенок выбирает наиболее удачное слово или словосочетание для точного яркого выражения своей мысли. Это помогает детям почувствовать разнообразие значений слова, оттенки значения.
Примыкает к этому заданию и знакомство с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова. Такие противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, явлений природы.
Одно из простейших и вместе с тем основных средств художественной выразительности — сравнение. Познакомив, детей с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, задаю вопрос: «С чем это (или то) сравнивается?» Когда они научится свободно отвечать на этот вопрос, предлагается придумать сравнение им самим. На первых порах дети с трудом находит сравнение в услышанном тексте и с еще большим трудом придумывают сравнение. Но в дальнейшем делают это очень легко, и их сравнения отличаются непосредственностью и свежестью. Например, детям дала задание -придумать сравнение к слову снег. Сначала это были простые сравнения или повторение ранее известных (снег лежит, как одеяло, снег как будто закрыл землю белой скатертью). Затем появляются самостоятельные мысли (снег на солнце сверкал, как разноцветные звездочки, снег под ногами хрустит, как будто кто-то сухарики грызет).
Эти упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем дети будут использовать этот прием и при создании собственных сочинений.
Работа над антонимами, словами с противоположным значением, помогает детям усвоить средства художественной выразительности речи, а также более глубоко и точно понять значение слова, осознать разные значения многозначного слова.
Например, слово свежий имеет значения и «прохладный», и «только что изготовленный» (и ряд других). Предлагая ребенку подобрать к словосочетанию свежий вечер словосочетание с противоположным значением (теплый вечер), взрослый помогает ему усвоить значение «свежий — прохладный».
Для работы над антонимами богатые возможности дают пословицы и поговорки: «Мягко стелет, да жестко спать», «Мал телом, да велик делом», «Здоров на еду, да хил на работу». С использования этих форм фольклора можно начинать давать задания на подбор антонимов. Затем дети сами будут находить противоположные слова: радоваться — горевать, смелый — трусливый и т. д.
Выполнение таких заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов, а их словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений.
- Формирование грамматических навыков
3.1. Упражнение в употреблении предлогов
В старшей группе детей учу:
– понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около; правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
– дифференцировать предлоги: на – в, на – под; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам. На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» использую термин «маленькое слово».
В подготовительной группе провожу более сложные занятия, на которых детей обучаю:
– понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;
– правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
-дифференцировать предлоги: из-с, над-под, из-под-из, из-за-из;
- анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);
– составлять схему предложения с предлогом в схеме.
На занятиях в подготовительной группе знакомлю детей с термином «предлог». Большое внимание на всех занятиях уделяю демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно. Количество предлагаемых занятий увеличиваю в зависимости от усвоения учебного материала детьми.
- Развитие связной речи
4.1. Обучение правилам диалога
Диалог - основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:
-умения понимать различные обращения и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения;
-умения вступать в диалог с окружающими различными способами;
-умения придерживаться культуры диалога.
Я считаю, что в игре диалогическая речь детей развивается легче и без напряжения. Игра способствует активизации диалогического взаимодействия между детьми, как по поводу организации игры, так и в процессе самой игры. Такие игры, как инсценировки, режиссёрские, дидактические и подвижные игры с готовыми текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, являются действенными методами обучения дошкольников диалогу.
- Обучение составлению предложений
Учу произносить вопросительное предложение; формирую представление о грамматическом понятии «предложение»; упражняю детей в согласовании слов в предложении; с помощью моделирования упражняю детей в составлении предложения из заданного количества слов; развиваю мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.
Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.
- Упражнение в интонировании речи
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время я, как многие педагоги МБДОУ, сталкивалась с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Работу по развитию выразительности речи провожу последовательно, в два этапа: сначала формирую навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз читаю текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Объясняю дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого перехожу к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов:
- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
- ритма (чередование ударных слогов);
- тембра (эмоциональная окраска голоса);
- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).
- Знакомство с видами предложений
За время работы в детском саду я успела заметить, что работа со всевозможными схемами очень нравится детям старшего дошкольного возраста, ведь для них это что-то новое, из взрослой, школьной жизни, в которую они так стремятся поскорее попасть. Поэтому на занятиях по обучению грамоте я стараюсь активно использовать схемы.
Работу по формированию представлений о предложении можно вести параллельно с овладением навыками звуко-буквенного и слогового анализа и чтения. Необходимо провести предварительную работу: дети должны хорошо усвоить понятия “звук”, “слог”, “слово”. Вот как я объясняю детям эти понятия. Звук - это то, что мы слышим и произносим, это самая маленькая часть нашей речи. Слог - это два или несколько звуков рядом, в слоге обязательно должен быть гласный звук, чтобы слог можно было пропеть. Слог ничего не обозначает. А вот слово всегда обозначает какой-нибудь предмет, явление или действие. Слово состоит из слогов.
Только после того, как дети усвоили основные понятия и свободно в них ориентируются, вводится понятие “предложение”. Научное объяснение этого понятия слишком сложно, для нас предложение – это несколько слов, которые связаны друг с другом и несут какой-то смысл. Например, “дождь, улица, шел” - это не предложение, а просто слова, которые не имеют никакого смысла, а вот “На улице шел дождь” - это предложение, потому что из него мы узнали о чем-то, что-то поняли.
Итак, мы движемся от простого к сложному, от минимальной частицы нашей речи – звука – к сравнительно большой ее части – предложению.
Когда понятие “предложение” усвоено детьми и они могут отличить его от простого набора слов, можно переходить к представлениям о частях речи. Понятия “существительное”, “прилагательное” и “глагол” оставляю школьным учителям. Для нас я предлагаю ввести такие понятия: “слово-предмет”, которое можно нарисовать и “слово-действие”, которое можно показать. Для обозначения этих слов мы используем схемы. В литературе я встречала различные схематические изображения для синтаксического анализа, некоторые из них просто чудовищны, ведь нам необходимо дать детям первоначальные представления о разных частях речи так, чтобы это помогло им в дальнейшем школьном обучении, а не мешало, создавая путаницу. Я рекомендую слова-предметы изображать простой белой полоской без каких-либо изображений, ведь существительные могут быть разными частями предложения, и в школе детям будет легко дорисовать на этой белой полоске как одинарную линию для подлежащего, так и пунктир для дополнения. Для слов-действий мы используем полоску с двумя линиями, т.е. ту схему, которая будет использоваться в школе для сказуемого.
- Создание культурной, богатой речевой среды
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение для меня, педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
5.1. Обучение правилам этикета
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Я считаю, что чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.
Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.
Передо мной стоит основная цель - научить детей общаться и строить отношения в обществе, основываясь на нормы и правила этикета.
Для достижения основной цели мной были определены следующие задачи работы с детьми:
1.Обогатить и расширить знания детей об этикете (социальная компетентность).
2.Сформировать положительное отношение к правилам этикета.
3.Развивать способность использовать в жизни усвоенные правила этикета (социальное экспериментирование); способствовать развитию женственности у девочек и мужественности у мальчиков.
4.Прививать интерес к своему краю (через формирование интереса к литературным произведениям своих земляков).
В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение эталонов поведения, что дает возможность ребенку возможность проанализировать свое поведение в соответствии с общепринятыми образцами. Дети оценивают себя в сравнении с другими людьми. На данном возрастном этапе у дошкольника формируются знания правил поведения, и ребенок начинает понимать их нравственную и эстетическую основы. Обучение каждому правилу этикета проводится мной в определенной последовательности:
- знание этикетного правила;
- осознание его разумности и необходимости;
- умение применять его практически;
- эмоциональное переживание от его выполнения.
Постоянно формирую у детей этикетное поведение, т.е. правильное, нравственное, эстетическое, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Для воспитания этикетного поведения постоянно соблюдаю ряд условий:
- позитивный настрой ребенка;
- пример взрослых;
- связь с семьей.
Формируя культуру поведения, применяю методы, которые способствуют осуществлению ребенком правильных поведенческих действий (приучение, упражнение, провокационные ситуации), методы, которые активизируют позитивные действия ребенка или предостерегают его от негативных поступков (пример для подражания, поощрение), а также словесные методы (рассказ, разъяснение, беседа).
Обучение состоит из 7 блоков (частей):
1. «Дружим с волшебными словами»;
2. «Где и как себя вести»;
3. «Когда я ем …»;
4. «Мама, папа, я – дружная семья»;
5. «Как понравиться гостям»;
6. «Я и все, все, все»;
- Чтение художественной литературы
В своей работе уделяю большое внимание чтению художественной литературы, которая обогащает словарь и способствует развитию речи детей.
Русский фольклор.
Сказки и былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Василиса Прекрасная», «Добрыня и змей», «Снегурочка» и другие.
Фольклор народов мира.
Сказки: Ш.Перро «Кот в сапогах», «Беляночка и Розочка»,пер. с нем. Л.Кон, «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В.Марковой.
Произведения поэтов и писателей России.
Поэзия. М.Волошин «Осенью», С.Городецкий «Первый снег», М.Лермонтов «Горные вершины», Ю.Владимиров «Оркестр», С.Есенин «Пороша», А.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Птичка», П.Соловьева «День и ночь»,Н.Рубцов «Про зайца», А.Блок «На лугу», В.Жуковский «Жаворонок»,Ф.Тютчев «Весенние воды».
Проза. А.Куприн «Слон», К.Коровин «Белка», Н.Телешов «Уха» (в сокр.),Е.Воробьев «Обрывок провода», С.Романивский «На танцах».
Литературные сказки. А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,А.Ремизов «Хлебный голос», «Гуси лебеди», В.Даль «Старик-годовик», П.Ершов «Конек-Горбунок», К.Ушинский «Слепая лошадь», И.Соколов-Микитов «Соль земли».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Л.Станчев «Осенняя гамма»,Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Э.Лир «Лимерики».
Литературные сказк. Х.-К. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок»,Ф.Зальтен «Бемби», С.Топелиус. «Три ржаных колоска».
- Формы работы с детьми
6.1. Дидактические игры
Игры с предметами.
В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в игры усложняю: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко использую разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяю при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Организую детей во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
- Речевые игры
Речевые игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их важно выполнять.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Мной это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Я так направляю игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.
С самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность в своих силах.
В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.
Уделяю как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучаю детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.
Задачи воспитания правильного произношения решается в настольно – печатных играх. Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умений пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Есть ряд дидактических игр, в которых решаются задачи развития связной речи, умения назвать предмет и описать его основные признаки (цвет, форма, величина). Рассказать о животном, где оно живет, чем питается, назвать его детеныша.
Для организации и проведения дидактических игр подбирается словарь для речевого общения, словарь разговорной речи, словарь слов, вопросов и ответов, необходимых для проведения той или иной игры.
Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...
Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...
Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....
Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...
Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИХ ДОУ»
Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание наизусть, пересказ, беседа, могут использоваться и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.Я бы хотела подробне...
Обобщение педагогического опыта работы на тему: " Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста"
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие...