Речевое развитие детей дошкольного возраста. Связная речь: Учимся пересказу.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Букина Ирина Павловна

Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей дошкольного возраста.

«Связная речь: учимся пересказу».

Букина Ирина Павловна. ГБДОУ д/с №89 «Бригантина»

Связная речь - показатель того, насколько ребенок осознает речевое действие. Рассказывая, говоря о чем-то, он должен понимать логику выражения мысли, последовательность излагаемого.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть основными типами монологической речи - пересказом и рассказом. Рассказ - это создание нового текста. Пересказ - воспроизведение уже готового литературного произведения, поэтому рассказ - более сложный вид связной речи. Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений.

Учимся пересказывать:

Умение пересказывать означает умение точно, последовательно, грамотно и связно передавать содержание текста с достаточной яркостью и выразительностью.

Читать нужно с выражением, по возможности выделять реплики в диалогах с помощью интонации - этим поможем ребенку определиться в отношении к персонажам рассказа.

После того как было прочитано произведение можно задать ребенку 7-8 вопросов по содержанию.

«Купание медвежат        В. Бианки)

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышла на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун - ее годовалый сын - медвежья нянька.

Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его

в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но   пестун не   выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг выскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

-где случилось описанное происшествие?

-что заметил охотник?

-почему охотник влез на дерево?

-из кого состояла медвежья семья?

-кто такой пестун?

-как пестун купал медвежат?

-нравилось ли медвежатам купаться?

-Полезно ли было медвежатам купаться?

-Перескажи по плану

Для выполнения этого задания вам нужно после прочтения рассказа составить с ребенком план пересказа. Для того чтобы пересказ получился последовательным, вы можете использовать различные приемы. Один из них

-вопросы по содержанию, которые вы будете задавать ребенку в соответствии с развитием сюжета рассказа. Ответы ребенка должны быть полными-это будет прообраз последовательного пересказа.

Составляем рассказ-описание:

Прежде всего, нужно использовать предметные картинки. Предметные картинки — это изображение какого-нибудь предмета или явления. Можно использовать фотографию, рисунок - главное, чтобы ребенку было известно, что за предмет он видит перед собой на картинке.

Пример: Клубника.

Эго клубника. Клубника - садовая ягода, потому что растет в саду, на грядке. Клубника красного цвета, круглая, мягкая, сочная, сладкая. В мякоти клубники есть маленькие косточки. Листья у клубники зеленые. Клубнику можно есть свежий, можно сварить варенье, компот или сделать сок.

Пересказ прочитанной сказки:

Сказка очень удобный материал для работы по развитию связной речи. Сюжет сказки очень привлекателен, интересен для ребенка. Слушая сказку, ребенок внимательно следит за тем, как развивается действие. Это приучает к целостному восприятию материала, а также развивает способность к

последовательности в высказываниях и передаче мысли. Очень полезны сказки «с продолжением», они способствуют, помимо развития связной речи, развитию внимания, памяти, логического мышления и -воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей дошкольного возраста связной речи"

Больше игр, больше ролей,больше перевоплощений - и хорошая, чистая речь обеспечена вашим воспитанникам!...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

За последние годы в детских садах увеличилось количество детей   с общим недоразвитием речи. Именно этой проблеме посвящен  этот материал....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования  «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного простран...