Речевое развитие детей дошкольного возраста. Связная речь: Учимся пересказу.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей дошкольного возраста.
«Связная речь: учимся пересказу».
Букина Ирина Павловна. ГБДОУ д/с №89 «Бригантина»
Связная речь - показатель того, насколько ребенок осознает речевое действие. Рассказывая, говоря о чем-то, он должен понимать логику выражения мысли, последовательность излагаемого.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть основными типами монологической речи - пересказом и рассказом. Рассказ - это создание нового текста. Пересказ - воспроизведение уже готового литературного произведения, поэтому рассказ - более сложный вид связной речи. Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений.
Учимся пересказывать:
Умение пересказывать означает умение точно, последовательно, грамотно и связно передавать содержание текста с достаточной яркостью и выразительностью.
Читать нужно с выражением, по возможности выделять реплики в диалогах с помощью интонации - этим поможем ребенку определиться в отношении к персонажам рассказа.
После того как было прочитано произведение можно задать ребенку 7-8 вопросов по содержанию.
«Купание медвежат В. Бианки)
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышла на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун - ее годовалый сын - медвежья нянька.
Медведица села.
Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его
в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг выскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
-где случилось описанное происшествие?
-что заметил охотник?
-почему охотник влез на дерево?
-из кого состояла медвежья семья?
-кто такой пестун?
-как пестун купал медвежат?
-нравилось ли медвежатам купаться?
-Полезно ли было медвежатам купаться?
-Перескажи по плану
Для выполнения этого задания вам нужно после прочтения рассказа составить с ребенком план пересказа. Для того чтобы пересказ получился последовательным, вы можете использовать различные приемы. Один из них
-вопросы по содержанию, которые вы будете задавать ребенку в соответствии с развитием сюжета рассказа. Ответы ребенка должны быть полными-это будет прообраз последовательного пересказа.
Составляем рассказ-описание:
Прежде всего, нужно использовать предметные картинки. Предметные картинки — это изображение какого-нибудь предмета или явления. Можно использовать фотографию, рисунок - главное, чтобы ребенку было известно, что за предмет он видит перед собой на картинке.
Пример: Клубника.
Эго клубника. Клубника - садовая ягода, потому что растет в саду, на грядке. Клубника красного цвета, круглая, мягкая, сочная, сладкая. В мякоти клубники есть маленькие косточки. Листья у клубники зеленые. Клубнику можно есть свежий, можно сварить варенье, компот или сделать сок.
Пересказ прочитанной сказки:
Сказка очень удобный материал для работы по развитию связной речи. Сюжет сказки очень привлекателен, интересен для ребенка. Слушая сказку, ребенок внимательно следит за тем, как развивается действие. Это приучает к целостному восприятию материала, а также развивает способность к
последовательности в высказываниях и передаче мысли. Очень полезны сказки «с продолжением», они способствуют, помимо развития связной речи, развитию внимания, памяти, логического мышления и -воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей дошкольного возраста связной речи"
Больше игр, больше ролей,больше перевоплощений - и хорошая, чистая речь обеспечена вашим воспитанникам!...
Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...
"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
За последние годы в детских садах увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи. Именно этой проблеме посвящен этот материал....
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного простран...